г. Москва |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А40-121760/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО Частное охранное предприятие "Викэм"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.10.2021
по делу N А40-121760/21, принятое судьей Хабаровой К.М.,
по иску ООО Частное охранное предприятие "Викэм" (ОГРН 1027739373408)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании права на применение льготной арендной ставки, об обязании произвести перерасчет арендной платы,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Афанасьев Д.А. по доверенности от 07.06.2021, диплом 1077040132104 от 21.02.2019;
от ответчика: Апрелов С.А. по доверенности от 13.12.2021 диплом N ДВС 1097827 от 21.02.2019;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Викэм" (далее - истец, ООО "ЧОП "Викэм") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании права истца на применение льготной арендной ставки по Договору аренды от 13.02.2008 г. N 08-00043/08 в размере 4750 рублей за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г.; об обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы по указанному договору, начиная с 01.01.2020 г. до 31.12.2021 г., исходя из ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-121760/21 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель ответчика требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ми 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.02.2008 г между ООО "ЧОП "Викэм" (арендатором) и Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) был заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в собственности Москвы N 08-00043/08 (далее - Договор), по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект общей площадью 64,70 кв.м., расположенный по адресу г.Москва, ЗАО, ул. Давыдковская, д. 6 (далее - Помещение).
27.07.2015 г. на основании дополнительного соглашения срок Договора продлен до 26.07.2020 г. и установлена ставка арендной платы за 1кв.м/год, равная 10036 руб. без учета НДС.
11.11.2020 г. на основании дополнительного соглашения срок Договора продлен до 27.07.2025 г. и установлена ставка арендной платы за 1кв.м/год, равная 10036 руб. без учета НДС.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А40-192645/19 признано право ООО "ЧОП "Викэм" на применение льготной арендной ставки по Договору в размере 3500 руб. за 1 кв.м. в год в период с 27.07.2015 г. по 31.12.2016 г., в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г.
26.12.2019 г. истец обратился в Департамент с просьбой установить на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 льготную ставку арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год.
17.01.2019 г. Департамент письмом N ДГИ-1-114549/19-1 указал на отсутствие оснований для предоставлении имущественной поддержки на 2020 г.
11.05.2021 г. истец обратился в Департамент с досудебным требованием установить на период с 01.01.2020 по 31.12.2021 льготную ставку арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год.
01.06.2021 г. Департамент письмом N ДГИ-Э-57252/21-1 отказал истцу в предоставлении имущественной поддержки на 2020-2021 гг.
Материалами дела подтверждается, что истец является субъектом малого предпринимательства и арендует помещение площадью до 300 кв.м., что подтверждается выпиской из реестра малого и среднего предпринимательства.
Согласно п.1.1. постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 г. "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП) истцу как субъекту малого предпринимательства должна быть установлена минимальная ставка арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год за 2020-2021 гг.
На основании п.п.1 и 5 постановления Правительства Москвы N 800-ПП субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда находящиеся в собственности г.Москвы, по договорам аренды без проведения торгов, площадью до 300 кв.м. (п.1.1) предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м. в год за в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 г.
В рамках выделенной группы субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год в период 2014-2016 гг., в размере 4500 руб. за кв.м. в год в период 2017-2019 гг., в размере 4750 руб. за кв.м. в год в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 г.
Истец указал, что он как субъекта малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., имеет право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 01.01.2020 по 31.12.2021 г.
Ответчик, возражая против исковых требований, сослался на то, что, начиная с 01.01.2020 истец может рассчитывать на получение льготной ставки в размере, установленном п.1(1) Постановления Правительства Москвы N 800-ПП, только на основании решения Межведомственной комиссии (далее - МВК), при соблюдении условий и критериев, определенных в постановлении.
Согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
На основании ст.18 Закона N 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Как указано в ст.19 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется органами исполнительной власти города Москвы в виде передачи во владение и (или) в пользование имущества города Москвы, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе (в том числе на льготных условиях). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению, определяемому в момент его передачи.
То есть, полномочия по определению субъектного состава и порядка предоставления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства делегировано субъектам Российской Федерации.
Согласно пп."д" п.2 ст.21, п.1 ст.26.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы (п.3, 4 ст.20, ст.44 Закона г.Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", ст.11 Закона г.Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", ст.3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
Порядок передачи объектов недвижимого имущества города Москвы во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, а также порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается Правительством Москвы (п.1 ст.11 Закона г.Москвы от 26.12.2007 N 53 "Об имущественной казне города Москвы", п.7 ст.19 Закона г.Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", ст.21 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание, что Правительством Москвы принято постановление N 800-ПП, в котором сформулированы критерии субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), которым оказывается имущественная поддержка в виде передачи имущества на льготных условиях.
Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять группы СМП, а перечень оснований предоставления имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы СМП, арендующим объекты нежилого фонда, находящейся в имущественной казне города Москвы.
При этом в рамках выделенных групп СМП каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы.
В соответствии с Постановлением N 800-ПП (в редакции от 22.09.2020) имущественная поддержка предоставляется следующим категориям:
1. СМП, арендующие объекты нежилого фонда до 300 кв.м., по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 ст.17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. СМП, арендующие объекты нежилого фонда, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов и осуществляющих деятельность в области медицины и образования;
3. СМП, арендующие объекты нежилого фонда, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, осуществляющие деятельность в области торговли продовольственными группами товаров, социального питания, бытового обслуживания, физической культуры и спорта, культуры, производства или ремесленной деятельности;
4. СМП, арендующие объекты нежилого фонда, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, использующие труд инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов:
5. СМП, арендующие объекты нежилого фонда по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, заключивших дополнительное соглашение о продление срока действия договора аренды с установлением рыночной ставки арендной платы.
Согласно п.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (редакция от 22.09.2020) с 01.01.2020 установлена ставка арендной платы в размере 4750 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 ст.17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно указанной норме по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП определено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, в том числе договорами аренды, заключенными в порядке и на условиях, установленных частью 9 ст.17.1 Закона N 135-ФЗ, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 1 января 2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном п. 2.1 настоящего постановления.
Пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП установлено, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в п.1(1) настоящего постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в МВК отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия МВК в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п.1(1) настоящего постановления.
Нормы данного постановления в части установления ставок арендной платы субъектам малого предпринимательства являются императивными и не подлежат расширительному толкованию.
Постановление Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции от 22.09.2020) не отменено, в судебном порядке не оспорено, незаконным полностью или в части не признано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Договор заключен в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст.17.1 Закона N 135-ФЗ, учитывая положения п.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, рассмотрение вопроса предоставления льготной арендной ставки возможно на основании обращения в МВК.
То есть, начиная с 01.01.2020 истец может рассчитывать на получение льготной ставки в размере, установленном п.1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП только на основании решения МВК при соблюдении условий и критериев, определенных в постановлении Правительства Москвы N 800-ПП.
Между тем, истец не представил в материалы дела доказательства обращения в МВК с заявлением с приложением необходимых документов, а также доказательств принятия МВК решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы на 2020-2021 год в соответствии с требованиями, установленными в постановлении Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (ред. от 24.11.2020) "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы".
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что истец как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда общей площадью 64,70 кв.м. (то есть до 300 кв.м.), находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной постановлением Правительства Москвы N 800-ПП, на спорное арендуемое помещение в соответствующие периоды.
При этом само по себе заключение сторонами дополнительных соглашений о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору аренды предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки. Такой правовой подход по применению положений законодательства о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства (в том числе нормативно-правовых актов Москвы) соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, N 305-ЭС19-26856, от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888, N 305-ЭС20-7258.
Изменение судебной практики в связи с толкованием высшей судебной инстанцией содержания норм материального права не изменяет изначально установленного законом правового регулирования правоотношений участников гражданского оборота.
Кроме того, в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абз. 13 ст. 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применение льготной ставки арендной платы по Договору сохранились и на 2020, 2021 г.г.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что подлежат удовлетворению требования иска о признании за истцом права на применение льготной арендной ставки по Договору в размере 4750 рублей за 1 кв.м. в год в периоде 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. и обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы по Договору, начиная с 01.01.2020 г. до 31.12.2021 г., исходя из ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-268, п.2 ст.269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-121760/21 отменить.
Признать право ООО "ЧОП "ВИКЭМ" на применение льготной арендной ставки по Договору аренды от 13.02.2008 г. N 08-00043/08 в размере 4750 рублей за 1 кв.м. в год в периоде 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 13.02.2008 г. N 08-00043/08, начиная с 01.01.2020 г. до 31.12.2021 г., исходя из ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) в пользу ООО Частное охранное предприятие "Викэм" (ОГРН 1027739373408) расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121760/2021
Истец: ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИКЭМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ