г. Краснодар |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А25-2914/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901001747, ОГРН 1020900515833), заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Карачаево-Черкесской Республике" (ИНН 0901026580, ОГРН 1030900709718), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А25-2914/2021, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Карачаево-Черкесской Республике" (далее -учреждение) 26 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за январь 2018 года, за январь 2019 года - декабрь 2019 года, за октябрь 2020 года, за февраль 2021 года по форме СЗВ-М, за 2019 год по форме СЗВ-Стаж.
Решением суда от 29.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2022, суд взыскал с учреждения в пользу Пенсионного фонда 2 650 рублей финансовых санкций и 100 рублей государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для привлечения учреждения к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд снизил размер подлежащего взысканию с учреждения штрафа до 2 650 рублей.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования и принять новое решение об удовлетворении требования фонда в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что размер штрафа снижен судами необоснованно. По мнению Пенсионного фонда, несвоевременное представление сведений в области пенсионного страхования не является налоговым правонарушением и регулируется пенсионным законодательством, которым не предусмотрено установление смягчающих или отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки учреждения по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд выявил нарушения, выразившиеся в непредставлении в установленный срок исходной формы СЗВ-М за январь 2018 года, за январь 2019 года - декабрь 2019 года, за октябрь 2020 года, за февраль 2021 года по форме СЗВ-М, за 2019 год по форме СЗВ-Стаж.
Указанные нарушения зафиксированы в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.06.2021 N 008S18210003692, 008S18210003693, 008S18210003695, 008S18210003696, 008S18210003698, 008S18210003704, 008S18210003706, 008S18210003708, 008S18210003710, 008S18210003715, 008S18210003716, 008S18210003720, от 26.05.2021 N 008S18210002662, от 21.05.2021 N 008S18210002499, от 03.03.2021 N 008S18210000677, от 06.04.2021 N 008S18210001712.
Пенсионным фондом вынесены решения от 28.07.2021 N 008S19210004089, 008S19210004090, 008S19210004091, 008S19210004092, 008S19210004093, 008S19210004094, 008S19210004095, 008S19210004096, 008S19210004097, 008S19210004098, 008S19210004099, 008S19210004100, от 07.07.2021 N 008S19210003199, от 01.07.2021 N 008S19210002757, от 13.04.2021 N 008S19210001063, от 21.05.2021 N 008S19210001913 о применении в отношении учреждения финансовой санкции за несвоевременное предоставление отчетов в общей сумме 26 500 рублей штрафа.
Учреждению направлены требования об уплате санкций от 12.05.2021 N 008S01210001252, от 01.07.2021 N 008S01210002279, от 26.07.2021 N 008S01210002788, от 30.07.2021 N 008S01210003131, от 20.08.2021 N 008S01210004070, 008S01210004071, 008S01210004072, 008S01210004073, 008S01210004074, 008S01210004075, 008S01210004076, 008S01210004077, 008S01210004078, 008S01210004079, 008S01210004080, 008S01210004081.
Поскольку учреждение в добровольном порядке не исполнило требование, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Судебные инстанции, на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по данному делу обстоятельствам статей 11, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, исходили из имевшихся у Пенсионного фонда оснований для привлечения учреждения к ответственности за непредставление в установленный законом срок в пенсионный фонд сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, однако с учетом установленных фактических обстоятельств совершенного нарушения, пришли к выводу о том, что в данном конкретном случае имеются смягчающие ответственность обстоятельства, которые необходимо учитывать при определении размера финансовой санкции и снизили размер назначенного учреждению Пенсионным фондом штрафа до 2 650 рублей. В качестве смягчающих ответственность обстоятельств, суды указали на отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, характер совершенного заявителем правонарушения, признание факта правонарушения, осуществление заявителем общественной, социально значимой деятельности.
При этом суды, учитывая приведенные выше обстоятельства, а также принцип соразмерности наказания допущенному нарушению, предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания штрафных санкций согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, исходили из того, что несвоевременность подачи отчетности не повлекла нарушение прав и свобод иных лиц, никаких негативных последствий не наступило, само правонарушение не содержит опасных угроз для личности, общества и государства; учреждение не имеет задолженности по страховым взносам.
Пенсионный фонд не представил доказательства того, что допущенное учреждением нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах повлекло недостоверное начисление либо уплату страховых взносов, выплату излишних сумм пенсий, причинило иной ущерб, либо создало реальную угрозу причинения ущерба.
Факт наличия оснований для привлечения учреждения к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден материалами дела и спорным по делу не является. Однако Пенсионный фонд полагает, что судами необоснованно снижен размер назначенного учреждению штрафа, поскольку применение смягчающих обстоятельств при назначении наказания за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования пенсионным законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, признание судебными инстанциями установленных ими обстоятельств в качестве смягчающих ответственность учреждения и снижение размера назначенных Пенсионным фондом к взысканию финансовых санкций является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 19.01.2016 N 2-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, согласно которой принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293, 22.01.2018 N 309-КГ17-20698.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой определенности органа государственной власти, принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П).
Таким образом, установив фактические обстоятельства данного дела на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости снижения размера штрафа, назначенного учреждению Пенсионным фондом.
Переоценка вывода судов о наличии или отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств и о возможности снижения размера финансовой санкции, назначенной фондом, с учетом статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А25-2914/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт наличия оснований для привлечения учреждения к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден материалами дела и спорным по делу не является. Однако Пенсионный фонд полагает, что судами необоснованно снижен размер назначенного учреждению штрафа, поскольку применение смягчающих обстоятельств при назначении наказания за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования пенсионным законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, признание судебными инстанциями установленных ими обстоятельств в качестве смягчающих ответственность учреждения и снижение размера назначенных Пенсионным фондом к взысканию финансовых санкций является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 19.01.2016 N 2-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, согласно которой принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293, 22.01.2018 N 309-КГ17-20698.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой определенности органа государственной власти, принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2022 г. N Ф08-5365/22 по делу N А25-2914/2021