город Ростов-на-Дону |
|
07 апреля 2022 г. |
дело N А32-39110/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Ткаченко С.В. по доверенности от 10.01.2022 (до перерыва);
остальные лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 по делу N А32-39110/2021 по иску акционерного общества "Зерновой терминал "КСК" (ОГРН 1022302398139, ИНН 2315006923) к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (ОГРН 1032309082002, ИНН 2315021181), администрации муниципального образования город Новороссийск (ОГРН 1032309077635, ИНН 2315061988) при участии третьего лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании права собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Зерновой терминал "КСК" (далее - истец, АО "КСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - управление), администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) о признании права собственности на объект недвижимости - "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121 площадью 225,4 кв.м, назначение - нежилое, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, 21 на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0206014:129, категория земель - земли населенных пунктом с видом разрешенного использования - морской порт (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление и администрация обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявители просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителей, требования заявлены к ненадлежащему ответчику. В отношении объекта "пожарное депо" не проводилось строительно-технической экспертизы.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От истца поступили письменные пояснения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 произведена замена судьи Мисника Н.Н. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Фахретдинова Т.Р.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании 28.03.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 04.04.2022 до 12 час. 25 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.04.2021 АО "КСК" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением N КУВД-001/2021-15621812 о регистрации права собственности на объект "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121.
30.04.2021 Новороссийским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю вынесено уведомление N КУВД 001/2021 15621812/1, на основании которого действия по регистрации права по заявлению от 19.04.2021 приостановлены с указанием на следующие обстоятельства: "В качестве правоустанавливающего документа представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2016 N 233080002024-2016, в соответствии с которым заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровым номером 23:47:0206014:16 и 23:47:0206014:5. Согласно данным ЕГРН сведения о правах на земельный участок (кадастровый номер 23:47:0206014:5) отсутствуют. Документов, подтверждающих право АО "КСК" на вышеуказанный земельный участок, представлено не было, кроме того, 03.12.2019 данный земельный участок снят с кадастрового учета и имеет статус "архивный". В связи с изложенным, у регистрирующего органа отсутствуют основания государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимости. Для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации прав, рекомендуем обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию".
АО "КСК" письмом от 26.05.2021 исх. N 324 обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск с просьбой внести изменения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 233080002024-2016 от 26.04.2016 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-33148/2018 и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12.12.2019, исключив сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0206014:5, с внесением сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0206014:129.
Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск письмом от 12.07.2021 исх. N 08.03 - 1.3. - 6442/21 отказало во внесении изменения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2024-2016 от 26.04.2016 в связи с тем, что действующим законодательством не установлен порядок внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
14.07.2021 на основании письма Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск от 12.07.2021 исх. N 08.03 - 1.3. - 6442/21 АО "КСК" письмом исх. N 425 повторно обратилось в Новороссийский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с просьбой принять решение о регистрации права на основании представленных документов и обстоятельств, изложенных в письме АО "КСК" от 26.05.2021 исх. N 324.
02.08.2021 Новороссийским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказано АО "КСК" в государственной регистрации права в отношении объекта "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121.
В соответствии с уведомлением от 02.08.2021 N КУВД-001/2021-15621812/3 отказ государственной регистрации прав сделан на основании обстоятельств, указанных в уведомлении от 30.04.2021.о приостановке регистрационных действий.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает такой способ защиты права как признание права собственности.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. По общему правилу, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В случае если застройщик не предпринимал никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорного объекта, так и во время проведения работ, удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 Кодекса и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11066/09).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2020 N 306-ЭС19-19642 по делу N А55-12718/2018 указано следующее.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых за лицом, в собственности которого находится земельный участок, в судебном порядке может быть признано право собственности на самовольную постройку, поэтому эти условия подлежат судебной проверке в обязательном порядке.
При этом отсутствие требуемого разрешения на строительство должно обсуждаться в контексте квалификации постройки как самовольной (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации), а пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующий вопрос признания права собственности на постройку, в отношении которой установлено, что она является самовольной, не содержит такого условия для удовлетворения соответствующего иска, как наличие разрешения на строительство или предваряющее строительство принятие мер для получения такого разрешения.
Поэтому в пункте 26 постановления N 10/22 указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при определении судом того, что единственными признаками самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В названном пункте постановления N 10/22 также указано, что суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения.
Приведенное выше разъяснение направлено на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом легализовать постройку, которое предусмотрено пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Оно касается, например, ситуации, когда лицо, создавшее постройку, обращается в компетентный орган за выдачей разрешения на ее строительство лишь для вида, очевидно понимая, что к его заявлению не приложены требуемые документы, т.е. в отсутствие заблуждений относительно их перечня и порядка выдачи разрешения.
Таким образом, из выше приведенных разъяснений следует, что лицо, возведшее объект самовольного строительства не вправе претендовать на признание за ним судом права собственности на данный объект и последний подлежит сносу в любом случае (даже если объект формально соответствует строительным, санитарным и иным обязательным нормам и правилам), если лицо в установленном порядке не предпринимало действий, направленных на получение необходимых для строительства документов (разрешения на строительство).
Следовательно, значимыми обстоятельствами при разрешении рассматриваемого спора являются установление обращения лица, создавшего самовольную постройку, в уполномоченные органы в целях ее легализации, в частности за получением разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерность отказа уполномоченного органа в выдаче такого разрешения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2020 по делу N А63-21213/2019).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.07.2021 N КУВИ-002/2021-87529958 "Пожарное депо" расположено, в том числе, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206014:5.
В разрешении на строительство N RU 23308000-1038-15 от 10.02.2015, на основании которого осуществлено строительство объекта "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121 и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2016 N 23-308000-2024-2016 указано что строительство разрешено и осуществлено на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0206014:5.
В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-33148/2018 установлены следующие обстоятельства: "обстоятельства настоящего дела и представленные доказательства, в частности, экспертное исследование и заключение эксперта, подтверждают, что фактически земельный участок естественного происхождения с кадастровым номером 23:47:0206014:5 как самостоятельный объект недвижимости не существует. Данная территория, входящая в состав созданного АО "КСК" ИЗУ, была ошибочно учтена в качестве земельного участка в отсутствие правового регулирования ИЗУ. При вынесении решения суд также учитывает следующее. Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206014:5 с адресным ориентиром: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, д. 21, сведения о правообладателях отсутствуют. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206014:5, с адресным ориентиром: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, д. 21, представляет собой отсыпку грунта в части акватории Цемесской бухты Черного моря, имеет площадь 70137 +/-93 кв.м и относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: "для эксплуатации нежилых помещений", сведения имеют статус "актуальные, ранее учтенные", сведения о правообладателях отсутствуют. По результатам проведенного обследования объекта установлено, что территория, учтенная в качестве участка с кадастровым номером 23:47:0206014:5, фактически является искусственно созданной территорией в акватории Черного моря путем отсыпки скального грунта и возведения берегоукрепительных сооружений, и является единым с Объектом сооружением, отвечающим по техническим и функциональным характеристикам признакам ИЗУ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.07.2021 N КУВИ-002/2021-87529958 "Пожарное депо" расположено как в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206014:5, так и в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206014:129.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.12.2019 право собственности АО "КСК" на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206014:129 зарегистрировано 11.12.2019 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-33148/2018.
Также в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.12.2019 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206014:129 среди прочих объектов расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:47:0206014:121 ("Пожарное депо").
На основании вышеизложенного, с учетом обстоятельств, установленных по делу N А32-33148/2018 и с учетом даты регистрации права собственности АО "КСК" на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206014:129, строительство объекта "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121 осуществлено в период с 10.02.2015 по 26.04.2016 на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0206014:5, не предоставленном в установленном порядке, данное обстоятельство является признаком, самовольной постройки указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 222 ГК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что объект "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121 создан на принадлежащем на праве собственности за АО "КСК" земельном участке площадью 70273 кв.м с кадастровым номером 23:47:0206014:129, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, д. 21, "Стройкомплект", категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: "морской порт".
Спорный объект возведен в соответствии с разрешительной документацией (разрешение на строительство от 10.02.2015 N RU 23308000-1038-15, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2016 N 23-308000-2024-2016).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, утвержденными решением городской Думы от 23.12.2014 N 439, вид разрешенного использования "морской порт" подразумевает размещение объектов капитального строительства морских портов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах" объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктом 6 Перечня объектов инфраструктуры морского порта, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 475 к объектам инфраструктуры морского порта относятся в том числе вспомогательные здания.
В соответствии с пунктам 1 части 1.1 статьи 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подразделения пожарной охраны и пожарные депо размещаются на производственных объектах с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А, Б и В1 по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Числовые значения объема зданий, помещений и массы технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч.
Из материалов дела следует, что АО "КСК" имеет лицензию N ВХ-30-004641 от 28.02.2014 на осуществление деятельности "Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности". В соответствии с приложением к указанной лицензии виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности: "хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах".
Согласно свидетельству о регистрации N А30-04898 от 22.11.2016 в государственный реестр опасных производственных объектов за регистрационным номером А30-04898-0007 внесен 05.11.2009 опасный производственный объект Элеватор (далее - ОПО Элеватор).
В соответствии со сведениями, характеризующими ОПО элеватор, регистрационный номер N А30-04898-007 от 05.11.2009 (составленными по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140) в состав данного ОПО входят технологические объекты, суммарный объем вместимости которых превышает 100 тысяч тонн зерна.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сохранение объекта "Пожарное депо" с кадастровым номером 23:47:0206014:121 не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 23-308000-2024-2016 от 26.04.2016. Спорный объект соответствует всем нормам и правилам, применяемым к данному виду строения, объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206014:129, объект угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Обратное лицами, участвующими в деле, не доказано.
Отклоняя доводы жалобы со ссылкой на то, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, апелляционный суд принимает во внимание, что при вынесении решения суд первой инстанции указал, что обращение истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением не было вызвано незаконностью действий администрации и нарушением ей прав истца. Исходя из правоотношений и специфики рассмотренного спора, процессуального поведения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения судебных расходов на администрацию.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, более того были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 по делу N А32-39110/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39110/2021
Истец: АО "Зерновой терминал "КСК"
Ответчик: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования город Новороссийск, Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО Новороссийск, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, Управление Росреестра по КК
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю