г. Санкт-Петербург |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А56-80876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Некрестьянов Д.С. по доверенности от 11.10.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица-1: Кулаков А.А. по доверенности от 27.12.2021
от 3-го лица-2: Кулаков А.А. по доверенности от 18.01.2022
от 3-го лица-3: Рожавская С.А. по доверенности от 01.08.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-40489/2021, 13АП-40484/2021) УФАС по Санкт-Петербургу, ООО "Пулково Люкс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2021 по делу N А56-80876/2021, принятое
по заявлению ООО "ПЛГ"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Правительство Санкт-Петербурга; 2) Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга; 3) ООО "Пулково Люкс"
об оспаривании приказа, определения о назначении дела к рассмотрению
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПЛГ" (ОГРН: 1157847304780, адрес: 191167, Санкт-Петербург, наб. Синопская, д. 26, лит. А, пом. 2-Н, оф. 5/2; далее - заявитель, Общество, ООО "ПЛГ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании приказа о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 257/21 от 12.08.2021, определения о назначении дела к рассмотрению N 078/01/15-944/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Правительство Санкт-Петербурга (адрес: 190060, Санкт-Петербург, Смольный; далее - Правительство, третье лицо-1), Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (ОГРН: 1047844000082, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; далее - Комитет, третье лицо-2) и общество с ограниченной ответственностью "Пулково Люкс" (ОГРН: 1217800054823, адрес: 197342, Санкт-Петербург, шоссе Ланское, д. 8, лит. А, пом/оф. 4-Н/15, раб.м. 2; далее - ООО "Пулково Люкс", третье лицо-3).
Решением от 22.10.2021 суд первой инстанции признал недействительным приказ УФАС по Санкт-Петербургу о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 257/21 от 12.08.2021; в остальной части требований производство по делу прекратил; взыскал с УФАС по Санкт-Петербургу в пользу ООО "ПЛГ" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Санкт-Петербургу и ООО "Пулково Люкс" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда в части признания недействительным приказа УФАС по Санкт-Петербургу о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 257/21 от 12.08.2021.
В обоснование апелляционной жалобы УФАС указывает на то, что в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства носит длящийся характер, следовательно, срок давности согласно статье 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) должен исчисляться с момента обнаружения таких нарушений. Кроме того, податели апелляционных жалоб указывают на то, что Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 309 "О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район. Приморский проспект, участок 83 (восточнее пересечения с Яхтенной ул.)" (далее - Постановление N 309), принято во исполнение Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N 166 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 166), которое в рамках дела N А56-14607/2020 признано несоответствующим нормам антимонопольного законодательства и измененного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2021 N 446, что, по мнению антимонопольного органа, свидетельствует о длящемся характере нарушения.
В апелляционной жалобе ООО "Пулково Люкс" просит отменить принятое по делу решение и отказать ООО "ПЛГ" в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы также указывает на длящийся характер совершенного правонарушения.
Судебное заседание апелляционного суда было отложено на 22.02.2022 для дополнительного изучения материалов дела и доводов участников процесса.
В судебном заседании 22.02.2022 представитель ООО "Пулково Люкс" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители ООО "ПЛГ", Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга возражали против удовлетворения апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзывах.
УФАС по Санкт-Петербургу, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 12.08.2021 УФАС по Санкт-Петербургу вынесен приказ N 257/21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому Управление решило: "Возбудить дело N 078/01/15-944/2021 по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в создании преимущественных условий доступа ООО "Плаза Лотос Груп" к государственному имуществу - земельному участку путем издания постановления Правительства-Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 309 "О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район. Приморский проспект, участок 83 (восточнее пересечения с Яхтенной ул.)", которое в совокупности с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N 166 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории Санкт-Петербурга", принятого с нарушением процедуры присвоения статуса стратегического инвестора, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга", а также с нарушением Федерального закона от 28.11.2011 N335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (подтверждено судебными актами по арбитражному делу N А56-14607/2020), что могло привести к недопущению конкуренции при предоставлении без проведения торгов земельного участка ООО "Плаза Лотос Групп" для строительства" (л.д.8-9).
16.08.2021 УФАС по Санкт-Петербургу вынесено определение о назначении дела N 078/01/15-944/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
Не согласившись с вынесенным приказом N 257/21 от 12.08.2021 и определением о назначении дела к рассмотрению N 078/01/15-944/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит признать указанные акты Управления незаконными.
Суд первой инстанции производство по делу в части требования об оспаривании определения от 16.08.2021 о назначении дела N 078/01/15-944/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению прекратил (в указанной части принятое по делу решение в апелляционном порядке не обжалуется); признал недействительным приказ УФАС по Санкт-Петербургу N 257/21 от 12.08.2021, придя к выводу об истечении к моменту возбуждения дела срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционных жалоб сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей заявителя и третьих лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в обжалуемой части в виду следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135- ФЗ) при рассмотрении заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе, в следующих случаях: по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона N 135-ФЗ в случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии.
Согласно пункту 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) приказ антимонопольного органа о назначении проверки, приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимаемые на основании части 6 статьи 25.1, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции, не являются актами, которыми разрешается вопрос о наличии в действиях лица соответствующих нарушений. В связи с этим при оспаривании указанных актов арбитражный суд должен проверить только основания, исключающие в силу закона возможность их вынесения.
Абз. 3 пункта 51 Постановления Пленума ВС РФ N 2 установлено, что приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорен по основаниям, исключающим возможность возбуждения дела согласно части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, например, в связи с истечением к моменту возбуждения дела срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 41.1, пункт 5 части 9 статьи 44 Закона).
Суд первой инстанции, установив, что датой совершения вменяемых Управлением нарушений является дата принятия Правительством Санкт-Петербурга Постановления N 309, принятого 28.04.2016 и опубликованного на сайте Администрации Санкт-Петербурга 04.05.2016, пришел к выводу об истечении трехлетнего срока давности со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства на дату вынесения указанного Приказа от 12.08.2021.
В обоснование апелляционных жалоб УФАС и ООО "Пулково Люкс" указывают на то, что в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства носит длящийся характер, следовательно, срок давности согласно статье 41.1 Закона N 135-ФЗ) должен исчисляться с момента обнаружения таких нарушений, а именно с момента вынесения УФАС решения от 20.11.2019 N 078/01/15-43/2019, которым признано нарушение Правительством Санкт-Петербурга пунктов 2 и 6 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в признании Постановлением N 166 инвестиционного товарищества стратегическим инвестором Санкт-Петербурга, что обеспечило ООО "НТД" получение без проведения торгов двух земельных участков для строительства гостиниц путем принятия Правительством Санкт-Петербурга Постановлений N 372, 373, привело к недопущению конкуренции за право реализации стратегического инвестиционного проекта и заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях и может иметь результатом ограничение конкуренции на товарном рынке инвестиционно-строительной деятельности (работ, услуг).
Кроме того, податели апелляционных жалоб указывают на то, что Постановление N 309 принято во исполнение Постановления N 166, которое в рамках дела N А56-14607/2020 признано несоответствующим нормам антимонопольного законодательства и измененного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2021 N 446.
Как следует из оспариваемого приказа УФАС от 12.08.2021 N 257/21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, Управление решило: "Возбудить дело N 078/01/15-944/2021 по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившимся в создании преимущественных условий доступа ООО "Плаза Лотос Груп" к государственному имуществу - земельному участку, путем издания Постановления от 28.04.2016 N 309_".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что возможное нарушение Правительства Санкт-Петербурга выражается именно в незаконном предоставлении земельного участка путем издания Постановления N 309 от 28.04.2016, что прямо следует из текста Приказа УФАС.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, исходя из того, что состав нарушения антимонопольного законодательства является совершенным (законченным) с момента принятия Постановления N 309 о предоставлении ООО "Плаза Лотос Груп" спорного земельного участка, приходит к выводу о том, что вмененное нарушение Закона о защите конкуренции не является длящимся.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.05.2021 по делу N А56-14607/2020, на которое антимонопольный орган сослался в оспариваемом Приказе. На странице 14 указанного постановления кассационный суд указал, что "дело N 078/01/15-43/2019 возбуждено приказом Управления от 03.04.2019 N 106/19. В этом деле Правительству Санкт-Петербурга вменено принятие Постановления N 166, которое позволило ООО "НТД" на основании Постановлений NN 372, 373 получить земельные участки без проведения торгов и привело к недопущению конкуренции за право реализации стратегического инвестиционного проекта, заключения договоров аренды земельных участков на инвестиционных условиях. Апелляционным судом установлено, что Постановление N 166 не было опубликовано. Вместе с тем принятые во исполнение Постановления N 166 Постановления NN 372, 373 вынесены 20.05.2016, договоры аренды земельных участков на инвестиционных условиях заключены ООО "НТД" и Комитетом имущественных отношений 24.10.2016, разрешения на строительство выданы ООО "НТД" 19.06.2018 и 20.06.2018. С учетом данных фактических обстоятельств установленный пунктом 41.1 Закона N 135-ФЗ срок давности Управлением не пропущен".
Таким образом, суд кассационной инстанции согласился с позицией Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 23.12.2020 по делу N А56-14607/2020 по аналогичному спору, о том, что срок давности возбуждения антимонопольного дела исчисляется в даты вынесения Постановления Правительства Санкт-Петербурга.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 20.02.2018 N 306-КГ17-228948, от 11.08.2019 N 306-КГ16-10234, от 19.04.2017 N 306-КГ17-3640.
При изложенных обстоятельствах, Приказ УФАС по Санкт-Петербургу от 12.08.2021 N 257/21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства правомерно и обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная ООО "Пулково Люкс" государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2021 года по делу N А56-80876/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "Пулково Люкс" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Пулково Люкс" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80876/2021
Истец: ООО "ПЛГ"
Ответчик: А56-89556/2021, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ООО "ПУЛКОВО ЛЮКС", Правительство Санкт-Петербурга