город Томск |
|
4 марта 2022 г. |
Дело N А03-11799/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камела-Инвест Холдингз" (07АП-769/2022) на решение от 26.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11799/2021 (судья Музюкин Д.В.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Камела-Инвест Холдингз" о взыскании финансовой санкции в размере 3500 руб..
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Камела-Инвест Холдингз" (далее - ООО "Камела-Инвест Холдингз", общество) о взыскании финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), по форме СЗВ-М "исходная" за отчетные периоды февраль 2019 года, июнь 2019 года, август 2019 года, октябрь 2019 года, октябрь 2020 года общем размере 3 500 руб.
Определением от 08.11.2021 суд произвел процессуальную замену заявителя по делу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Барнауле Алтайского края на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Пенсионный фонд).
Решением от 26.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края с ООО "Камела-Инвест Холдингз" в пользу Пенсионного фонда взысканы финансовые санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что общество практически не ведет предпринимательскую, какую-либо иную коммерческую деятельность, не заключало трудовые, гражданско-правовые договоры, за весь период своего существования не начисляло и не перечисляло страховые взносы; представляло отчеты, но это право юридического лица, а не обязанность, за неисполнение которой предусмотрены штрафные санкции. Пенсионный фонд не праве взыскивать финансовые санкции.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от Пенсионного фонда не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Камела-Инвест Холдингз" является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), регистрационный номер - 032-010-128308.
Страхователем в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за отчетные периоды:
февраль 2019 года - 13.10.2020 в отношении 1 застрахованного лица,
июнь 2019 года - 16.07.2019 в отношении 1 застрахованного лица,
август 2019 года - 19.09.2019 в отношении 2 застрахованных лиц,
октябрь 2019 года - 13.10.2020 в отношении 2 застрахованных лиц,
октябрь 2020 года - 19.11.2020 в отношении 1 застрахованного лица.
Пенсионным фондом в отношении общества проведена проверка по факту нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.08.2019 N 032S18190011682, от 09.10.2019 N 032S18190013777, от 07.12.2020 N 032S18200015518, от 07.12.2020 N 032S18200015519, от 07.12.2020 N 032S18200015520.
На основании указанных актов Пенсионным фондом приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 032S19190012731, N 032S19190014506, N 032S19210000663, N 032S19210000664, N 032S19210000665, в соответствии с которыми общество привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общем размере 3 500 руб.
Страхователю направлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых предложен срок для добровольной уплаты.
Суммы штрафа в установленный срок обществом не уплачены, в связи с чем Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное предоставление отчетности по форме СЗВ-М.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
С учетом требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц должны быть представлены за отчетный период февраль 2019 года не позднее 15.03.2019, за отчетный период июнь 2019 года не позднее 15.07.2019, за отчетный период август 2019 года не позднее 16.09.2019, за отчетный период октябрь 2019 года не позднее 15.11.2019, за отчетный период октябрь 2020 года не позднее 16.11.2020.
Судом установлено, что общество сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные спорные периоды представило с нарушением установленного законом срока, за отчетные периоды:
февраль 2019 года - 13.10.2020 в отношении 1 застрахованного лица,
июнь 2019 года - 16.07.2019 в отношении 1 застрахованного лица,
август 2019 года - 19.09.2019 в отношении 2 застрахованных лиц,
октябрь 2019 года - 13.10.2020 в отношении 2 застрахованных лиц,
октябрь 2020 года - 19.11.2020 в отношении 1 застрахованного лица.
Факт совершения обществом правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М с типом "исходная" подтверждается материалами дела.
Размер финансовых санкций Пенсионным фондом определен в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременность предоставления сведений по форме СЗВ-М.
Доводы общества о том, что не осуществляло предпринимательскую деятельность, не заключало трудовые договоры, иные договоры гражданско-правового характера, не перечисляло и не уплачивало страховые взносы за каких-либо физических лиц, не имело отношений с застрахованными лицами, правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие положениям законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, об обязательном пенсионном страховании.
ООО "КамелаИнвест Холдингз" были представлены сведения за все спорные отчетные периоды в отношении Пономарева Виталия Олеговича и за отчетные периоды август и октябрь 2019 года в отношении Токарева Андрея Борисовича.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества следует, что 13.02.2019 внесена запись о том, что Пономарев Виталий Олегович является генеральным директором. Из представленных возражений общества и приложенных к ним документам также следует, что Пономарев Виталий Олегович является директором общества. Кроме того, Пономарев Виталий Олегович указан в качестве учредителя общества.
Следовательно, Пономарев Виталий Олегович, исполняя обязанности генерального директора общества, являлся застрахованным лицом, в отношении которого общество выступает страхователем и имеет обязанность по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета.
Указанное согласуется с представленными обществом с нарушением срока сведениями по форме СЗВ-М за спорные периоды.
Учитывая, что сведения в отношении Токарева Андрея Борисовича также были представлены по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд, при этом страхователь не направил в Пенсионный фонд отменяющую либо корректирующую формы в отношении названного застрахованного лица, суд приходит к выводу о том, что между обществом и Токаревым А.Б. сложились правоотношения, в рамках которых ООО "Камела-Инвест Холдингз" подавало в отношении него сведения индивидуального учета.
Письмом от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 Пенсионный Фонд России с учетом позиции Минтруда России в письме от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587 разъяснил, что у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует. Таким образом, представлять "нулевую" форму СЗВ-М при отсутствии застрахованных лиц не требуется.
Работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме СЗВ-М в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации.
Соответственно, при наличии застрахованных лиц, с которыми страхователь находится в трудовых отношениях (в том числе, единоличного руководителя юридического лица, исполняющего свои обязанности без заключения трудового договора) у страхователя имеется обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М даже в том случае, когда в отношении указанных лиц в отчетном периоде не производились выплаты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
При этом в силу нахождения вышеуказанных лиц в трудовых отношениях с юридическим лицом - страхователем отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления в их пользу выплат и иных вознаграждений за отчетный период, а также вне зависимости от уплаты соответствующих страховых взносов. Указанная ситуация разъяснена письмами Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.05.2016 N 08-22/6356, от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, письмами Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846, от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587.
Доводы общества о том, что сведения поданы ошибочно, подлежат отклонению, поскольку не может свидетельствовать об ошибочном представлении сведений систематическое направление отчетности по пяти периодам в разные годы (2019 год и 2020 год). Кроме того, как указывалось ранее, страхователь вправе направить в Пенсионный фонд отменяющую форму, однако в рассматриваемом случае страхователь не известил Пенсионный фонд о представлении ошибочных сведений.
Довод о том, что Пенсионный фонд не в праве применять финансовые санкции основан на неверном толковании норм права. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11799/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камела-Инвест Холдингз" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Камела-Инвест Холдингз" (ОГРН 1192225005730 ИНН 2222874042) в доход федерального бюджета 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11799/2021
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: ООО "Камела-Инвест-Холдингз"