04 марта 2022 г. |
Дело N А83-17424/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
с участием представителя Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - Резникова И.Г. по доверенности от 30.09.2021 N 45/669,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Штурцева Ю.Ю. по доверенности от 10.01.2022,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Кудряшова Кирилла Дмитриевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.12.2021 по делу N А83-17424/2018, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Кудряшова Кирилла Дмитриевича о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - ФКУ "Управление Черноморского флота") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - антимонопольный орган) от 22.08.2018 по делу N 08/0659-18.
Производство по настоящему делу приостанавливалось судом до вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-263089/18-92-2880.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных ФКУ "Управление Черноморского флота" требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание индивидуальный предприниматель Кудряшов Кирилл Дмитриевич явку своего уполномоченного представителя не обеспечил, уведомлен надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 28.06.2018 Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0895100001118000096 о проведении закрытого аукциона на поставку спортивных товаров для нужд Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в 2018 году.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закрытом аукционе в электронной форме с использованием функционала специализированной электронной площадки "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" от 20.07.2018 на участие в аукционе подано 6 заявок, из них только одна заявка (порядковый номер 7) допущена к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявки единственного участника закрытого аукциона в электронной форме с использованием функционала специализированной электронной площадки "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" от 24.07.2018 аукционной комиссией заказчика принято решение о соответствии заявки с порядковым номером 7 (ИП Варнаков Е.В.) требованиям документации об аукционе.
25.07.2018 в Крымское УФАС России поступила жалоба ИП Кудряшова К.Д. на действия аукционной комиссии ФКУ "Управление Черноморского флота" при проведении электронного аукциона на поставку спортивных товаров для нужд ФКУ "Управление Черноморского флота" (изв. N 0895100001118000096). По мнению индивидуального предпринимателя, его права и законные интересы были нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей решение об отказе предпринимателю в допуске к участию в аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю принято решение от 22.08.2018 по делу N 08/0659-18, которым жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях аукционной комиссии заказчика установлено нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.
Частью 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником закупки.
В частности, пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки предоставлять в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. Пунктами 2,3 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе также установлена обязанность участника закрытого аукциона представлять в составе заявки, помимо прочего, предложения участника закрытого аукциона в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие этого участника требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе; документы, подтверждающие соответствие участника закрытого аукциона требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе.
В пункте 20 документации об аукционе заказчиком в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 установлен запрет на закупку товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза).
В подтверждение страны происхождения товаров, предлагаемых к поставке, ИП Варнаковым Е.В. в составе заявки была представлена декларация за собственной подписью и печатью.
Согласно пункту 5(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Указанное положение действовало на момент утверждения документации и опубликования извещения о закупке.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 6 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, декларация (письмо) за собственной подписью о том, что товар произведен в Российской Федерации, не является достаточным и допустимым документом, позволяющим идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. Аналогичная позиция отражена в пункта 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как указано выше, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что заявка ИП Варнакова Е.В. в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, содержала только декларацию за собственной подписью и печатью; иных документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого товара, к заявке ИП Варнакова Е.В. приложено не было.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган и суд пришли к обоснованному выводу о том, что аукционная комиссия Заказчика, признав заявку ИП Варнакова Е.В. (порядковый номер 7) соответствующей требованиям документации об аукционе, нарушила требования части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Ссылки заявителя жалобы на правовую позицию, содержащуюся в Письмах Минэкономразвития России от 14.03.2016 N Д28и-657, от 07.04.2016 N Д28и-849, 10.05.2016 N Д28и-1310, 28.02.2017 N Д28и-1365, не могут быть приняты в качестве подтверждения обоснованности позиции ФКУ "Управление Черноморского флота". Так, в указанных письмах отражена правовая позиция Минэкономразвития России относительно применения положений Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155. В пункте 13 указанного Приказа содержалось положение о том, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к Приказу Перечне, является декларация участника закупки. Аналогичные положения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.12.2021 по делу N А83-17424/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17424/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: Кудряшов Кирилл
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1844/2022
04.03.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1/19
01.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17424/18
11.02.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1/19
11.01.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1/19