г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А26-4461/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.,
судей Смирновой Я.Г., Жуковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии представителя Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - Мосунова П.Е.. (доверенность от 10.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2345/2022) Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2021 по делу N А26-4461/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Прионежская сервисная компания+"
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации
2) Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: 1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерство обороны Российской Федерации
2) общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прионежская сервисная компания+" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 1 301 219 руб. 10 коп. задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.04.2020 по 31.08.2021 и 40 000 руб. судебных издержек.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России и ООО "Главное управление жилищным фондом".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2021 исковые требования, а также требования об оплате услуг представителя удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что с учетом предусмотренной Уставом учреждения правоспособности и при отсутствии соответствующих расходных обязательств Учреждение не является надлежащим ответчиком по делу; такие обязательства согласно решению Министерства обороны Российской Федерации возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"). Полагает, что оснований для взыскания платы за поставку теплоресурса не имеется в силу отсутствия заключенного в установленном порядке государственного контракта на теплоснабжение. Кроме того, апеллянт считает, что данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Республики Карелия с нарушением правил подсудности. Также в апелляционной жалобе указывает, что истцом не доказано наличие отказа или невозможности исполнения требований со стороны учреждения в соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем оснований для привлечения в порядке субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ по обязательствам учреждения не имеется. Считает сумму взысканных судом судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб. чрезмерной.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия истца.
Как следует из письменных материалов дела, общество осуществляет полномочия по содержанию общедомового имущества многоквартирных домов в Республике Карелия, а именно: Пряжинский р-н., п. Кунгозерский, д.1; Пряжинский р-н., п. Матросы, Площадка, д.1, кор. В/Г 43, д.2, кор. В/Г 43, д.4, кор.В/Г 43; Прионежский р-н, п. Чална, ул. Армейская, д.1, кор. В/Г 71, д.2, кор. В/Г 71, д.3, кор. В/Г 71, д.4, кор. В/Г 71; Прионежский р-н., п. Чална-1, ул. Завражнова, д.3, д.40, д.41, д.42, д.45, д.48; Прионежский р-н., п. Чална-1, ул. Весельницкого, д.47, д.49, д.50, д.54, д.55, на основании распоряжений Администрации Пряжинского национального муниципального района от 31.08.2020 N 219 и Администрации Прионежского муниципального района от 16.01.2020 N 11.
Жилые помещения в вышеуказанных многоквартирных домах закреплены на праве оперативного управления за учреждением.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.04.2020 по 31.08.2021, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В пункте 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Кодекса).
В пункте 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ). Объектами теплоснабжения в данном случае являются пустующие жилые помещения.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
С учетом изложенных правовых норм и установленного факта закрепления недвижимого имущества за ответчиком на праве оперативного управления, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из доказанности факта предоставления коммунальных услуг, и недоказанности ответчиком надлежащего исполнения обязанности по их оплате.
Доводы апеллянта о том, что учреждение не является лицом, ответственным за содержание объектов Министерства обороны, судом отклоняются в отсутствие доказательств возложения функций по управлению многоквартирными домами, на ФГБУ "ЦЖКУ", что предоставляло бы последнему полномочия исполнителя коммунальных услуг.
Как законный владелец имущества Учреждение в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов наравне с другими собственниками (владельцами) помещений в многоквартирном жилом доме, поскольку является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому обязано их оплатить.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества.
Доводы ответчика о необоснованности предъявленных требований ввиду отсутствия заключенного между истцом и Учреждением контракта на оказание услуг и договора управления многоквартирными домами подлежат отклонению, поскольку отсутствие договоров, заключенных с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирными домами, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату коммунальных услуг (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Иной правовой подход приведет к неосновательному обогащению ответчика и противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.
Как разъяснено в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта. Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения платы на содержание.
Указанные разъяснения применимы и к ситуации, когда помещение закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением, обязанным в силу статей 210 и 296 ГК РФ нести расходы по оплате коммунальных услуг в отношении этого помещения.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно удовлетворил заявленный иск.
Относительно доводов апелляционной жалобы об отсутствии оснований для привлечения в порядке субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ по обязательствам учреждения суд пришел к следующим выводам.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 ГК РФ. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд иска к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
По смыслу пункта 7 Постановления N 21 в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 БК РФ установлено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце четвертом пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств по денежным обязательствам Учреждения, к субсидиарной ответственности, в случае отсутствия у Учреждения денежных средств.
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Следовательно, предъявление иска о взыскании задолженности к Учреждению (основному должнику) и к Российской Федерации в лице Министерства (субсидиарному должнику) не противоречит закону.
Утверждение подателя жалобы о том, что настоящий иск подлежал рассмотрению Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учитывая юридический адрес Учреждения, апелляционным судом отклоняется с учетом следующего.
По общему правилу территориальной подсудности, закрепленному в статье 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Частью 4 статьи 36 АПК РФ предусмотрено, что иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, по выбору истца может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
Из жилищных норм, регулирующих отношения между управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме, следует, что взаимные обязательства данных лиц могут оформляться договором, но при отсутствии такого договора обязательства, тем не менее, возникают в силу прямого указания закона и при этом имеют характер договорных отношений и должны исполняться сторонами в месте, где расположен многоквартирный дом.
В данном случае требования истца мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных обществом как управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома, в связи с чем настоящий спор обоснованно рассмотрен арбитражным судом по месту исполнения обязательства.
Апелляционный суд отмечает, что правовые позиции, которые приведены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" применены быть в настоящем деле не могу с учетом их формирования позднее принятия судом первой инстанции решения, которое вынесено с учетом ранее сформированной судебной практики, виду чего не может быть признано незаконным.
Доводы апеллянта о необоснованности и чрезмерности судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание фактический объем совершенных действий при рассмотрении дела в суде длительность рассмотрения дела, характер спора и среднюю стоимость аналогичных услуг в регионе, правомерно принял решение что размер издержек разумный и обоснованный, подлежащий взысканию в полном размере.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2021 по делу N А26-4461/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4461/2021
Истец: ООО "Прионежская сервисная компания+"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "СЗТУ имущественных отношений" Минобороны России, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Третье лицо: ООО "Главное управление жилищным фондом", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России