г. Хабаровск |
|
31 марта 2022 г. |
А37-1101/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от прокурора Магаданской области: Гучанова Т.В., прокурор по доверенности от 20 декабря 2021 года;
от Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, прокурора Магаданской области: Кречетов А. А., представитель по доверенности от 3 февраля 2022 года;
от общества с ограниченной ответственностью "Туманы": Мармицкий И.Ф., представитель по доверенности от 15 мая 2019 года;
от общества с ограниченной ответственностью "ВостокТрансСервис": Маслов П. М., представитель по доверенности от 13 марта 2021 года
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, прокурора Магаданской области
на решение от 29.12.2021
по делу N А37-1101/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску исполняющего обязанности прокурора Магаданской области (прокуратура Магаданской области ОГРН 1024900969136, ИНН 4909000950, адрес: 685000, г. Магадан, пр-т Карла Маркса, д. 17) действующего в публичных интересах Российской Федерации - публично-правового образования Магаданской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Туманы" (ОГРН 1174910002904, ИНН 4909127241, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Кольцевая, д. 7, офис 3), Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области (ОГРН 1044900036433, ИНН 4909912837, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 14)
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки
третьи лица общество с ограниченной ответственностью "ВостокТрансСервис" (ОГРН 1134910018000, ИНН 4909118624, адрес: 685030, г. Магадан, ул. Рыбозаводская, д. 25, офис 1)
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности прокурора Магаданской области (далее - прокурор) в защиту публичных интересов Российской Федерации - публично-правового образования Магаданской области в лице Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (далее - Департамент) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Магаданской области к Департаменту, обществу с ограниченной ответственностью "Туманы" (далее - ООО "Туманы") с исковыми требованиями:
- признать недействительным соглашение от 15.01.2018 N 2/06-5(16)-4/18 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 14.05.2008 N 2/06-5(16);
- применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возложения на ООО "Туманы" обязанности возвратить Департаменту лесной участок общей площадью 114 451,3 га, расположенный в Магаданской области на территории Ольского района на землях лесного фонда Ямского участкового лесничества территориального отдела Департамента лесного хозяйства "Магаданское лесничество" в кварталах 127, 128, 129, 130, 131, 132.
Определениями суда от 18.05.2020, от 09.11.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по охране и надзору за использованием объектов животного мира и среды их обитания Магаданской области (далее - Департамент госохотнадзора), общество с ограниченной ответственностью "ВостокТрансСервис" (далее - ООО "ВостокТрансСервис", третье лицо).
В связи с реорганизацией Департамента лесного хозяйства и Департамента госотхотнадзора в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Минприроды области) и внесения 31.12.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении их деятельности путем реорганизации в форме присоединения суд определением от 15.02.2021 произвел процессуальное правопреемство заменив Департамент лесного хозяйства на Минприроды Магаданской области, а также исключить из состава третьих лиц Департамент госотхотнадзора.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 29.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор Магаданской области, а также Минприроды области обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывают на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с доводами прокурора, вывод суда о преюдициальной выводов суда по делу N А37-3403/2019 о состоявшемся универсальном правопреемстве ООО "Туманы" является ошибочным, поскольку настоящий спор имеет иной предмет и иные основания исковых требований.
Материалы настоящего дела свидетельствуют об отсутствии доказательств передачи реорганизованному юридическому лицу лицензии на пользование объектами животного мира серии 49 N 000044 от 25.03.2010, договора о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира (объектами охоты) от 29.03.2010.
При реорганизации ООО "Туманы" в форме выделения от 21.08.2017 вновь образованному юридическому лицу переданы права и обязанности ООО "ВостокТрансСервис" только в отношении договора аренды лесного участка от 14.05.2008 N 2/06-5(16), однако права и обязанности по лицензии и договору предоставления территории не передавались.
Заключение сторонами соглашение исключило предоставление лесного участка на торгах, чем нарушило установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрет на совершение действий, ведущих ограничение конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Минприроды области в жалобе приводит доводы о том, что данная в ином деле правовая квалификация не является обязательной. По мнению заявителя, универсальное правопреемство ООО "Туманы" является именно выводом суда по делу N А37-3403/2019, основанным на квалификации норм законодательства, а не установленным обстоятельством.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 апелляционные жалобы приняты к производству, судебное разбирательство назначено на 24.03.2022 в 09 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
ООО "Туманы" и ООО "ВостокТрансСервис" направили отзывы на апелляционные жалобы, в которых просили отказать в ее удовлетворении.
Согласно приведенным ООО "Туманы" возражениям, судебные акты по делу N А37-3403/2019 имеют преюдициальное значение для настоящего спора; доводы заявителей направлены на преодоление обстоятельств и выводов, в соответствии с которыми ООО "Туманы" является правопреемником ООО "ВостокТрансСервис", который, в свою очередь, являлся правопреемником ООО "Усть Магаданский рыбозавод", а также лицом, указанным в части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагает, что на основании положений статьи 71 указанного Федерального закона, статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" у него сохраняется право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у правопредшественника на основании долгосрочной лицензии, т.к. реорганизация юридического лица не является основанием прекращения действия лицензии.
ООО "ВостокТрансСервис" в отзыве привело доводы о праве ООО "Туманы" как правопреемника нести права и обязанности охотопользователя в соответствии с лицензией и договором.
По ходатайству сторон судебное заседание проведено в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Магаданской области.
Участвующая в судебном заседании прокурор доводы жалобы поддержала, дав по ней пояснения, просила отменить решение, удовлетворить иск.
Представитель Минприроды области в судебном выступлении поддержал доводы жалобы.
Представители ООО "Туманы" и ООО "ВостокТрансСервис" в судебном выступлении просили отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, на основании доводов, изложенным в возражениях, дав пояснения по существу спора.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и судом, 07.01.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись государственным регистрационным номером 1034900005128 о создании ООО "Туманы" (ОГРН 1034900005128).
Созданному юридическому лицу в соответствии с главой 6 и статьей 121 Лесного кодекса Российской Федерации, в действующей редакции, на основании распоряжения губернатора Магаданской области от 18.07.2003 N 162, в аренду переданы лесные участки для нужд охотничьего хозяйства и побочного лесопользования.
На основании этого, 20.08.2003 между ФГУ "Ольский лесхоз" "Ольский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Туманы" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда Российской Федерации, расположенные в Магаданской области, Ольском районе, общей площадью 115 540 га на срок 5 лет.
С 01.01.2007 Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" введен в действие новый Лесной кодекс, статьей 4 которого возложена обязанность до 01.01.2009 привести договоры аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом.
Во исполнение требования, ООО "Туманы" обратилось в Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области с заявлением от 21.03.2008 о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 20.08.2003, заключенного между ФГУ "Ольский лесхоз" и ООО "Туманы".
На основании обращения Департамент лесного хозяйства распоряжением от 08.05.2008 N 39-рл согласовал переоформление договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
14.05.2008 между Департаментом лесного хозяйства и ООО "Туманы" заключен договор аренды лесного участка N 2/06-5(16) со сроком действия с 01.01.2008 по 18.07.2052 по которому ООО "Туманы" предоставлен в аренду лесной участок 114 455 га, находящийся в федеральной собственности, расположенный в кварталах 127, 128, 129, 130, 131, 132 Ямского участкового лесничества на территории Ольского района Магаданской области, для ведения охотничьего хозяйства.
Соглашением сторон от 23.03.2009 N 1 площадь предоставленного в аренду лесного участка изменена с 114 455 га на 114 451,3 га".
25.03.2010 ООО "Туманы" на основании постановления администрации Магаданской области от 25.03.2010 N 125-па выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира N 000044 со сроком действия с 25.03.2010 по 18.07.2052.
Место пользования: площадь участка, расположенного в Ольском районе - 116,6 тыс.га. в границах согласно приложению N 12 к постановлению администрации Магаданской области от 25.03.2010 N 125-па.
29.03.2010 между администрацией Магаданской области и ООО "Туманы" заключен договор о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира (объектами охоты).
25.01.2011 участники ООО "Туманы" на общем собрании приняли решения, оформленные протоколом N 1: изменить полное фирменное наименование ООО "Туманы" на ООО "Усть-Магаданский рыбозавод"; утвердить устав в новой редакции.
03.02.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования юридического лица с ООО "Туманы" (ОГРН 1034900005128, ИНН 4909905854) на ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" (ОГРН 1034900005128, ИНН 4909905854).
Соглашением от 03.05.2011 N 2 в договор аренды лесного участка от 14.05.2008 внесены изменения, связанные с изменением наименования арендатора с ООО "Туманы" на ООО "Усть-Магаданский рыбозавод".
Собранием участников ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" оформленным протоколом от 03.07.2013 N 8 принято решение о реорганизации в форме выделения из него ООО "ВостокТрансСервис", передачи вновь образованному обществу часть прав и обязанностей ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" в объеме, предусмотренном разделительным балансом.
Таким образом, в результате реорганизации ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" путем выделения создано ООО "ВостокТрансСервис" (ОГРН 1134910018000), о чем 24.12.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись основным государственным регистрационным 1134910018000.
В соответствии с разделительным балансом по состоянию на 03.07.2013 вновь образованному обществу передано, в том числе имущество, находящееся в аренде, - лесной участок площадью 114455 га (МО Ольский район).
По передаточному акту от 03.07.2013 ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" передало, а ООО "ВостокТрансСервис" приняло лесной участок площадью 114 455 га местоположение: Магаданская обл., МО "Ольский район", земли лесного фонда Ямского участкового лесничества (договор 9 N 2/06-5(16) аренды лесного участка от 14.05.2008 с Департаментом лесного хозяйства,).
ООО "ВостокТрансСервис" как правопреемник арендатора лесного участка, обратилось в Департамент лесного хозяйства с заявлением от 02.04.2014 N 07/01 о переоформлении лесного участка площадью 114 455 га, путем заключения дополнительного соглашения к договору от 14.05.2008 N2/06-5(16).
21.04.2014 между Департаментом лесного хозяйства и ООО "ВостокТрансСервис" подписано соглашение N 2/06-5(16)-48/14 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 2/06-5(16) от 14.05.2008.
14.04.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
В последующем, 21.08.2017 участником ООО "ВостокТрансСервис" принято решение N 3 о реорганизации в форме выделения и о создании путем реорганизации ООО "Туманы".
19.12.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения ООО "Туманы" (ОГРН 1174910002904, ИНН 4909127241).
По передаточному акту от 21.08.2017 ООО "ВостокТрансСервис" передало вновь созданному ООО "Туманы" договор N 2/06-5(16) аренды лесного участка от 14.05.2008 с дополнительными соглашениями.
В передаточном акте указано, что ООО "Туманы" является правопреемником ООО "ВостокТрансСервис" по всем его обязательствам в отношении передаваемых договоров с момента передачи и подписания акта сторонами. В случае если после даты, на которую составлен передаточный акт, произойдут изменения в виде, составе, стоимости имущества реорганизуемого общества либо возникнут, изменятся, прекратятся права и обязанности реорганизуемого общества, то правопреемнику переходят имущество, права и обязанности в том виде, в котором они существовали на дату завершения реорганизации (осуществления государственной регистрации).
15.01.2018 ООО "Туманы" как правопреемник реорганизованного арендатора лесного участка - ООО "ВостокТрансСервис", обратилось в Департамент лесного хозяйства с заявлением о переоформлении на себя договора аренды лесного участка от 14.05.2008 N 2/06-5(16).
Сопроводительным письмом от 23.01.2018 N 153/115-3 Департамент лесного хозяйства направил ООО "Туманы" для подписания два экземпляра соглашения от 15.01.2018 N 2/06-5(16)-4/18 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 14.05.2008 N 2/16-5(16).
15.01.2018 между Департаментом лесного хозяйства и ООО "Туманы" подписано соглашение N 2/06-5(16)-4/18 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 14.05.2008 N 2/16-5(16).
Прокурор полагая, что правопреемство от ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" к вновь созданным обществам не состоялась, поскольку им не передавалась долгосрочная лицензия N 000044, а так же у ООО "Туманы" отсутствовало охотхозяйственное соглашение для продолжения деятельности по долгосрочной лицензии, в связи с чем, соглашение от 15.01.2018 N2/06-5(16)-4/18 противоречит положениям статьи 73.1 Лесного кодекса, статьям 10, 27, 28, 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ, Закон об охоте), статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) обратился в суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве, заслушав представителей сторон и изучив материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с требованиями статьи 168 Гражданского кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (абзац 2 части 1 статьи 52 АПК РФ).
Иск заявлен в защиту публичных интересов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 73, 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166, 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
По доводам прокурора передача в пользование объектов совершена в нарушение обязательной публичной процедуры без проведения торгов с нарушением конкуренции.
Давая оценку доводом прокурора Магаданской области и Минприроды области суд учитывает следующие обстоятельства и правовые нормы.
В силу пункта 1 статьи 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент реорганизации ООО "Усть-Магаданский рыбозавод", выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
Пунктом 3 статьи 55 Федерального закона N 14-ФЗ определено, что при выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.
На основании пункта 1 статьи 129 Гражданского кодекса при реорганизации юридического лица осуществляется универсальное правопреемство.
Установлено, что ранее в рамках дела N А37-3403/2019 Арбитражного суда Магаданской области рассмотрен иск заместителя прокурора Магаданской области к Миниприроды области к ООО "Туманы" о признании недействительным дополнительного соглашения от 30.05.2018 к охотхозяйственному соглашению от 02.10.2012 N22, заключенному между Департаментом и ООО "Туманы".
В обоснование требований прокурор приводил доводы об отсутствии в разделительном балансе и передаточном акте ООО "Усть-Магаданский рыбзавод" сведений о передаче ООО "ВостокТрансСервис" долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 02.04.2010 N 000052 и охотхозяйственного соглашения от 02.10.2012 N 22, а так же на то, что созданное ООО "Туманы" не являлось правопреемником охотпользователя по охохозяйственному соглашению на основании долгосрочной лицензии и было не вправе претендовать на заключение охотхозяйственного соглашения путём фактического изменения наименования охотопользователя без проведения аукциона.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 02.10.2020 по делу N А37-3403/2019, оставленным без изменения постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2021 установлено следующие обстоятельства, которые в силу статьи 69 АПК РФ имеют значение для настоящего спора.
ООО "Усть-Магаданский рыбозавод" реорганизовано путем выделения ООО "ВостокТрансСервис", которому передано имущество, находящееся в аренде, в том числе лесной участок площадью 44 273 га (МО Омсукчанский район), а также неимущественные активы (в том числе охотхозяйственное соглашение от 02.10.2012 N 22). ООО "ВостокТрансСервис", в свою очередь, реорганизовано путем выделения в ООО "Туманы". При этом все права и обязанности ООО "ВостокТрансСервис", вытекающие из договора аренды лесного участка от 13.05.2013 N 80/13, с учетом соглашений о внесении в него изменений, переданы вновь созданному юридическому лицу - ООО "Туманы".
Суды пришли к выводу о том, что к ООО "Туманы" в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности охотопользователя ООО "ВостокТрансСервис" по охотхозяйственному соглашению от 02.10.2012 N 22, в связи с чем ООО "Туманы", как правопреемник, имеет право на переоформление своих отношений с Департаментом путем заключения дополнительного соглашения от 30.05.2018 к охотхозяйственному соглашению от 02.10.2012 N 22 без проведения аукциона.
Приведенные выше обстоятельства непосредственно связаны с настоящим предметом спора, поскольку касаются фактов, которые влекут юридические последствия для сторон.
Согласно статье 9 Лесного кодекса, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Одним из видов использования лесов является ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (пункт 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды лесного участка от 14.05.2008).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ, Закон о животном мире) пользователями животным миром являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В силу части 1 статьи 33 Закона о животном мире, объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и Законом об охоте.
Одним из видов пользования животным миром является охота (статья 34 Закона о животном мире).
В соответствии со статьями 33 - 35, 37, 41 Закона о животном мире в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
На основании статей 33 - 35, 37, 41 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
С 01.04.2010 вступил в силу Федеральный закон N 209-ФЗ, которым внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, а также установлен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов на основании охотхозяйственных соглашений.
Федеральный закон N 209-ФЗ вступил в силу с 01.04.2010 за исключением ряда положений, вступивших в силу с 01.07.2011 (статья 72).
Статьей 27 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1). Право на заключение охотхозяйственного соглашения определяется по результатам аукциона (часть 3).
Пунктами 2 и 4 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ определено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
При этом из содержания статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом; долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат; такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу 14 юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трёх месяцев даты их обращения в эти органы.
Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Закона о животном мире, со дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ предоставлена возможность по собственному выбору в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.
В этих случаях в качестве основания для заключения охотхозяйственного соглашения выступает действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, выданная до вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ, при этом право заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона признается за лицом лишь в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территории или акватории, заключенном до вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ.
Тем самым, указанным законом предусмотрена возможность заключения охотхозяйственного соглашения, и фактически продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории.
В этих случаях в качестве основания для заключения охотхозяйственного соглашения выступает действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, выданная до вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ, при этом право заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона признается за лицом лишь в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территории или акватории, заключенного до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П пункт 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ признан частично не соответствующей Конституции Российской Федерации.
При этом в пункте 5.3 приведенного постановления указано, что уже заключенные охотхозяйственные соглашения не подлежат пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания.
Так же Конституционный суд в данном постановлении указал (пункт 4.1), что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона "О животном мире", со дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.
Кроме того, по смыслу части 9 статьи 71 названного Федерального закона, на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.
Таким образом, оснований считать заключение дополнительного соглашения ничтожным по приведенным прокурором основаниям не имеется.
Судом также учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 04.08.2016 N 302-ЭС16-8581 о том, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" реорганизация юридического лица и непереоформление лицензии в связи с реорганизацией не являются основанием прекращения действия лицензии.
Доводы жалоб основаны на неверном толковании норм материального права.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2021 по делу N А37-1101/2020 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1101/2020
Ответчик: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, ООО "Туманы"
Третье лицо: Департамент по охране и надзору за использованием объектов животного мира и среды и обитания Магаданской области, ООО "ВостокТрансСервис", Межрайонная ИФНС России N 12 по Приморскому краю, Межрайонное ИФНС России N 1 по Магаданской области, Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, Прокуратура Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2581/2022
31.03.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-862/2022
29.12.2021 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1101/20
24.06.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3292/2021