г. Москва |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А40-217575/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Алексеевой Е.Б., Валюшкиной В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГУП "АГА (А)" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2021 по делу N А40-217575/20 по иску ФГУП "АГА (А)" (ОГРН 1027714007089, ИНН 7714276906) к АО "Международный аэропорт "Саранск" (ОГРН: 1061328010897, ИНН: 1328905789) о взыскании задолженности по договору аренды, по встречному иску АО "Международный аэропорт "Саранск" к ФГУП "АГА (А)" о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Горбатюк А.А. по доверенности от 24.08.2021, диплом N 107718 0528641 от 17.07.2015;
от ответчика: Нелюбина И.Н. по доверенности от 30.09.2020, диплом N ДВС 1097351 от 30.06.2001;
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "АГА (А)" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "Международный аэропорт "Саранск" о взыскании задолженности в сумме 1 520 427, 84 руб., неустойки в сумме 2 355 625, 39 руб., неустойки начиная с 30.12.2020 по день фактической оплаты долга исходя из ставки 0,1% от суммы просроченной задолженности в сумме 1 520 427, 84 руб. за каждый день просрочки по договору аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Саранск от 01.12.2014 N 8342/1.
Определением от 24.06.2021 судом принято встречное исковое заявление АО "Международный аэропорт "Саранск" к ФГУП "АГА (А)" о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 в сумме 247 238, 24 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 32 385, 89 руб. с последующим начислением процентов по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2021 года первоначальные исковые требования удовлетворены частично, встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме, также, суд произвел зачет встречных однородных требований.
Не согласившись с принятым решением, истец по первоначальному иску обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части размера встречных исковых требований, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, в остальной части решение не обжалует.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2020 N 12 при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, арбитражный апелляционный суд начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2021 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП "АГА(А)" и АО "Международный аэропорт "Саранск" заключен договор аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Саранск от 01.12.2014 N 8342/1, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает принадлежащее арендодателю на праве хозяйственного ведения имущество за плату во временное владение и пользование (аренда).
01.12.2014 в соответствии с актом приема-передачи арендодатель передал, а Арендатор принял имущество.
В силу п. 4.3. Договора арендная плата уплачивается арендатором ежемесячно до 05 числа текущего месяца на основании выставленного арендодателем счета.
Согласно п. 4.1. Договора (в редакции п. 3 Дополнительного соглашения от 08.02.2017 N 2 к Договору) арендная плата за использование имущества устанавливается в размере 5 352 533, 10 руб. в год, в том числе НДС (18%) - 816 488, 10 руб.
В соответствии с п. 4.4. Договора (в редакции п. 5 Дополнительного соглашения от 08.02.2017 N 2 к Договору) размер ежемесячного платежа за аренду Имущества рассчитывается как 1/12 от ставки арендной платы за год и составляет 446 044, 43 руб., в том числе НДС (18%) - 68 040, 68 руб.
Согласно п. 4.9. Договора аренды размер арендной платы может быть проиндексирован арендодателем в случае изменения индекса потребительских цен, действующего в Российской Федерации и опубликованного в установленном порядке.
Индексация размера арендной платы не является изменением условия о размере арендной платы.
Арендодатель начисляет арендную плату с учетом индексации с 01 числа месяца, следующего за месяцем, котором были опубликованы сведения об индексе потребительских цен, и включает проиндексированную сумму арендной платы в счет на оплату.
В соответствии с п. 5.1.4. Договора арендодатель вправе в одностороннем порядке индексировать размер арендной платы в порядке, установленном п. 4.9. Договора.
Уведомлением от 29.10.2018 N 11402 арендодатель известил арендатора об индексации арендной платы по договору и установлении её в размере 5 534 519, 23 руб. в год, в том числе НДС 18%, 461 209, 94 руб. в месяц, в том числе НДС 18% с 01.11.2018 по 31.12.2018 (включительно).
В соответствии с п. 4.12. Договора в случае, если законодательством будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок исполнению без оформления дополнительного соглашения к Договору.
Во исполнение п. 4.12. Договора, арендодатель и арендатор 27.02.2019 заключили Дополнительное соглашение N 4 к договору, согласно которому размер арендной платы по договору определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях оговоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения".
В силу п. 4.1. Договора (в редакции п. 2.2. Дополнительного соглашения от 17.02.2019 N 4 к Договору) арендная плата устанавливается в размере 1 800 000 руб. в год, в том числе НДС 20% - 300 000 руб.
Согласно п. 4.4. Договора (в редакции п. 2.2. Дополнительного соглашения от 17.02.2019 N 4 Договору) размер ежемесячного платежа за аренду имущества рассчитывается как 1/12 от ставки арендной платы за год и составляет 150 000 руб., в том числе НДС 20% - 25 000 руб.
В соответствии с п. 4.3. Договора (в редакции п. 2.2. Дополнительного соглашения N 4 к Договору) арендная плата оплачивается арендатором ежемесячно до 10 числа текущего месяца на основании, выставленного арендодателем счета.
ФГУП "АГА(А)" указывает, что в нарушение условий Договора, арендатор не производит оплату арендной платы по договору за период с 01.10.2018 по 30.11.2019, в связи с чем по состоянию на 30.11.2019 размер задолженности арендатора по договору составляет 2 720 427, 84 руб.
Направленная ФГУП "АГА(А) в адрес АО "Международный аэропорт "Саранск" претензия от 02.04.2019 N 03181 оставлена последним без удовлетворения, в связи с чем, ФГУП "АГА(А) обратился в суд с настоящим иском.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором. В период действия Договора в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы заключения договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, были внесены изменения.
В п.п. 4.11 и 4.12 Договоров аренды предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения.
Согласно статьи 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", которая была введена в действие Федеральным законом от 26.04.2016 N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и сроках ее внесения". Вышеуказанное Постановление Правительства вступило в законную силу 05.01.2018.
В п. 4 Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения устанавливается формула расчета годовой арендной платы.
В соответствии с п.п. 4.11 и 4.12 Договоров аренды в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения к Договору.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В п. 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 10-ФЗ существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку объектом аренды по Договорам аренды является находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, стороны при определении годового размера арендной платы должны руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 и не вправе применять другую арендную плату.
Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, то есть с 05.01.2018.
В случаях, когда согласно условиям договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в результате принятия уполномоченными органами нормативных актов, изменение размера арендной платы вследствие принятия соответствующими органами таких актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к п. 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Суд первой инстанции указал, что Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2021 года по делу N А40-159568/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены частично: с ФГУП "АГА(А)" в пользу АО "Международный аэропорт "Саранск" взыскано неосновательное обогащение в размере 2 330 156, 16 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 314 461, 32 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2021 по делу N А40-159568/20 установлено, что поскольку объектом аренды по договору аренды от 23.10.2012 N 8342/2 является находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, стороны при определении годового размера арендной платы должны руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666.
Новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, то есть с 05.01.2018.
Кроме того, в период с 20.07.2018 по 31.01.2019 АО "Международный аэропорт "Саранск" использовал объекты федерального имущества, не переданные по договорам аренды, а именно "Очистные сооружения ливневого стока", "Водосточно-дренажную систему", "РД-2 (РД-В)", в связи с чем, федеральное имущество использовалось АО "Международный аэропорт "Саранск", при осуществлении коммерческой деятельности без правовых оснований.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.03.2021 по делу N А39-5844/2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2021 года с АО "Международный аэропорт "Саранск" (АО "Авиалинии Мордовии") взыскано в пользу ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" неосновательное обогащение за использование вышеуказанного федерального имущества в отсутствие правовых оснований в период с 20.07.2018 по 31.01.2019.
Арбитражный суд Республики Мордовия пришел выводу о том, что в данном случае предметом спора является неосновательное обогащение АО "Международный аэропорт "Саранск" в результате сбережения платы за пользование имуществом в отсутствие договорных отношений по объектам, не включенным в договор аренды в спорный период. С учетом установленных обстоятельств дела, задолженность по арендной плате за период с 01.09.2018 по 31.01.2019 отсутствует.
Однако в нарушении условий договора аренды N 8342/1 от 01.12.2014 АО "Международный аэропорт "Саранск" допущены просрочки внесения арендных платежей, в связи с чем, истец уточнил исковые требования в заявленной части.
В соответствии с п. 9.4. Договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендатором обязанности по уплате арендной платы Арендатор по требованию Арендодателя уплачивает неустойку (пени) в размере 0,1 % от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.
Согласно расчету ФГУП "АГА(А)" размер неустойки, начисленной на задолженность Арендатора по договору, за период с 11.09.2018 по 29.12.2020 составляет 1 278 600 руб.
На основании ст. 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 настоящего Федерального закона; наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона; не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке; приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В частности, в силу абзаца 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" с 06.04.2020 на шесть месяцев для некоторых категорий должников введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, в том числе для организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, организаций, включенных в перечень стратегических предприятий. При этом в силу пункта 10 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней), процентов по статье 395 ГК РФ на период действия моратория.
В п. 1 Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" продлен срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на три месяца.
То есть, Постановление N 1587 действует с 07.10.2020 до 07.01.2021.
При этом, исходя из буквального содержания норм подп. 2 п. 3 ст. 9.1 и абзаца десятого п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", включение должника в один из перечней лиц, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, является достаточным основанием для освобождения такого должника от уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств до введения моратория. Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для освобождения от уплаты финансовых санкций, в том числе наличия у должника признаков банкротства, возбуждения в отношении него дела о банкротстве и тому подобное, в соответствии с положениями названных правовых норм не требуется.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Из общедоступных официальных сведений АО "Международный аэропорт "Саранск" предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство.
Бремя доказывания недобросовестного поведения ответчика в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на ФГУП "АГА(А) как на лицо, ссылающееся в данном деле на указанные обстоятельства.
Истец имеет право представлять доказательства, что должник в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования об освобождении от уплаты финансовых санкций за период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве являются проявлением заведомо недобросовестного поведения.
Однако, таких доказательств ФГУП "АГА(А)" не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования по взысканию неустойки за несвоевременное внесение арендных платежей не подлежат удовлетворению за период с 06.04.2020 по 29.12.2020 в связи с действовавшим в отношении АО "Международный аэропорт "Саранск" мораторием.
АО "Международный аэропорт "Саранск" в материалы дела предоставлен контррасчет суммы неустойки за период с 11.09.2018 по 05.04.2020 в сумме 750 885, 50 руб.
Проверив контррасчет АО "Международный аэропорт "Саранск", суд признал расчет арифметически и методологически верным, истец контррасчет ответчика не оспорил.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу, что первоначальные исковые требования подлежат частичному удовлетворению за период с 11.09.2018 по 05.04.2020 с АО "Международный аэропорт "Саранск" в пользу ФГУП "АГА(А) подлежит взысканию неустойка в сумме 750 885, 50 руб. за несвоевременное внесение арендной платы по договору, в остальной части суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Рассмотрев встречные исковые требования, суд первой инстанции указал, что Между ФГУП "АГА(А) и АО "Международный аэропорт "Саранск" заключены долгосрочные договоры аренды федерального имущества N 8342/1 от 01.12.2014 г., N 8342/2 от 23.10.2012 г., по условиям которых арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование принадлежащее арендодателю на праве хозяйственного ведения имущество:
-взлетно-посадочная полоса (кадастровый номер 13:23:0000000:1177);
-перрон асфальтный (кадастровый номер 13:23:0000000:1176);
-перрон и рулежная дорожка (кадастровый номер 13:23:0000000:863);
-подъездная дорога к перрону (кадастровый номер 13:23:0000000:1112);
-светосигнальное оборудование, Инв. N СР0001.
Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и сроках ее внесения".
Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации вступило в законную силу 05.01.2018 г.
Поскольку объектом аренды по договорам аренды является находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, стороны при определении годового размера арендной платы должны руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 и не вправе применять другую арендную плату.
Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, то есть с 05.01.2018 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что с 05.11.2018 г. у арендатора возникло право на внесение арендной платы в объеме, определенном в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666.
Согласно расчету АО "Международный аэропорт "Саранск" размер арендной платы в период 01.09.2018 - 30.11.2019 за арендованное имущество по договорам аренды N N 8342/1, 8342/2 аэродрома г. Саранска должен составлять 2 240 000 руб.
Вместе с тем, АО "Международный аэропорт "Саранск" за период 01.09.2018 по 31.10.2019 арендная плата за пользование имуществом уплачивалась в размере, большем, чем это предусмотрено Постановлением N 1666.
Согласно расчету АО "Международный аэропорт "Саранск" сумма переплаты за указанный период составила 247 238, 24 руб.
Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд посчитал требование о взыскании с ФГУП "АГА(А) неосновательного обогащения в сумме 247 238, 24 руб. обоснованным, документально подтвержденным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая настоящий спор в части заявленных АО "Международный аэропорт "Саранск" требований о взыскании начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ за период с 10.09.2018 г. по 23.06.2021 в сумме 32 385, 89 руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что при исчислении указанной суммы процентов АО "Международный аэропорт "Саранск" соблюдены порядок и сроки начисления процентов, данное требование основано ст. 395 Гражданского кодекса РФ, поэтому требования о взыскании указанной суммы процентов суд признал правомерными, обоснованными и также подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представленный АО "Международный аэропорт "Саранск" в материалы дела расчет судом проверен, произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, учитывая размер задолженности, размер процентной ставки начисления санкции, период просрочки, арбитражный суд находит сумму неустойки, обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Требование ответчика о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2021 по день уплаты суммы неосновательного обогащения, исходя из положений п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", также подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В своей апелляционной жалобе заявителя указывает на то, что сумма переплаты по договору за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 составляет 247 238, 19 руб., а не 247 238, 24 руб., при этом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что указанный факт не привел к принятия незаконного решения, поскольку действительно, согласно размер платежа за период с 01.09.2018 по 30.09.2018 по договору аренды N 8342/1 составляет 163 107, 95 руб., однако, истец по встречному иску согласно расчету указывает сумму 163 108 руб. с учетом округления до рублей, что не является грубой ошибкой по отношению к заявленным требованиям.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что суд первой инстанции необоснованно взыскал проценты за пользование чужими денежными средствами в полном объеме, поскольку в период с 06.04.2020 по 06.10.2020 на ответчика по встречному иску распространялись положения п. 2 ч. 3 ст. 9.1 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", являются несостоятельными в силу следующего.
Из анализа положений статьи 9.1, абзаца десятого пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" и от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", пункта 7 Постановления Пленума Верховного 7 Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойки, пени, а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие, таким образом, действие моратория распространяется на задолженность, возникщую до 06.04.2020.
Следует отметить, что в остальной части принятый судебный акт заявителем не оспаривался, судом апелляционной инстанции не проверялся.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2021 по делу N А40-217575/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217575/2020
Истец: ФГУП "АДМИНИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОПОРТОВ АЭРОДРОМОВ"
Ответчик: АО "АВИАЛИНИИ МОРДОВИИ"