город Омск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А70-17005/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14490/2021) садоводческого некоммерческого товарищества "Светлое" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.11.2021 по делу N А70-17005/2021 (судья Шанаурина Ю.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к садоводческому некоммерческому товариществу "Светлое" (ИНН 7224007196, ОГРН 1047200565785) о взыскании 166 476 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Светлое" (далее - ответчик, СНТ "Светлое") о взыскании задолженности по договору от 10.10.2019 N ТО02КО0101228967 за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за январь, декабрь 2020 года, за апрель 2021 года в общей сумме 151 164 рубля 98 копеек, пени за период с 11.02.2020 по 21.08.2021 в сумме 15 311 рублей 84 копейки, а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 22.08.2021, по день фактической оплаты долга по день фактического исполнения обязательства.
Исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 25.11.2021 Арбитражный суд Тюменской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ "Светлое" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней ее податель указывает следующее: суд, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, не выяснил фактические обстоятельства дела, а именно - в приложении к договору определен адрес контейнерной площадки: Тюменская область, г.Тюмень, Салаирский тракт, переулок, д.1, в связи с чем оплачивать вывоз ТКО с площадки по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Решетникова, ул. Береговая, д.1, товарищество не обязано; 24.03.2021 сторонами составлен акт осмотра, которым установлено количество эксплуатируемых участков - 52, количество неэксплуатируемых - 52; истцом допущено злоупотребление правом, поскольку не учтено, что ответчик 13.01.2020 направил истцу заявку, в которой просил внести изменения в договор и производить расчет исходя из фактического вывоза, в связи с наличием у Товарищества контейнерной площадки по адресу: ул. Салаирский тракт, 15, (2 контейнера объемом 0, 75 куб.м), включенной в реестр мест (площадок) накопления ТКО; расчет платы за услуги ТКО следует производить исходя из количества контейнеров, а не по нормативу, как рассчитывает истец; решением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19.08.2021 по делу N А66а-978/2021 отменен нормативов для садоводов; неверный расчет неустойки, без учета положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ООО "ТЭО" в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции письменным отзывом на апелляционную жалобу не согласилось с ее доводами, просило отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Распоряжениями Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21, от 27.06.2019 N 133/01-21 утверждены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ТЭО", а также нормативы твердых коммунальных отходов.
Потенциальные потребители извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО с истцом посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Как установлено решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2021 по делу N А70-20259/2020 (часть 2 статьи 69 АПК РФ) СНТ "Светлое" заявку на заключение договора не направило, в связи с чем проект договора N ТО02КО0101008967 от 10.10.2019 направлен товариществу 21.11.2019.
Подписанный экземпляр договора истцу возвращен не был.
В рамках настоящего дела, обращаясь с иском, ООО "ТЭО" указало на оказание товариществу услуг по обращению с ТКО в январе, декабре 2020 года, в апреле 2021 года на общую сумму 151 164 руб. 98 коп., в подтверждение чего представило счета, УПД.
Поскольку в добровольном порядке услуги оплачены не были, претензионные требования не исполнены, ООО "ТЭО" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 333, 424, 426, 429.4, 779, 781 ГК РФ, положениями Закона N 89-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), нормами Правил N 1156, Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16, учитывая определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, пришел к выводу о доказанности факта оказания ООО "ТЭО" услуг в исковой период в заявленном объеме, в связи с чем исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его изменения, исходя из следующего.
В настоящем случае правоотношения сторон сложились из договора возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), условиями договора и специальными нормами Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу главы 39 ГК РФ оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги (или его деятельность).
Между тем, при разрешении настоящего спора следует принимать во внимание положения законодательства об отходах производства и потребления, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил N 1156, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
В данном случае, учитывая, что доказательств подписания ответчиком проекта договора от 10.10.2019 N ТО02КО0101228967 в материалы судебного дела не представлено, в исковой период отношения сторон урегулированы условиями типового договора, направленного истцом ответчику.
При этом, исходя из положений Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N217-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), при отсутствии сведений о заключении членами товарищества прямых договоров с региональным оператором в порядке подпунктов "г"-"е" пункта 148(11) Правил N 354, именно на СНТ "Светлое" лежала обязанность по заключению договора по обращению с ТКО.
Как указано выше, в договоре указано наименование объекта - СНТ "Светлое", адрес: Тюменская область, город Тюмень, Салаирский тракт, способ расчета - по нормативу, количество расчетных единиц - 622 (участники (члены), периодичность вывоза - согласно СанПин, дата начала оказания услуг - 01.01.2019.
Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Вместе с тем, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
В данном случае доказательств того, что в исковой период (январь, декабрь 2020 года, апрель 2021 года) садоводческое товарищество не функционировало и земельные участи членами садоводческого товарищества не эксплуатировались в материалы судебного дела не представлено.
Следовательно, ТКО от деятельности ответчика в исковой период безусловно образовывались и складировались, то есть вывозились с определенных контейнерных площадок региональным оператором как единственным уполномоченным на оказание данного вида услуг, лицом
Доказательств явного уклонения регионального оператора от оказания услуг, испрашиваемых абонентом, некачественного оказания таких услуг региональным оператором, или неосуществления деятельности ответчик не представил.
Доказательств того, что ответчик осуществлял сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением третьих лиц, ответчиком в материалы дела также не предоставлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об оказании истцом ответчику услуг по обращению с ТКО.
Между тем, в данном случае подлежат учету установленные решениями Арбитражного суда Тюменской области по делам N А70-20259/2020, А70-923/2021, А70-9428/2021, следующие обстоятельства (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
31.12.2019 истцу вручено письмо СНТ "Светлое", в котором товарищество выражает несогласие с ранее направленными документами на оплату, расчетом по нормативу исходя из 622 садоводств, и просит выставлять документы по фактическим объемам по вывозу ТКО, сообщить о принятом решении.
Заявлением от 13.01.2020 товарищество просило внести изменения в договор N ТО02КО0101008967, изменив единицу расчета норматива с участников СНТ на количество контейнеров с момента заключения договора, приложив график вывоза ТКО.
Письмом исх.N 0199 от 14.01.2020 в ответ на заявление от 31.12.2019 ООО "ТЭО" разъясняет правила расчета платы за оказываемые услуги, указывает, что изменение расчета за прошлые периоды не предусмотрено.
Данные обстоятельства подтверждаются и материалами настоящего дела (приложение к отзыву на иску).
Кроме того, из представленной ответчиком выписки из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, усматривается, что в реестр внесена запись в отношении ответчика, согласно которой у ответчика по адресу: ул. Салаирский тракт, 15, установлено 2 контейнера объемом 0, 75 куб.м для накопления ТКО.
При этом, в соответствии с Приложением N 6.1 к распоряжению Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области" указанная контейнерная площадка включена в реестра под N 839, с даты вступления указанного распоряжения, то есть с 30.12.2019 (дата официального опубликования).
Статьей 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, данными в п. 1 постановления Президиума от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В силу приведенных выше норм, коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, осуществляется в случае, когда правоотношения между потребителем и региональным оператором регулируются условиями типового договора (до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО), либо (если такой договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами заключен) в случае выбора данного способа коммерческого учета самим потребителем.
Вместе с тем, товариществом фактически заявлено о применении к нему способа учета исходя из количества установленных контейнеров.
ООО "ТЭО", не предприняв дальнейших мер по согласованию условий договора, производило расчет по нормативу, который значительно более выгоден для истца, чем расчет исходя из количества контейнеров, тем самым навязывая ответчику невыгодные для последнего условия договора по обращению с ТКО и игнорируя волеизъявление потребителя относительно выбора способа коммерческого учета ТКО.
Суд апелляционной инстанции, оценив позицию истца с точки зрения причин, по которым с 13.01.2020 ответчику производится начисление объемов исходя из норматива без учета заявления ответчика о переходе к расчету исходя из фактического вывоза, считает позицию истца не соответствующей принципу добросовестного поведения участников гражданского оборота и противоречащей Правилам N 1156, презюмирующими наличие между сторонами договорных отношений на условиях типового договора и без подписанного на бумажном носителе соглашения.
К аналогичным выводам при оценке поведения ООО "ТЭО" пришли суды в рамках дел N А70-20259/2020, N А70-923/2021, N А70-9428/2021.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции при определении объема обязательств ответчика перед истцом за оказанные в январе, декабре 2020 года, апреле 2021 года услуги по обращению с ТКО исходит из количества установленных у ответчика на контейнерной площадке, внесенной в реестр, контейнеров (2 контейнера по 0,75 куб.м каждый) и заявленного в заявке от 13.01.2020 количества вывозов ТКО в январе и декабре (1 раз в месяц), в апреле (2 раза в месяц).
Нормативы накопления ТКО были предусмотрены распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01-21 для садоводческих некоммерческих товариществ в размере 160,62 кг в год или 1,37 куб.м в год.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19.08.2021 (дата объявления резолютивной части) по делу N 66а-978/2021 пункт 9 приложения N 2 к распоряжению N 624/01-21 признан недействующим со дня принятия.
Вместе с тем, распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.09.2021 N 104/01-21 "Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ"" установлено, оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Согласно приложению к распоряжению расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 участник (член), норматив накопления ТКО - 160,62 кг/год.
Таким образом, норматив не изменился.
В силу пункта 4 Правил N 505, в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).
Таким образом, средняя плотность твердых коммунальных отходов для объектов ответчика составляет 117,2408759.
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 N 303/01-21 истцу установлен тариф за услуги по обращению с ТКО на период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 5895, 11 руб. за тонну (с учетом НДС). Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 N 303/01-21 истцу установлен тариф за услуги по обращению с ТКО на период с 01.10.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 6130 рублей 91 копейка за тонну с учетом НДС.
Принимая во внимание количество заявленных ответчиком (в заявлении от 13.01.2020) вывозов твердых коммунальных отходов, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание объемы контейнеров, плотность твердых коммунальных отходов и тарифы спорного периода, произвел собственный расчет стоимости услуг по обращению с твердых коммунальных отходов: за январь 2020 - 1036 рублей 50 копеек, за декабрь 2020 года - 1078 рублей 19 копеек, за апрель 2021 года - 2156 рублей 38 копеек. Общая сумма составляет 4271 рубль 07 копеек.
Исходя из изложенного, исковые требования о взыскании долга подлежат частичному удовлетворению в сумме 4271 рубль 07 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
В силу пункта 65 Постановления N 7 по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Согласно пункту 22 Правил N 1156 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг подтверждено материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика неустойки, а также о применении к ответчику ответственности в виде начисления неустойки по день фактической оплаты суммы долга, является обоснованным.
По расчету суда неустойка за период с 11.02.2020 по 21.08.2021, исходя из установленной судом апелляционной инстанции суммы долга, составила 404 рубля 68 копеек.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению, исковые требования частичному удовлетворению в сумме 4217 рубль 07 копеек основного долга, 404 рублей 68 копеек неустойки.
В связи с частичным удовлетворением иска и апелляционной жалобы судебные расходы по оплате государственной пошлины в соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ относятся на сторон пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
С учетом того, что исковые требования удовлетворены в общей сумме 4675 рублей 75 копеек, что составляет 2,81% от заявленных в иске на сумму 166 476 рублей 82 копейки, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 168 рублей судебных расходов по государственной пошлине по иску.
Соответственно, с учетом того, что процент отказа в удовлетворении иска составляет 97,19, то с истца в пользу ответчика подлежат взысканию 2915 рублей 17 копеек судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
В результате зачета судебных расходов по государственной пошлине, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию 2747 рублей 70 копеек судебных расходов по государственной пошлине.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.11.2021 по делу N А70-17005/2021 изменить, изложив резолютивную часть следующим образом.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Светлое" (ИНН 7224007196, ОГРН 1047200565785) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) 4675 рублей 75 копеек, из которых: 4271 рубль 07 копеек - долг по договору от 10.10.2019 N ТО02КО0101008967 за период январь, декабрь 2020 года, апрель 2021 года, 404 рубля 68 копеек - пени за период с 11.02.2020 по 21.08.2021, а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга - 427 рубль 07 копеек, начиная с 22.08.2021, по день фактической оплаты долга.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Светлое" (ИНН 7224007196, ОГРН 1047200565785) 2747 рублей 70 копеек судебных расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17005/2021
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "СВЕТЛОЕ"
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2311/2022
15.08.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7611/2023
22.12.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-17005/2021
04.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2311/2022
25.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14490/2021
25.11.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-17005/2021