г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А40-247405/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения-Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 г. по делу N А40-247405/21,
по исковому заявлению Государственного учреждения-Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области
к ФКУ "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве"
о взыскании финансовых санкций,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение-Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области (далее также - заявитель, пенсионный фонд, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании с ФКУ "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" (далее - ответчик, Учреждение) штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период периоды 2020 год, февраль 2020 г., июль 2020 г., август 2020 г., октябрь 2020 г. в сумме 117000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 г. по делу N А40-247405/21 требования удовлетворены частично. Взысканы с ФКУ "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" в пользу бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации финансовая санкция за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды 2020 год, февраль 2020 г., июль 2020 г., август 2020 г., октябрь 2020 г. в сумме 5000 (Пять тысяч рублей 00 копеек) руб. 00 коп., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 (две тысячи рублей 00 копеек) руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил отзыв ФКУ "колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве", в котором Учреждение поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд приобщает отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что ФКУ "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" зарегистрировано в Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по городу Москве и Московской области в качестве страхователя за номером 087-001- 025898.
Между тем, как следует из материалов дела, в адрес Фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. (доп) поступили 16.03.2021 г., по форме СЗВ-М за февраль 2020 г. - 16.03.2020 г. на бумажном носителе.
СЗВ-м за июль 2020 г. поступила своевременно, однако представленные сведения содержали ошибки. Уведомление об устранении расхождение передано 15.08.2020 г., отчет по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 г. представлен 18.08.2020 г. с ошибками. Уведомление об устранении расхождений направлено в адрес ответчика 18.08.2020, исправленный отчет не представлен.
Форма СЗВ-М (доп) за август 2020 г. представлено - 16.09.2021 г. (направленный 14.09.2020 г. отчет не принят), за октябрь 2020 г. - 19.11.2020 г. (направленный 13.11.2020 г. не принят).
По факту нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Фондом были составлены акты о выявлении правонарушений по форме и в соответствии с предъявляемыми требованиями к составлению акта, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования с указанием документально подтвержденным фактом нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, с указанием даты, времени рассмотрения актов с учетом представленных страхователем документов.
Впоследствии решениями Фонда о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ответчик был привлечен к ответственности на основании части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление несвоевременно и неполных сведений в отношении застрахованных лиц в виде штрафа в общем размере 117000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
На основании вышеуказанных решений заявителем ответчику были выставлены требования от 29.07.2020 г., 16.11.2020 г., 24.11.2020 г., 27.01.2021 г., 20.05.2021 г. об уплате финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в общем размере 117000 руб. со сроками уплаты до 08.06.2021 г., 16.02.2021 г., 14.12.2020 г., 04..12.2020 г., 18.08.2020 г..
Как следует из материалов дела, вышеуказанные требования направлены Фондом в адрес ответчика.
Основанием для привлечения Учреждения к ответственности послужили следующие положения законодательства.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Как следует из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем и не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статье 17 Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С учетом изложенного страхователь должен был представить сведения за спорный период, не позднее 15-го числа месяца и не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом - месяцем, однако материалами дела подтверждено несвоевременное представление сведений о каждом работающем у заявителя лице.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
Между тем, как указано выше, Учреждение несвоевременно представило сведения в орган ПФР сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ 2020, февраль 2020 г., июль 2020 г., август 2020 г., октябрь 2020 г.
Неполное представление сведений о застрахованных лицах является нарушением, влекущим умышленное со стороны страхователя ограничение пенсионного фонда в исполнении его обязанностей по контролю за размером выплачиваемого работающим пенсионерам пенсионного обеспечения, в виду чего, суд чего суд считает, что с ответчика в пользу Фонда подлежит взысканию начисленный ему за несвоевременное представление в орган ПФР сведений штраф в размере 117000 руб.
При этом суд учитывает, что факт представления несвоевременно и не полных сведений о застрахованных лицах п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ материалами дела документально подтвержден.
Также суд первой инстанции верно счел, что срок обращения в суд с настоящим исковым заявлением Фондом соблюден.
Между тем, удовлетворяя заявленные Фондом требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ (обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения) признана утратившей силу.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 г. N 2- П подпункт "а" пункта 22, пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1, 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2, 3).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что данный вывод не означает восстановление действия положений Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
Конституционным Судом Российской Федерации указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в судебном порядке: если санкция применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 г. N 8-П, от 12.05.1998 г. N 14-П и от 30.07.2001 г. N 13-П) санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
В то же время суд первой инстанции верно счёл, что штраф на сумму 117000 руб. за нарушение установленного законом порядка представления ответчиком сведений по форме СЗВ- СТАЖ за 2020, СЗВ-М за февраль 2020 г., июль 2020 г., август 2020 г., октябрь 2020 г. назначен Учреждению Фондом без учета смягчающих обстоятельств, учитывая тот факт, что Фондом не представлено доказательств наличия у ответчика умысла на совершение допущенного правонарушения, наличия каких-либо негативных последствий и ущерба вследствие совершенного правонарушения для бюджета Пенсионного фонда Российской и других лиц, а также наличия нарушения прав и интересов третьих лиц; наличия у ответчика задолженности по уплате страховых взносов.
Также суд первой инстанции верно учёл, что ответчик является государственным бюджетным учреждением и финансируется из федерального бюджета, в силу специфики деятельности не всегда обладает достоверными персональными сведениями на осужденных.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции верно счел, что привлечение Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа размере 117000 руб. 00 коп. не будет отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, в связи с чем размер назначенного ему штрафа за нарушение установленного законом порядка представления ответчиком сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020, СЗВ-м за февраль 2020 г., июль 2020 г., август 2020 г., октябрь 2020 г. подлежит снижению, так как назначенное Обществу за несвоевременную сдачу отчетности наказание в виде штрафа в размере 117000 руб. не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств совершенного нарушения с учетом того, что допущенное ответчиком нарушение не привело к занижению подлежащей оплате суммы страховых взносов, а также не повлекло за собой причинения бюджету ПФР. Доказательств обратного Фондом не представлено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, размер заявленных к взысканию с ответчика финансовых санкций правомерно подлежал уменьшению до суммы 5000 руб.
На основании изложенного, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование Фонда о взыскании с Учреждения финансовых санкций за нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежало удовлетворению в части взыскания суммы в размере 5000 руб.; а в остальной части удовлетворению не подлежало, учитывая размер и характер причиненного правонарушением ущерба.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-247405/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-247405/2021
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. МОСКВЕ"