г. Москва |
|
6 апреля 2022 г. |
Дело N А40-215942/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ИФНС России N 4 по г.Москве на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.01.2022 по А40-215942/21(121-1211), принятое в порядке упрощенного производства судьей Е.А.Аксеновой
по заявлению ООО "Квалитет"
к ИФНС России N 4 по г.Москве
об отмене постановления,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Квалитет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России N 4 по г.Москве (далее -Инспекция) от 24.09.2021 N 77042125300088800002 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением суда от 14.01.2022, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, заявленные требования удовлетворены, при этом суд сделал вывод о недоказанности вины и, следовательно, состава в действиях заявителя вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с выводами, изложенными в решении суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из фактических обстоятельств дела следует, 18.05.2018 ООО "Квалитет" открыт счет (вклад) за пределами территории Российской Федерации N BY04MMBN30240177700106430000 в банке ОАО "Банк Дабрабыт" (Республика Беларусь).
Общество обязано было представить отчет и подтверждающие документы за 3 квартал 2019 года по счету N BY04MMBN30240177700106430000 в банке ОАО "Банк Дабрабыт" (Республика Беларусь), открытому 18.05.2018, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30.10.2019 (включительно).
18.10.2019 обществом представлены отчет за 3 квартал 2019 года, а также копии подтверждающих документов, заверенные ненадлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно: копия отчета не заверена нотариально.
24.09.2021 при участии представителя ООО "Квалитет" вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "Квалитет", оспаривая вынесенное постановление, считая привлечение к административной ответственности незаконным и необоснованным, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Срок, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Коллегия суда апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы считает, что судом первой инстанции выполнены указания указанной нормы права.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами с соблюдением положений ст. ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", апелляционным судом не установлено.
Согласно ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно требованиям, установленным пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (Правила), юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк или иная организация финансового рынка), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад), представляется отдельный отчет с подтверждающими документами.
В соответствии с пунктом 7 Правил, подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.
Нарушением порядка предоставления резидентом отчета с подтверждающими документами могут являться недостоверность сведений, указанных в отчете, заполнение отчета не полностью, не предоставление банковских документов, либо предоставление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, предоставление отчета неуполномоченным лицом (п. 2 письма ФНС России от 12.07.2013 N АС-4-2/12519).
Налоговый орган исходил из того, что представленная Заявителем копия отчета не заверена нотариально.
Вместе с тем, из материалов административного дела не следует, что общество представило недостоверные сведения в отчете.
Необходимо отметить, что согласно п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил предоставления юридическими лицами - резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (Постановление N 819), при выявлении налоговым органом неправильных сведений в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом подтверждающих документов, либо представления юридическим лицом подтверждающих документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих документов письменно уведомляет юридическое лицо о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих документов (далее - уведомление).
Таким образом, обязанности резидента представить в налоговый орган отчет корреспондирует обязанность налогового органа принять этот отчет и в установленный срок (в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета) обязан осуществить проверочные мероприятия в отношении полученного отчета и при выявлении нарушений письменно уведомить юридическое лицо о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих документов, таким образом, законодатель определил сроки проведения проверки.
В настоящем случае, юридическое лицо предполагало, что у налогового органа нет сомнений в правильности поданных сведений, указанных в отчете, учитывая, что в срок, установленный п.10 постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 налоговый орган не обращается к обществу с требованием представить исправленный (уточненный) отчет и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих документов, доказательства обратного из материалов дела апелляционным судом не усматриваются.
Несоблюдение любых предусмотренных законом сроков налоговыми органами напрямую влияет на обеспечение законных интересов юридического лица. Соответственно, любой процедурно-процессуальный срок должен рассматриваться с позиции ограничения не только субъективных прав, но и законных интересов юридического лица.
Кроме того, необходимо учитывать, что ООО "Квалитет" после получения уведомления налогового органа были устранены нарушения посредством предоставления оригиналов подтверждающих документов 17.09.2021.
При таких обстоятельствах, материалами дела в действиях общества не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.6 ст.4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022 по делу N А40-215942/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215942/2021
Истец: ООО "КВАЛИТЕТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО Г. МОСКВЕ