г. Москва |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А40-152056/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 по делу N А40-152056/21
по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563)
к ООО "Торговый дом Ловол" (ОГРН: 1207700069092, ИНН: 7751176956)
о взыскании,
при участии:
от заявителя: |
Мамедова И.А. по дов. от 13.04.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ООО "Торговый дом Ловол" о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 862 500 руб. и пени в размере 16 613,87 руб.
Решением суда от 19.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от Центральной акцизной таможни поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания с ответчика утилизационного сбора в размере 569 250 руб. Центральная акцизная таможня просит взыскать с ООО "ТД Ловол" утилизационный сбор в размере 293 250 руб. и пени в размере 36 149,63 руб.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что частичный отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем принимает его. Производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Вместе с тем, с силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении размера исковых требований, в связи с чем оснований для принятия увеличения требования в части взыскания пени у суда апелляционной инстанции не имеется.
Законность и обоснованность принятого решения в остальной части проверены судом в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД ЛОВОЛ" на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/250121/0006996, N 10009190/250121/0007075, N10009190/300321/0041447 по которым задекларированы тракторы малогабаритные четырехколесные, новые.
Товары по указанным ДТ выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с пунктом 11 Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закон, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Из материалов дела следует, что товары:
по ДТ N 10009100/25012170006996 выпущены 25.01.2021, срок представления документов и уплаты утилизационного сбора - 09.02.2021,
по ДТ N 10009190/250121/0007075 выпущены 26.01.2021 срок представления документов и уплаты утилизационного сбора - 10.02.2021,
по ДТ N 10009190/300321/0041447 выпущены 31.03.2021 срок представления документов и уплаты сбора- 15.04.2021.
15.03.2021 в адрес Общества с ограниченной ответственностью "ТД "ЛОВОЛ" Центральной акцизной таможней было направлено письмо о наличии задолженности по уплате утилизационного сбора по Таможенным декларациям:
N 10009100/250121/0006996 в размере 86 250,00 руб.;
N 10009100/250121/0007075 в размере 431 250,00 руб.;
N 10009100/300321/0041447 в размере 345 000,00 руб.
Как указывает ответчик, с момента направления требования от 15.03.2021 по настоящий момент ООО "ТД "ЛОВОЛ" осуществило оплату утилизационного сбора в следующих размерах:
- 22.03.2021 на сумму 1 728 000,00 руб. (платежное поручение N 129);
- 08.04.2021 на сумму 260 000,00 руб. (платежное поручение N 179);
- 21.04.2021 на сумму 86 250,00 руб. (платежное поручение N 199);
- 11.05.2021 на сумму 259 000,00 руб. (платежное поручение N 247);
- 12.08.2021 на сумму 69 000,00 руб. (платежное поручение N 419);
- 24.08 2021 на сумму 86 250,00 руб. (платежное поручение N 443);
- 02.09.2021 на сумму 534 750,00 руб. (платежное поручение N 474).
Обществом в подтверждение доводов в материалы дела на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции представлены соответствующие платежные поручения.
Учитывая наличие доказательств оплаты утилизационного сбора, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Центральная акцизная таможня обратилась с апелляционной жалобой. Указывает, что от Общества в установленном пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, порядке не поступало документов с расчетами сумм утилизационного сбора.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, заслушав доводы представителя таможенного органа, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ N 81 утверждены: Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 3 Правил N 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
На основании пункта 5 Правил N 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) документы, перечень которых определен пунктом 11 Правил.
В соответствии с положениями пункта 11 раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 указанные документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Согласно положениям пункта 13 раздела II постановления Правительства Российской Федерации N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В соответствии с положениями пункта 14 данного раздела, таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.
Таким образом, согласно указанным требованиям Постановления Правительства Российской Федерации N 81 оплата утилизационного сбора должна сопровождаться представлением в таможенный орган как заявления с представлением расчета утилизационного сбора, так и копий платежных документов.
Возможность бесспорного (по инициативе таможенного органа) списания утилизационного сбора со счетов лиц, ответственных за его уплату, Постановлением Правительства РФ N 81 не предусмотрена.
Указанная правовая позиция поддержана Арбитражным судом Московского округа в постановлении от 28.10.2019 по делу N А41-19818/19.
В рассматриваемом случае доказательств направления Обществом указанных документов в таможенный орган не представлено.
В связи с тем, что волеизъявление лица отсутствовало, комплект документов согласно пункту 11 Правил представлен не был, у Центральной акцизной таможни отсутствуют правовые основания для списания денежных средств с единого лицевого счета в счет уплаты утилизационного сбора.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, утвержденных приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.10.2021), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ДЕ" - декларация на товары, за исключением деклараций на товары, платежи по которым уплачиваются плательщиками таможенных пошлин, налогов - юридическими или физическими лицами в соответствии со статьями 114, 115, 116 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.
В реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств указывается, если показатель основания платежа имеет значение "ДЕ", "ДК", "ПД" - последние 7 цифр из номера таможенной декларации (порядковый номер).
В рассматриваемом случае представленные ответчиком платежные поручения в реквизите "108" не содержат 7 цифр из номера таможенной декларации, в графе 24 "Назначение платежа" информация о номере ДТ также отсутствует.
Таким образом, ни таможенному органу, ни суду не представляется возможным идентифицировать представленные платежные поручения с декларациями, по которым произведен утилизационный сбор.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что ответчиком произведена уплата утилизационного сбора, сделан при неполно исследованных обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что ООО "ТД "Ловол" не представило доказательств того, что Обществом уплачен утилизационный сбор именно по спорным декларациям, оснований для отказа в удовлетворении заявленного таможенным органом требования не имеется.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе Центральной акцизной таможни, суд признает обоснованными. С учетом принятого частичного отказа от исковых требований с ООО "Торговый дом Ловол" подлежит взысканию утилизационный сбор в размере 293 250 руб., пени в размере 16 613,87 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 150, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Центральной акцизной таможни от исковых требований в части взыскания с ООО "Торговый дом Ловол" утилизационного сбора в размере 569 250 руб.00 коп. В данной части решение суда от 19.10.2021 по делу N А40-152056/21 отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части заявленного Центральной акцизной таможней требования решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 по делу N А40-152056/21 отменить.
Взыскать с ООО "Торговый дом Ловол" в пользу Центральной акцизной таможни утилизационный сбор в размере 293 250 руб.00 коп., пени 36 149 руб. 63 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152056/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЛОВОЛ"