15 марта 2022 г. |
А84-4645/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Ольшанской Н.А.,
судей
Баукиной Е.А.,
Рыбиной С.А.,
город Севастополь |
|
|
15 марта 2022 года |
|
Дело N А84-4645/2021 |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решетняком В.И.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" представителя Сертаковой Светланы Анатольевны по доверенности от 10.01.2022 N 1/03-29-01-03/02/22;
от Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" представителя Рошульской Татьяны Петровны по доверенности N 5 от 10.01.2022;
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Правительства Севастополя, Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский красный крест",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.01.2022 по делу N А84-4645/2021 по иску Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" (далее - Учреждение) о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества в сумме 1 730 565,93 руб., пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт в сумме 48 344,92 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, т.2, л. 63-68).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.01.2022 исковые требования удовлетворены. С Учреждения "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" взыскано 1 778 910,85 руб., из которых: 1 730 565,93 руб. - задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, 48 344,92 руб. - пени.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом фактически не выяснен вопрос о том, является ли спорное нежилое встроено-пристроенное помещение частью многоквартирного дома N 2 по ул. Косарева, 2 в г. Севастополе, поскольку занимаемое Учреждением помещение имеет тот же адрес, что и многоквартирный дом, имеет общую стену с жилым домом, а значит составляет его неотъемлемую часть. При этом техническая документация на многоквартирный дом судом у управляющей организации не запрашивалась и, соответственно, не исследовалась. В материалы дела представлен технический паспорт спортивного клуба "Молодость", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Косарева, д. 2, из которого следует, что Учреждение не имеет доступа к лестничным клеткам жилых подъездов и расположенным в них мусоропроводам, предназначенных исключительно для обслуживания жилого фонда МКД, составляющих общее имущество жилой части дома, что помещение имеет обособленные входы-выходы с улицы и не имеет в своих пределах функциональных частей, предназначенных для обслуживания нужд МКД.
Кроме того, апеллянт указывает, что с момента приемки в эксплуатацию данного нежилого помещения Учреждение самостоятельно заключает договоры (контракты) с ресурсоснабжающими организациями на: теплоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение, а также самостоятельно несет бремя содержания собственного имущества за счет собственных средств. Так в период с 2019 по 2020 гг. в рамках заключенных контрактов на капитальный ремонт ДЮК "Молодость", располагающийся адресу: г. Севастополь, ул. Косарева, д. 2, Учреждением своими силами и за счет собственных средств были полностью отремонтированы крыша и фасад встроено-пристроенного помещения.
Таким образом, принадлежащее Учреждением встроено-пристроенное нежилое помещение не является с МКД единым объектом капитального строительства, поскольку является самостоятельным объектом вещных прав.
Апеллянт также указывает, что Фонд кроме переписки с Учреждением по вопросу предоставления сведений о помещениях, находящихся в собственности города Севастополя, не представил иных доказательств того, что Фонд использовал все возможности для получения данных сведений: например, сделал запросы в ДИЗО и управляющие компании, на которых действующим законодательством РФ возложена обязанность по ведению таких реестров.
Таким образом, у регионального оператора отсутствовали обстоятельства, мешающие ему получить сведения, содержащиеся в Реестре, за соответствующую плату в промежутке с 2016 по 2018 годы. Апеллянт считает, что данные о собственниках помещений в МКД, которые содержатся в Реестре, могли стать известны ранее октября 2019 года, однако Фонд своевременно не воспользовался ни своими правами, ни своими возможностями. В связи с чем, Управление считает, что Фондом частично пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за периоды с июня 2017 года по май 2018 года включительно, в связи с чем, подлежит исключению из общей массы заявленных требований.
Кроме того, Учреждение в суде первой инстанции настаивало, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.01.2018 N 183-РДИ (далее - Распоряжение) государственное недвижимое имущество - встроенные нежилые помещения цокольного этажа, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Курчатова, 11, были исключены из оперативного управления Учреждения и переданы в безвозмездное пользование Севастопольскому региональному отделению Общероссийской общественной организации "Российский красный крест". На основании вышеизложенного апеллянт считает, что взносы на указанное государственное недвижимое имущество должны быть исключены из общей массы заявленных исковых требований, поскольку Учреждение не является надлежащим владельцем этого имущества.
Также апеллянт указал, что погасил часть задолженности платежными поручениями N 155274, 155275 от 27.12.2021 в общей сумме 566 676 руб., поэтому сумма, подлежащая взысканию, должна быть уменьшена.
Представители Правительства Севастополя, Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский красный крест", извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее - Закон N 118-ЗС) создана Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя", которая является региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта. К функциям Фонда относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете организации.
Постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Севастополя, регулирующие проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя" многоквартирный дом N 10 по адресу: город Севастополь, ул. Ленина, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя. Данное постановление вступило в действие с 01.01.2016.
Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных спортивных программ Севастополя" (далее - ГБОУ ДО города Севастополя ЦССПС") на праве оперативного управления принадлежат помещения, расположенные по адресу: г. Инкерман, ул. Менжинского, д. 25, площадью 143,70 кв. м, г. Инкерман, ул. Раенко, д. 8, площадью 61,80 кв. м, г. Инкерман, ул. Раенко, д. 8, площадью 160,70 кв. м, г. Инкерман, ул. Раенко, д. 8, площадью 85,70 кв. м, г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 38, площадью 164,80 кв. м, г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 119, площадью 152,40 кв. м, г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, д. 25, площадью 62,50 кв. м, г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, д. 25, площадью 75,80 кв. м, г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, д. 89, площадью 208,80 кв. м, г. Севастополь, пр-кт Победы, д. 4, площадью 115,40 кв. м, г. Севастополь, ул. Адмирала Макарова, д. 7, площадью 326,40 кв. м, г. Севастополь, ул. Бориса Михайлова, д. 8, площадью 16,40 кв. м, г. Севастополь, ул. Бориса Михайлова, д. 8, площадью 112,30 кв. м, г. Севастополь, ул. Генерала Коломийца, д. 7, площадью 317,40 кв. м, г. Севастополь, ул. Генерала Коломийца, д. 9, площадью 171,00 кв. м, г. Севастополь, ул. Гоголя, д. 20Б, площадью 40,20 кв. м, г. Севастополь, ул. Гоголя, д. 20Б, площадью 32,60 кв. м, г. Севастополь, ул. Горпищенко, д. 43, площадью 84,30 кв. м, г. Севастополь, ул. Горького, д. 16, площадью 64,00 кв. м, г. Севастополь, ул. Ерошенко, д. 20, площадью 106,20 кв. м, г. Севастополь, ул. Казачья, д. 9, площадью 165,60 кв. м, г. Севастополь, ул. Колобова, д. 21, площадью 72,30 кв. м, г. Севастополь, ул. Косарева Александра, д. 2, площадью 1878,00 кв. м, г. Севастополь, ул. Костромская, д. 8, площадью 136,70 кв. м, г. Севастополь, ул. Курчатова, д. 11, площадью 54,90 кв. м, г. Севастополь, ул. Леваневского, д. 26, площадью 160,10 кв. м, г. Севастополь, ул. Маршала Блюхера, д. 18, площадью 44,60 кв. м, г. Севастополь, ул. Михайловская, д. 15А, площадью 198,80 кв. м, г. Севастополь, ул. Невская, д. 5, площадью 278,50 кв. м, г. Севастополь, ул. Одесская, д. 6, площадью 1,70 кв. м, г. Севастополь, ул. Одесская, д. 6, площадью 46,60 кв. м, г. Севастополь, ул. Рабочая, д. 3, площадью 202,60 кв. м, г. Севастополь, ул. Репина, д. 32, площадью 54,40 кв. м, г. Севастополь, ул. Строительная, д. 43, площадью 132,40 кв. м, г. Севастополь, ул. Строительная, д. 47, площадью 87,80 кв. м.
Поскольку ответчик обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт в период с июня 2017 года по май 2021 года не исполнил, за ним образовалась задолженность в общем размере 1 730 565,93 руб.
В адрес Департамента 09.11.2020 направлено требование об уплате взносов на капитальный ремонт (претензия от 09.11.2020 N 7005/03-03-07-04/02/20).
Ссылаясь на то, что ответчиком задолженность не погашена, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П содержится правовая позиция, согласно которой действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Севастополя, регулирующие проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя" многоквартирные дома, в котором расположены спорные объекты, включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, то собственники помещений в спорных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества ежегодно устанавливается нормативно-правовым актом Правительства Севастополя.
Минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополь, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, установлены Постановлениями Правительства: на 2016-2018 года в размере 6,16 руб. (Постановление Правительства города Севастополь N 924-ПП от 07.10.2015, N 1275-ПП от 28.05.2016, N 940-ПП от 14.12.2017), на 2019 год в размере 6,47 руб. (Постановление Правительства города СевастопольN 649-ПП от 01.10.2018), на 2020 год в размере 7,02 руб. (Постановление Правительства Севастополя N596-ПП от 31.10.2019), на 2021 год в размере 7,92 руб. (Постановление Правительства N 679-ПП от 17.12.2020).
За период с 01.06.2017 по 31.05.2021 ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 1 730 565,93 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Учреждение не является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Курчатого, д. 11, пом. с 1 по 6, г. Севастополь, в связи с чем не должно оплачивать взносы за капремонт, не принимаются судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещным правом, наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 22 право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Как следует из материалов дела нежилое помещение, расположенное по адресу ул. Курчатого, д. 11, пом. с 1 по 6, г. Севастополь за Учреждением с 22.06.2017 зарегистрировано право оперативного управления (выписка ЕГРН, т.1, л. 98-99)
Тот факт, что данное спорное нежилое помещение передано в безвозмездное пользование третьим лицам (Общероссийской общественной организации "Российский красный крест"), не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора по следующим причинам.
Согласно пункту 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии со статьей 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Приведенная норма регулирует отношения по безвозмездному пользованию имуществом между ссудодателем и ссудополучателем и не является основанием возникновения обязательств ссудополучателя перед истцом.
По аналогии пунктом 2 статьи 616 ГК РФ на арендатора (пользователя) возложены обязанности поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Указанные обязанности предусмотрены только в отношении объекта аренды, а не общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчик не представил доказательств, что спорный объект изъят из оперативного управления Учреждения собственником.
Поскольку договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора, оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не имеется.
В отсутствие между арендатором/ссудополучателем нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, и управляющей организацией заключенного в соответствии с действующим законодательством договора, предусматривающего оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, обязанность по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома лежит на собственнике (арендодателе, ссудодателе) нежилого помещения.
Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Таким образом, на основании изложенного, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. При этом, факт передачи помещения в безвозмездное пользование не освобождает собственника от этой обязанности.
Аналогичная правовая позиция, изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 5), постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 13112/12, от 12.04.2011 N 16646/10.
В силу статьи 210 ГК РФ обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества лежит на ГБОУ ДО г. Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя", которое осуществляет правомочия собственника имущества и несет обязанности по его содержанию.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ответчик также ссылается на то, что принадлежащее ему встроенно-пристроенное нежилое помещение к многоквартирному дому N 2, по ул. Косарева в городе Севастополе является самостоятельным объектом недвижимости. Так, Учреждение заключило договоры на электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, несет затраты на содержание и обслуживание, в том числе по капитальному ремонту, ремонту и обслуживанию используемых инженерных сетей и коммуникаций, следовательно, помещение в пристроенной части функционирует отдельно.
Приведенные доводы ответчика подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает правильные выводы суда о необходимости и обязанности оплатить взносы на капитальный ремонт МКД.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости встроенно-пристроенное нежилое помещение жилого дома, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. А. Косарева, 2, общей площадью 1878 кв. м, является собственностью города федерального значения Севастополя, передано впоследствии на основании распоряжения Правительства Севастополя N 264-РП от 14.04.2015 по акту приема-передачи государственного имущества города Севастополя от 17.1.2017 в оперативное управление ответчику.
Как следует из выписки и технического паспорта на дом, спорное нежилое помещение площадью 1878 кв. м с кадастровым номером 91:02:001010:2703 является встроенно-пристроенным к многоквартирному жилому дому. Как верно установлено судом первой инстанции, данное спорное нежилое помещение имеет общую стену с жилым домом и составляет его неотъемлемую часть.
Ответчиком не представлено доказательств того, что оно функционирует отдельно от жилого многоквартирного дома, не имеет связанных с ним инженерных систем, коммуникаций, систем отопления, электроснабжения, элементов конструкции и иных составляющих.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания задолженности со ссылкой на заключение им прямых договоров с поставщиками услуг, в том числе, путем прямого подсоединения к источникам электро-, водо-, тепло - снабжения независимого и не связанного с системой энергоснабжения жилого дома судебная коллегия отклоняет.
Факт наличия отдельных договоров на возмещение расходов по содержанию помещения и инженерных коммуникаций не свидетельствует о самостоятельности объекта недвижимости относительного многоквартирного дома и отсутствии общего имущества.
Заключение самостоятельных договоров с иными обслуживающими организациями не освобождает Учреждение от несения общеустановленных расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Надлежащих доказательств того, что помещение ответчика является полностью обособленным, изолированным и может существовать отдельно без жилого дома, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в силу указанных норм права уплата взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах является обязанностью собственников помещений, прямо предусмотренной законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении искового требования о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с сентября 01.06.2017 по 31.05.2021 в размере 1 730 565,93 руб.
Расчет суда первой инстанции проверен апелляционным судом, признан верным.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку суд первой инстанции дал верную оценку доводам ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Довод апеллянта о том, что Учреждение погасило задолженность в добровольном порядке в общей сумме 566 676 руб., что подтверждается платежными поручениями N 155274 от 27.12.2021 на сумму 388 191 руб., N 155275 от 27.12.2021 на сумму 178 485 руб., отклоняется судебной коллегией поскольку, как следует из материалов дела, данная оплата произведена ответчика 27.12.2021 в день оглашения судом первой инстанции резолютивной части оспариваемого решения и не учтена судом, поскольку соответствующие документы не были представлены сторонами.
Также, Фондом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки (пени) в размере 48 344,91 руб.
Согласно статьям 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней) - определенной договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В пункте 1 статьи 332 ГК РФ закреплено право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В силу части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Признав расчет пени верным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании неустойки за период с 01.06.2017 по 31.05.2021 (с учетом периода действия моратория на начисление исполнителем коммунальных услуг) в размере 48 344,91 руб.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.01.2022 по делу N А84-4645/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4645/2021
Истец: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Севастопольское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Россисйкой красный крест"