г. Ессентуки |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А25-2914/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Сомова Е.Г., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., при участии от ФКУ СИЗО - 1 ОФСИН России по КЧР - Хатуевой Б.А. (по доверенности от 10.01.2022), в отсутствие представителя государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2021 по делу N А25-2914/2021 (в составе судьи Салпагарова К.Х.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Казенное учреждение) финансовых санкций.
Решением суда от 29.12.2021 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично, с Казенного учреждения в доход Пенсионного фонда взыскана финансовая санкция в размере 2650р за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за январь 2018 года, за январь 2019 года - декабрь 2019 года, за октябрь 2020 года, за февраль 2021 года по форме СЗВ-М, за 2019 год по форме СЗВ-Стаж. Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности совершенного Казенным учреждением правонарушения, между тем, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, учитывая наличие смягчающих обстоятельств, счел возможным снизить размер подлежащей взысканию финансовой санкции.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с Казенного учреждения финансовой санкции в размере 26500р.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Казенное учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Пенсионного фонда.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Пенсионного фонда.
Представитель Казенного учреждения в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Казенного учреждения, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Казенное учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионным фондом проведена проверка Казенного учреждения по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, обязанность представления которых установлена пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В ходе проведенной проверки установлено, что сведения о страховых взносах и страховом стаже за январь 2018 года, за январь 2019 года - декабрь 2019 года, за октябрь 2020 года, за февраль 2021 года по форме СЗВ-М, за 2019 год по форме СЗВ-Стаж представлены с нарушением установленных законом сроков. Указанные нарушения зафиксированы в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.06.2021 N 008S18210003692, от 18.06.2021 N 008S18210003693, от 18.06.2021 N 008S18210003695, от 18.06.2021 N 008S18210003696, от 18.06.2021 N 008S18210003698, от 18.06.2021 N 008S18210003704, от 18.06.2021 N 008S18210003706, от 18.06.2021 N 008S18210003708, от 18.06.2021 N 008S18210003710, от 18.06.2021 N 008S18210003715, от 18.06.2021 N 008S18210003716, от 18.06.2021 N 008S18210003720, от 26.05.2021 N 008S18210002662, от 21.05.2021 N 008S18210002499, от 03.03.2021 N 008S18210000677, от 06.04.2021 N 008S18210001712.
Пенсионным фондом вынесены решения от 28.07.2021 N 008S19210004089, от 28.07.2021 N 008S19210004090, от 28.07.2021 N 008S19210004091, от 28.07.2021 N 008S19210004092, от 28.07.2021 N 008S19210004093, от 28.07.2021 N 008S19210004094, от 28.07.2021 N 008S19210004095, от 28.07.2021 N 008S19210004096, от 28.07.2021 N 008S19210004097, от 28.07.2021 N 008S19210004098, от 28.07.2021 N 008S19210004099, от 28.07.2021 N 008S19210004100, от 07.07.2021 N 008S19210003199, от 01.07.2021 N 008S19210002757, от 13.04.2021 N 008S19210001063, от 21.05.2021 N 008S19210001913 о применении в отношении Казенного учреждения финансовой санкции за несвоевременное предоставление отчетов в виде штрафа в размере 26500р.
Пенсионным фондом выставлены требования от 12.05.2021 N 008S01210001252, от 01.07.2021 N 008S01210002279, от 26.07.2021 N 008S01210002788, от 30.07.2021 N 008S01210003131, от 20.08.2021 N 008S01210004070, от 20.08.2021 N 008S01210004071, от 20.08.2021 N 008S01210004072, от 20.08.2021 N 008S01210004073, от 20.08.2021 N 008S01210004074, от 20.08.2021 N 008S01210004075, от 20.08.2021 N 008S01210004076, от 20.08.2021 N 008S01210004077, от 20.08.2021 N 008S01210004078, от 20.08.2021 N 008S01210004079, от 20.08.2021 N 008S01210004080, от 20.08.2021 N 008S01210004081. Казенному учреждению предложено в предусмотренные законом сроки уплатить задолженность по финансовым санкциям всего в размере 26500р.
Требования Пенсионного фонда оставлены Казенным учреждением не исполненными, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с подпунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500р в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В январе 2018 года, в январе 2019 года - декабре 2019 года, в октябре 2020 года, в феврале 2021 года по форме СЗВ-М, в 2019 году по форме СЗВ-Стаж индивидуальные сведения представлялись страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с действовавшей в то время Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
В рассматриваемом деле, Казенным учреждением соответствующие месячные отчеты представлены с нарушением установленного законом срока. Допущенные Казенным учреждением нарушения сроков представления сведений подтверждаются материалами дела и Казенным учреждением не оспариваются.
Суд первой инстанции, применив правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера взыскиваемой санкции за несвоевременное предоставление сведений в Пенсионный фонд по застрахованным лицам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09 предусмотрено, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом о страховых взносах, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В рассматриваемом деле, следуя принципу разумности и необходимости учета в данной ситуации соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения, выражающего требование справедливости и предполагающего установление публично-правовой ответственности за виновное деяние, и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания, учитывая незначительный период нарушения срока представления сведений, апелляционный суд считает возможным принять в качестве таковых отсутствие умысла на совершение правонарушения, несоразмерность предъявленной санкции требованиям справедливости, поскольку допущенное правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений, не привело к каким-либо тяжким последствиям для общественно значимых интересов (доказательств обратного в деле нет).
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае штраф в размере 2650р соответствует принципам разумности и справедливости, тяжести совершенного Казенным учреждением нарушения, связанного с несвоевременным представлением органу Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета. При этом апелляционный суд учитывает, что ущерб внебюджетному фонду от совершенного страхователем правонарушения не причинен, поскольку суд не освободил страхователя от ответственности, а снизил размер санкций исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Доводы Пенсионного фонда о неправомерном снижении суммы финансовой санкции отклоняются в связи со следующим.
Установление и признание судом таких обстоятельств, как отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, характер совершенного заявителем правонарушения, признание факта правонарушения, осуществление заявителем общественной, социально значимой деятельности в качестве смягчающих и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2021 по делу N А25-2914/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2914/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Федеральное Казенное Учреждение "Следственный изолятор N1 Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Карачаево-Черкесской Республике"