город Омск |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А81-6726/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Аристовой Е.В., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15590/2021) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.11.2021 по делу N А81-6726/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, адрес: 197229, г. СанктПетербург, муниципальный округ Лахта-Ольгино, Лахтинский проспект, д. 2, к. 3, стр. 1) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1) в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (ОГРН 1028601679314, ИНН 8617002073, адрес: 628408, г. Сургут, ул. Университетская, д. 1), общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Уренгой" (ОГРН 1028900628932, ИНН 8904034784, адрес: 629307, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, д. 8), общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (ОГРН 1028601843918, ИНН 8622000931, адрес: 628260, г. Югорск, ул. Мира, д. 15), об оспаривании действий по принятию отказов внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, изложенных в уведомлениях от 19.04.2021 N01-05/1367, от 21.04.2021 N01-05/1421, N01-05/1422, N01-05/1420, от 26.04.2021 N01-05/1472, N01-05/1486, от 13.05.2021 N01-05/1672, N01-05/1474,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Газпром" - Ковальчука Даниила Александровича по доверенности от 25.05.2020 N 01/04/04-231д;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ФГБУ "ФКП Росреетра" по ЯНАО) об оспаривании действий по принятию отказов внесения в Единый государственный реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, изложенных в уведомлениях от 19.04.2021 N 01-05/1367, от 21.04.2021 N 01-05/1421, N 01-05/1422, N 01-05/1420, от 26.04.2021 N 01-05/1472, N 01-05/1486, от 13.05.2021 N 01-05/1672, N 01-05/1474.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (ООО "Газпром трансгаз Сургут"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Уренгой" (далее - ООО "Газпром добыча Уренгой"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.11.2021 по делу N А81-6726/2021 заявленные ПАО "Газпром" требования удовлетворены, действия ФГБУ "ФКП Росреетра" по ЯНАО по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, изложенных в уведомлениях от 19.04.2021 N01-05/1367, от 21.04.2021 N01-05/1421, N01-05/1422, N01-05/1420, от 26.04.2021 N01-05/1472, N01-05/1486, от 13.05.2021 N01-05/1672, N01-05/1474 признаны незаконными, на ФГБУ "ФКП Росреетра" по ЯНАО возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ПАО "Газпром" путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром" в соответствии с перечнем таких зон, указанных в резолютивной части решения суда от 10.11.2021 по делу N А81-6726/2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреетра" по ЯНАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что действующим до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ законодательством понятие "зона минимальных расстояний до объектов" не определено и законодательно не закреплено как и порядок установления охранных зон минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также определения их границ, отсутствовал. В правилах охраны магистральных трубопроводов, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, в правилах охраны магистральных газопроводов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083, в федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, в Перечне национальных стандартов и сводов правил, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985, содержат только отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний, порядок установления охранных зон минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также определения их границ, отсутствует, понятие "зона минимальных расстояний не определено. Соответственно суд первой инстанции не должен был ссылаться на вышеуказанные закон и подзаконные акты.
По мнению подателя жалобы зоны минимальных расстояний будут считаться установленными после принятия положения о данных зонах, в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Податель апелляционной жалобы также полагает, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не считаются установленными, так как отсутствуют решения органов государственной власти и местного самоуправления об установлении данных зон; сведения о зонах минимальных расстояний не подлежат внесению в ЕГРН, так как до настоящего времени не принято положение о данных зонах как о зонах с особыми условиями использования территорий; сведения о зонах минимальных расстояний направляются в регистрирующий орган государственным органом, принявшим решение об их установлении; зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не могут считаться установленными на основании положений действующего законодательства, а также на основании "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденных Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*); установление зоны с особыми условиями использования территорий сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и по заявлению заинтересованного лица при наличии решения указанных органов об установлении, изменении или о прекращении существования зоны;
Податель жалобы считает, что при вынесении решения суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание практику Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.03.2020 N 305-ЭС20-1839.
ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Югорск", ООО "Газпром трансгаз Сургут" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы и указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ПАО "Газпром"возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 25 статьи 105 ЗК РФ зоны минимальных расстояний (далее - ЗМР) являются зонами с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ).
На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) правообладатель магистральных трубопроводов, в связи с размещением которых до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ установлена зона с особыми условиями использования территории, обязан направить в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2025.
Во исполнение вышеуказанных положений законодательства ПАО "Газпром" инициированы обращения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО (далее - филиал) для внесения сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих ПАО "Газпром".
Обращения инициированы с привлечением эксплуатирующих организаций (ООО "Газпром трансгаз Сургут", ООО "Газпром добыча Уренгой", ООО "Газпром трансгаз Югорск"), с представлением от имени заявителя доверенностей, необходимых для подачи документов в орган регистрации.
В ответ на обращение заявителя от Филиала получены уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений
1. В ответ на обращение заявителя от 05.04.2021 N 01/31-03223 филиал направил письмо от 19.04.2021 N 01-05/1367.
2. В ответ на обращение заявителя от 01.04.2021 N 41/20-0503 филиал направил письмо от 21.04.2021 N 01-05/1421.
3. В ответ на обращение заявителя от 06.04.2021 N 35/22-1267-01 филиал направил письмо от 21.04.2021 N01-05/1422.
4. В ответ на обращение заявителя от 31.03.2021 N 40/20-0625-03 филиал направил письмо от 21.04.2021 N 01-05/1420.
5. В ответ на обращение заявителя от 07.04.2021 N 39/20-1242-01 филиал направил письмо от 26.04.2021 N 01-05/1472.
6. В ответ на обращение заявителя от 02.04.2021 N 42/44-0672-01 филиал направил письмо от 26.04.2021 N 01-05/1486.
7. В ответ на обращение заявителя от 21.04.2021 N ДА-с70/21-7934 филиал направил письмо от 13.05.2021 N 01-05/1672.
8. В ответ на обращение заявителя от 05.04.2021 N 01/31-03222 филиал направил письмо от 26.04.2021 N 01-05/1474.
Обоснование невозможности внесения сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний сводится к следующему:
- Правительством Российской Федерации для исполнения статьи 106 ЗК РФ не принято положение о зоне минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
- отсутствует решение органа власти об установлении зон минимальных расстояний как зон с особыми условиями использования территорий;
- отсутствует порядок внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, СП 36.13330.2012 "СНиН 2.05.06-85. "Магистральные трубопроводы" не являются нормативными правовыми актами, определяющими порядок установления границ зон минимальных расстояний.
Заявитель, полагая, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в данных уведомлениях о невозможности внесения сведений в ЕГРН, являются незаконными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 10.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Под зоной с особыми условиями использования территорий (далее также - ЗОУИТ) понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ ЗОУИТ подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Пунктом 8 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
На основании статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением зон, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
По общему правилу, если иное не предусмотрено статьей 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования ЗОУИТ осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 106 Кодекса).
Статьей 32 Закона N 218-ФЗ установлен порядок внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ.
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ.
Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством РФ в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.
Положение об охранных зонах трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Правительством Российской Федерации не утверждено.
Между тем в силу пункта 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 1 января 2025 года ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
В пункте 1 письма Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определено, что опасными производственными объектами в соответствии с названным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к этому закону, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Порядок установления охранных зон на трубопроводы регламентируется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России N 9 от 22.04.1992 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов N 9).
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов N 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Сводом правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Применение положений актуализированной редакции Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
Следовательно, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках. Действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Само по себе внесение в ЕГРН названных сведений по заявлению собственника (владельца) трубопроводов в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не свидетельствует о незаконности соответствующего решения (записи) уполномоченного органа в отсутствие доказательств нарушения этим прав и законных интересов каких-либо лиц.
В силу пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 "Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах" (далее - Правила охраны магистральных газопроводов N 1083), сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов N 1083 при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования. Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
В соответствии с приложением 1 к Закону N 116-ФЗ магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющееся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Пунктом 1 статьи 3 названного закона определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 2 статьи 3 ФЗ N 116-ФЗ).
Статья 9 Закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта. С учетом изложенного, поскольку ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов установлены законодательно, сведения о них подлежат внесению в ЕГРН. Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.10.2015 N 2318-О, от 23.06.2016 N 1394-О, от 27.03.2018 N 701-О, от 28.06.2018 N 1543-О, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности (в границах охранных зон, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения) направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
На основании вышеизложенного, с учетом положений ЗК РФ, Закона N 342-ФЗ, Правил охраны магистральных трубопроводов N 9 и N 1083, при отсутствии в ЕГРН сведений о границах охранных зон трубопроводов, созданных до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ, правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования указанного закона установлена ЗОУИТ, вправе направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и представление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН (часть 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
При этом правообладатель зданий, сооружений предоставляет сведения о границах ЗОУИТ (графическое описание местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (пункт 11 статьи 106 ЗК РФ).
Внесение сведений в ЕГРН об охранной зоне объекта газоснабжения является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в ЕГРН.
В данном случае зоны минимальных расстояний, сведения о которых ПАО "Газпром" заявляло для внесения в ЕГРН с представлением пакета документов, установлены в отношении объектов - газопроводов, собственником которых являлось ПАО "Газпром".
Зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2022 и являются действующими в настоящее время на основании следующих актов:
- Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) (пункты 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний);
- Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила охраны магистральных газопроводов) (пункт 22).
- Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 1 статья 6).
В пункте 22 Правил охраны магистральных газопроводов установлено, что при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
В части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в постановлении Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 (действовавшим до 31.08.2021, то есть на момент возникновения спора), постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 (действующим в настоящее время) указано на необходимость соблюдения положений СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
В силу отсылочных положений действующего законодательства "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*". утвержденный Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС, распространяется не только на строительство и реконструкцию магистральных трубопроводов, но и регулирует установление зон минимальных расстояний в отношении действующих трубопроводов.
Вследствие вышеизложенного Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* подлежит применению на основании отсылочных норм действующего законодательства.
Применение положений Актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85* при определении минимальных допустимых расстояний от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
В рассматриваемом случае ПАО "Газпром" предоставило заинтересованному лицу необходимые для внесения в ЕГРН сведения о ЗОУИТ. В свою очередь, ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную обществом, что привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах ЗОУИТ.
Доказательства несоответствия представленных обществом в орган кадастрового учета сведений о ЗОУИТ в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что у ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ЗОУИТ.
Довод апелляционной жалобы о возможности установления спорных зон исключительно на основании правового акта органов государственной власти или местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку положения статьи 56 ЗК РФ предусматривают возможность установления ограничений прав на землю не только на основании актов исполнительных органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, решения суда, но и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон, которые могут быть установлены по заявлению правообладателя.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отрыве от иных законов и подзаконных актов, носит ошибочный характер и противоречит пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, согласно которому правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Таким образом, из самого текста Закона о государственной регистрации следует необходимость применения не только данного закона, но и иного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о разночтениях в терминологии не имеет правового значения для разрешения спора по настоящему делу.
Согласно пункту 6 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные зоны трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранные зоны и зоны минимальных расстояний являются видами зон с особыми условиями использования территорий, в связи с наличием которых устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности.
Понятие минимальных расстояний, и зон минимальных расстояний, следует из вышеуказанной законодательной базы, применяемой с учетом "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Понятия "зона минимальных расстояний" и "граница зон минимальных расстояний" касаются одного и того же термина, разнящегося законодательного регулирования не имеют. Иной подход основан на неверном толковании норм права.
Разночтения в терминологии и отсутствие законодательно закрепленного определения данных зон не является основанием для несоблюдения закона, предусматривающего установление ограничений в области зон минимальных расстояний для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества граждан и организаций при строительстве зданий, строений и сооружений в пределах зон минимальных расстояний как зон с особыми условиями использования территорий.
Ссылка подателя жалобы на письмо Минэкономразвития России от 11.05.2017 N Д23и-2827 несостоятельна, так как она касалась вопроса соотношения охранных зон и зон минимальных расстояний объектов системы газоснабжения, который в настоящее время законодательно разрешен, в том числе положениями статей 21 и 26 Закона N 342-ФЗ, а также статьей 105 ЗК РФ.
Вследствие вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что зоны минимальных расстояний не существовали до принятия Закона 342-ФЗ, основан на неверном толковании норм вышеприведенного законодательства.
Ссылка подателя жалобы на определение Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС20-1839 от 12.03.2020 подлежит отклонению, поскольку судебный акт принят на основании иных фактических обстоятельств, отличных от обстоятельств рассматриваемого дела.
Предметом рассмотрения по указанному в апелляционной жалобе делу являлся вопрос о внесении в ЕГРН сведений об охранных зонах тепловых сетей в качестве ЗОУИТ, указанных в пункте 28 статьи 105 ЗК РФ. Суды отказали заявителю из-за отсутствия нормативно-правовых актов, принятых до вступления в силу /Закона N 342-ФЗ и предусматривающих установление ЗОУИТ в отношении объектов тепловых сетей.
В настоящем деле объекты иные - зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) (пункт 25 статьи 105 ЗК РФ).
В отношении данных зон до вступления в силу Закона N 342-ФЗ были приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие возможность внесения их в ГКН и ЕГРН в качестве ЗОУИТ, в том числе: статьи 2, 8, 10, 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521; Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9; Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N1083.
В этой связи ссылка подателя жалобы на указанную им судебную практику носит необоснованный характер.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в уведомлениях о невозможности внесения в ЕГРН сведений и с целью восстановления нарушенного права обязал совершить соответствующие действия.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.11.2021 по делу N А81-6726/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6726/2021
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ООО "Газпром добыча Уренгой", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ СУРГУТ", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЮГОРСК"