г. Москва |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А40-217575/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Колмаковой Н.Н., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" - Князев А.А. по доверенности от 11.11.2021,
от акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" - Чесных В.И. по доверенности от 03.03.2022,
рассмотрев 20.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022,
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
к акционерному обществу "Международный аэропорт "Саранск"
о взыскании задолженности по договору аренды,
по встречному иску акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск"
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Международный аэропорт "Саранск" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в сумме 1 520 427,84 руб., неустойки в сумме 2 355 625, 39 руб., неустойки начиная с 30.12.2020 по день фактической оплаты долга исходя из ставки 0,1% от суммы просроченной задолженности в сумме 1 520 427, 84 руб. за каждый день просрочки по договору аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Саранск от 01.12.2014 N 8342/1.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.06.2021 судом принято встречное исковое заявление АО "Международный аэропорт "Саранск" к Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 в сумме 247 238,24 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 32 385,89 руб. с последующим начислением процентов по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022, первоначальный иск удовлетворен частично, встречный иск удовлетворен.
С акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) взыскана неустойка в размере 750 885 руб. 50 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 143 руб. 39 коп.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Взыскано с Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в пользу акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" неосновательное обогащение в размере 247 238 руб. 24 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 32 385 руб. 89 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2021 по день уплаты суммы неосновательного обогащения, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 592 руб.
Произведен зачет встречных однородных требований, по результатам которого с акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" взыскана неустойка в размере 468 858 руб. 43 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 551 руб. 39 коп.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 12.11.2021 и постановление от 02.03.2022 изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом: первоначальные исковые требования удовлетворить в части. Взыскать с акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" неустойку в размере 750 885 руб. 50 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 143 руб. 39 коп. В остальной части исковых требований отказать.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" из дохода Федерального бюджета Российской Федерации оплаченную по иску государственную пошлину в размере 25 614 руб., перечисленную по платежному поручению от 10.09.2020 N 3764.
Встречные исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в пользу акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" неосновательное обогащение в размере 247 238 руб. 19 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 26 323 руб. 16 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2021 по день уплаты суммы неосновательного обогащения, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 471 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Возвратить акционерному обществу "Международный аэропорт "Саранск" из дохода Федерального бюджета Российской Федерации оплаченную по иску государственную пошлину в размере 48 коп., перечисленную по платежному поручению от 22.06.2021 N 54417.
Произвести зачет встречных однородных требований.
Взыскать с акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" неустойку в размере 472 282 руб. 86 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 672 руб. 39 коп.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а именно не применили в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" положения статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О ведении мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношений отдельных должников", с учетом которых проценты за период с 06.04.2020 по 06.10.2020 не подлежали взысканию с истца; судами также при расчете неосновательного обогащения по встречному иску не были исправлены допущенные ответчиком арифметические ошибки, размер неосновательного обогащения за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 составляет не 247 238,19 руб., а 247 238,24 руб.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции счел обжалуемые судебные акты подлежащими изменению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и акционерным обществом "Международный аэропорт "Саранск" заключен договор аренды Федерального недвижимого имущества аэропорта Саранск от 01.12.2014 N 8342/1, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает принадлежащее арендодателю на праве хозяйственного ведения имущество за плату во временное владение и пользование (аренда).
01.12.2014 в соответствии с актом приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял имущество.
Согласно пункту 4.1. договора (в редакции пункта 3 дополнительного соглашения от 08.02.2017 N 2 к договору) арендная плата за использование имущества устанавливается в размере 5 352 533, 10 руб. в год, в том числе НДС (18%) - 816 488, 10 руб.
В соответствии с пунктом 4.4. договора (в редакции пункта 5 дополнительного соглашения от 08.02.2017 N 2 к договору) размер ежемесячного платежа за аренду имущества рассчитывается как 1/12 от ставки арендной платы за год и составляет 446 044, 43 руб., в том числе НДС (18%) - 68 040, 68 руб.
Согласно пункту 4.9. договора аренды размер арендной платы может быть проиндексирован арендодателем в случае изменения индекса потребительских цен, действующего в Российской Федерации и опубликованного в установленном порядке.
Арендодатель начисляет арендную плату с учетом индексации с 01 числа месяца, следующего за месяцем, котором были опубликованы сведения об индексе потребительских цен, и включает проиндексированную сумму арендной платы в счет на оплату.
Уведомлением от 29.10.2018 N 11402 арендодатель известил арендатора об индексации арендной платы по договору и установлении ее в размере 5 534 519, 23 руб. в год, в том числе НДС 18%, 461 209, 94 руб. в месяц, в том числе НДС 18% с 01.11.2018 по 31.12.2018 (включительно).
В соответствии с пунктом 4.12. договора в случае, если законодательством будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок исполнению без оформления дополнительного соглашения к договору.
Во исполнение пункта 4.12. договора, арендодатель и арендатор 27.02.2019 заключили дополнительное соглашение N 4 к договору, согласно которому размер арендной платы по договору определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях оговоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения".
В силу пункта 4.1. договора (в редакции п. 2.2. Дополнительного соглашения от 17.02.2019 N 4 к договору) арендная плата устанавливается в размере 1 800 000 руб. в год, в том числе НДС 20% - 300 000 руб.
Согласно пункту 4.4. договора (в редакции пункта 2.2. дополнительного соглашения от 17.02.2019 N 4 договору) размер ежемесячного платежа за аренду имущества рассчитывается как 1/12 от ставки арендной платы за год и составляет 150 000 руб., в том числе НДС 20% - 25 000 руб.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" указывает, что в нарушение условий договора, арендатор не производит оплату арендной платы по договору за период с 01.10.2018 по 30.11.2019, в связи с чем по состоянию на 30.11.2019 размер задолженности арендатора по договору составляет 2 720 427, 84 руб.
Направленная Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в адрес акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" претензия от 02.04.2019 N 03181 оставлена последним без удовлетворения, в связи с чем, Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" (введена Федеральным законом от 26.04.2016 г. N 111-ФЗ) установлено, что существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 г. N 1666 утверждено Положение о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения, которое вступило в законную силу 05.01.2018.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
На основании ст. 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 настоящего Федерального закона; наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона; не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке; приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В частности, в силу абзаца 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" с 06.04.2020 на шесть месяцев для некоторых категорий должников введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, в том числе для организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, организаций, включенных в перечень стратегических предприятий. При этом в силу пункта 10 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней), процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации на период действия моратория.
В пункте 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" продлен срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на три месяца.
То есть, Постановление N 1587 действует с 07.10.2020 до 07.01.2021.
При этом, исходя из буквального содержания норм подп. 2 п. 3 ст. 9.1 и абзаца десятого п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", включение должника в один из перечней лиц, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, является достаточным основанием для освобождения такого должника от уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств до введения моратория. Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для освобождения от уплаты финансовых санкций, в том числе наличия у должника признаков банкротства, возбуждения в отношении него дела о банкротстве и тому подобное, в соответствии с положениями названных правовых норм не требуется.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
При рассмотрении дела суды установили, что акционерному обществу "Международный аэропорт "Саранск" предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство, в связи с чем пришли к выводу о том, что исковые требования по взысканию неустойки за несвоевременное внесение арендных платежей не подлежат удовлетворению за период с 06.04.2020 по 29.12.2020 в связи с действовавшим в отношении акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" мораторием.
Однако, удовлетворяя требования ответчика по встречному иску и взыскивая с истца Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" неосновательное обогащение в размере 247 238 руб. 19 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере 32 385 руб. 89 коп., суды, хотя и указали, что в отношении истца с учетом п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" подлежат применению положения статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О ведении мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношений отдельных должников", однако фактически не применили их в отношении расчета процентов, необоснованно взыскав проценты за период действия моратория с 06.04.2020 по 06.10.2020 в размере 6 062,73 руб., которые взысканию с истца не подлежали.
В то время как обоснованно начисленный размер процентов за пользование чужими денежными средствами составлял 26 323 руб. 16 коп.
Кроме того, судами не было учтено, что размер неосновательного обогащения за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 по договорам от 01.12.2014 N 8342/1, от 23.10.2012 N 8342/2 составил 247 238,19 руб., поскольку ответчик согласно письма от 28.05.2019 N 05203 уплатил по договору аренды N 8342/1 за период с 01.09.2018 по 30.09.2018 сумму 163 107,95 руб., а не 163 108 руб., как он указывает в встречном иске и представленном расчете требований. Ввиду чего корректный размер неосновательного обогащения составляет 247 238,19 руб., а не 247 238,24 руб. как указывает ответчик.
Поскольку все обстоятельства дела, необходимые для принятия правильного решения, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, то суд кассационной инстанции на основании подп. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым исправить вышеуказанные ошибки судов нижестоящих инстанций.
Исходя из положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пропорционального исчисления подлежат соответствующей корректировке судебные расходы по уплате государственной пошлины по встречному иску и по результатам проведенного зачета встречных требований. Также в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в неизменной части, судом кассационной инстанции не установлено. Все иные доводы возражений ответчика были рассмотрены и обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу N А40-217575/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
"Первоначальные исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" (ОГРН: 1061328010897, ИНН: 1328905789) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН: 1027714007089, ИНН: 7714276906) неустойку в размере 750 885 руб. 50 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 143 руб. 39 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" из дохода федерального бюджета Российской Федерации оплаченную по иску государственную пошлину в размере 25 614 руб., перечисленную по платежному поручению от 10.09.2020 N 3764.
Встречные исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН: 1027714007089, ИНН: 7714276906) в пользу акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" (ОГРН: 1061328010897, ИНН: 1328905789) неосновательное обогащение в размере 247 238 руб. 19 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 26 323 руб. 16 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2021 по день уплаты суммы неосновательного обогащения, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 471 руб.
В удовлетворении остальной части встречного иска - отказать.
Возвратить акционерному обществу "Международный аэропорт "Саранск" из федерального бюджета оплаченную по иску государственную пошлину в размере 48 коп., перечисленную по платежному поручению от 22.06.2021 N 54417.
Произвести зачет встречных однородных требований.
Взыскать с акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" (ОГРН: 1061328010897, ИНН: 1328905789) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН: 1027714007089, ИНН: 7714276906) неустойку в размере 472 282 руб. 86 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 672 руб. 39 коп."
Взыскать с акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела суды установили, что акционерному обществу "Международный аэропорт "Саранск" предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство, в связи с чем пришли к выводу о том, что исковые требования по взысканию неустойки за несвоевременное внесение арендных платежей не подлежат удовлетворению за период с 06.04.2020 по 29.12.2020 в связи с действовавшим в отношении акционерного общества "Международный аэропорт "Саранск" мораторием.
Однако, удовлетворяя требования ответчика по встречному иску и взыскивая с истца Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" неосновательное обогащение в размере 247 238 руб. 19 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере 32 385 руб. 89 коп., суды, хотя и указали, что в отношении истца с учетом п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" подлежат применению положения статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О ведении мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношений отдельных должников", однако фактически не применили их в отношении расчета процентов, необоснованно взыскав проценты за период действия моратория с 06.04.2020 по 06.10.2020 в размере 6 062,73 руб., которые взысканию с истца не подлежали.
...
Исходя из положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пропорционального исчисления подлежат соответствующей корректировке судебные расходы по уплате государственной пошлины по встречному иску и по результатам проведенного зачета встречных требований. Также в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу N А40-217575/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2022 г. N Ф05-13034/22 по делу N А40-217575/2020