г. Москва |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А40-180800/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.01.2022 по делу N А40-180800/21 (14-1338)
по заявлению ПАО АНК "Башнефть"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Зинова Н.И. по дов. от 26.11.2020; Шайдуко Н.В. по дов. от 12.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
Янчарин Н.П. по дов. от 21.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО АНК "Башнефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ) о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 25.01.2021 N РКТ-10006060-21/000022, от 11.02.2021 N РКТ-10006060-21/000063, N РКТ-10006060-21/000064; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.01.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд сделал вывод о незаконности и необоснованности принятого таможенным органом решения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЦЭТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норм материального права.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Центральной акцизной таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, таможенным представителем ООО "АЛЕТ", действующим от имени и по поручению декларанта ПАО АНК "Башнефть" на основании договора от 13.02.2018 N БНФ/У/8/11/18/ПРЧ, на Энергетический таможенный пост Центра электронного декларирования Центральной энергетической таможни поданы временные таможенные декларации NN10006060/070720/0062794, 10006060/240720/0068757 (далее - ВТД).
Согласно сведениям, указанным в ВТД (графа 31), под таможенную процедуру экспорта помещались товары:
"жидкие продукты пиролиза фракции 35-230°С марка Е-5 фракционный состав: температура начала кипения не ниже 35°С, температура конца кипения не выше 230°С, массовая доля ароматических углеводородов С6-С8 в отгонке 185°С не менее 58%, массовая доля бензола не менее 30% и не более 50%; неочищенные легкие масла, 90 об.% которых или более перегоняются при температуре до 200°С, применяются в качестве сырья в производстве нефтеполимерных смол, компонентов моторных и котельных топлив, в качестве сырья для производства ароматических углеводородов", производитель ПАО "Уфаоргсинтез", (далее - Товар).
В графе 33 ВТД указан классификационный код Товара 2707 99 110 0 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: -прочие: -прочие: -неочищенные масла: - неочищенные легкие масла, 90 об.% которых или более перегоняются при температуре до 200°С".
Выпуск Товара по указанным ВТД таможенным органом был разрешен. Фактический вывоз задекларированного товара состоялся в период с 14.07.2020 по 05.08.2020.
Обществом с территории Российской Федерации вывезен Товар: жидкие продукты пиролиза фракции 35-230°С Е-5 (далее - ЖПП Е-5) в Нидерланды во исполнение внешнеторгового контракта от 24.01.2020 N 643/00135645/20018, заключенного с Квест Груп ДМСС (Объединенные арабские эмираты).
После фактического вывоза Товара по указанным ВТД таможенным представителем ООО "АЛЕТ" в таможенный орган поданы полные таможенные декларации N N 10006060/100221/0011712, 10006060/220121/0005220 (далее - ПВД) на ВТД с указанием кода Товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 2707 99 110 0.
При подаче Обществом ВТД и ПВД были представлены все документы, подтверждающие физико-химические, эксплуатационные показатели и свойства Товаров (графа 44 ПВД), позволяющие однозначно классифицировать вывозимые Товары в товарной подсубпозиции 2707 99110 0 (неочищенные легкие масла, 90 об.% которых или более перегоняется при температуре до 200 °С) ТН ВЭД ЕАЭС.
В качестве документов, подтверждающих классификационные признаки Товаров, одновременно с подачей ВТД, ПВД Обществом помимо стандартного пакета товаросопроводительных документов были представлены:
Сертификаты качества производителя ПАО "Уфаоргсинтез";
Технические условия "Жидкие продукты пиролиза. Фракции 35-230°С и 35-320°С" ТУ 2451-075-05766563-2004 с изм. 1-4, утвержденные Генеральным директором ОАО "Уфаоргсинтез" 10.05.2005 (далее - ТУ 2451-075-05766563-2004);
Товары отвечают требованиям ТУ 2451-075-05766563-2004, что подтверждается сертификатами качества производителя Товаров ПАО "Уфаоргсинтез".
В целях проверки информации, содержащихся в таможенных документах, таможенным органом были сделаны запросы от 22.01.2021, 10.02.2021 о предоставление дополнительных сведений и пояснений.
В ответ на указанные запросы Общество направило необходимые документы, справки по качеству ЖПП марки Е-5 (от 14.01.2020, от 10.02.2021, от 28.09.2020, от 12.11.2020), содержащие физико-химические показатели Товара и подтверждающие заявленный при декларировании классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2707 99 110 0 (письма от 25.01.2,021 N УТ-ВД-019, от 11.02.2021 N УТ-ВД-039 с приложениями).
По результатам рассмотрения представленных Обществом документов и пояснений, на основании выводов о неверной классификации Товаров в товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС таможенным органом были приняты решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Решения) и требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ПВД, на основании Решений (далее - Требования):
Решение N РКТ-10006060-21/000022 от 25.01.2021 и Требование от 27.01.2021;
Решение N РКТ-10006060-21/000063 от 11.02.2021 и Требование от 11.02.2021;
Решение N РКТ-10006060-21/000064 от 11.02.2021 и Требование от 12.02.2021.
По мнению таможенного органа, товары соответствуют иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 2710 12 900 8 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: - легкие дистилляты и продукты; -легкие дистилляты прочие: прочие: прочие".
Обществу предписано внести соответствующие изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ПВД, и уплатить вывозные таможенные пошлины в общей сумме 12 204 126,74 руб. и таможенные сборы в общей сумме 44 500 руб. Согласно указанным Решениям и Требованиям:
в графе 31 ПВД описание Товаров изменено на "Нефтепродукт, полученный из битуминозных пород и содержащий более 50 мас.% ароматических составных частей.."
в графе 33 ПВД классификационный код 2707 99 110 0 по ТН ВЭД ЕАЭС изменен на классификационный код 2710 12 900 8 по ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с обязательностью выполнения Требований в силу п.2 ст.112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и соблюдения сроков завершения таможенной процедуры временного периодического таможенного декларирования товаров в соответствии с ч.20 ст.102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) Обществом уплачены вывозные таможенные пошлины в общей сумме 12 204 126,74 руб. и таможенные сборы в общей сумме 44 500 руб. (отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 16.06.2021) (Приложение N 15 к настоящему заявлению) и представлены в таможенный орган соответствующие корректировки ПВД N N 10006060/220121/0005220, 10006060/100221/0011712.
Одновременно в письмах от 28.01.2021 N УТ-ВД-025, от 15.02.2021 N УТ-ВД-040 Обществом указано на несогласие с Решениями и Требованиями.
Не согласившись с указанными актами Центральной энергетической таможни, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему таможенному законодательству, ПАО АНК "Башнефть" обратилось в арбитражный суд.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Удовлетворяя заявленные требования заявителя, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст.358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со ст.289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.
Согласно ч.1 ст.20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абз.3 ч.1 ст.20 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ч.2 ст.20 ТК ЕАЭС).
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со ст.7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД, являющиеся приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС); установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее по тексту - ОПИ).
Положением о порядке применения Единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее по тексту - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В разделе III Положения содержатся принципы применения ОПИ, а именно: ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- так далее до достижения необходимого уровня классификации".
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Существо настоящего дела сводится к тому, что Обществом товар классифицирован согласно коду ТН ВЭД ЕАЭС 2707 99 110 0, в то время как таможенный орган считает, что ввезенный товар должен быть классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 900 8.
Соглашаясь с выбранным Заявителем кодом, суд правомерно исходил из следующего.
Позиция 2707 ТН ВЭД ЕАЭС имеет наименование "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических".
Из приведенного описания товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС следует, что к ней относятся 2 вида товаров:
- масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
- аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
В соответствии с текстом товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС в ней классифицируются следующие товары:
2707 - Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических:
2707 99 - прочие: неочищенные масла:
2707 99 110 0 - неочищенные легкие масла, 90 об.% которых или более перегоняется при температуре до 200°С
Соответственно, при достижении необходимого уровня классификации задекларированного товара последовательно выявляются следующие признаки товара, позволяющие отнести данный товар к товарной под субпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС:
1. по содержанию ароматических составных частей (аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических);
2. 90 об.% которых или более перегоняется при температуре до 200°С.
Согласно представленным Обществом при подаче ПВД сертификатам качества и справкам Товары имеют следующие показатели:
N п/п |
N Наименование показателя |
фактическое значение, установленное в результате испытаний |
Норма по ТУ 2451-075-05766563-2004 с изм. 1-4 |
Метод испытания |
|
|
Жидкие продукты пиролиза фракции 35-230°С и 32-320°С марка Е-5 |
||||
1. 2. 3. |
Фракционный состав: - температура начала кипения, °С; - температура конца кипения, °С |
(37-46)
(182-220) |
Не ниже 35
Не выше 230 |
ГОСТ 2177 (ISO 3405) |
|
|
Массовая доля ароматических Углеводородов С6-С8 в отгоне до 185°С, % |
(65-70) |
Не менее 58 |
ТУ 2451-075-05766563 |
|
|
Объем, перегоняемый при температуре до 210°С, об.% |
94-97 |
Не нормируется |
ГОСТ 2177 (ISO 3405) |
Таким образом, Товар на основании приведенных фактических показателей соответствует тексту товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (Том I. Разделы I - VI. Группы 01-28) (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС) в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических" следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Согласно проектным технологическим документам, ТУ производителя - ПАО "Уфаоргсинтез" ЖПП Е5 получают на производстве пиролиза углеводородов нефти при пиролизе углеводородного газового сырья (ПБПФ, ШФЛУ, фракции нормального бутана и т.д.) и бензинов. Применяется для выработки ЖПП Е5 также вторичное сырье-фракции С4-С5, образующиеся при переработке сырья пиролиза и ППФ. Следовательно, Товары получены не путем перегонки или переработки сырой нефти или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Товары соответствуют описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку получаются при "любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному к Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 2707.
В Решениях таможенным органом при переклассификации Товаров с товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 в товарную подсубпозицию 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС указаны следующие сведения о товарах: "Нефтепродукт, полученный из битуминозных пород, и содержащий более 50 масс.% ароматических составных частей".
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации:
- нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых;
- продукты, в другом месте не поименованные или не включённые, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причём эти нефтепродукты являются основными составляющими "продуктов;
- отработанные нефтепродукты.
При этом в примечании 2 к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что в товарной позиции "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции 2710 также разъяснено, что в данную товарную позицию включаются:
I. А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
К ним относятся: (1) бензин, (2) уайт-спирит, (3) керосин, (4) газойли, (5) мазуты, (6) веретенные и смазочные масла, (7) светлые масла.
I. Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических;
I. В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества
II. Отработанные нефтепродукты.
Также в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции 2710 отмечено, что в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707).
В соответствии с ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1984 N 591) нефтепродуктами являются готовые продукты, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья. Как указано выше Товары являются побочными продуктами производства.
Таким образом, основным различием между товарными позициями 2710 и 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Выводы о правомерности классификации смесей ароматических углеводородов в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС также подтверждаются судебной практикой по делам N N А08-8537/2015, А08-8518/2015, А40-12462/2012, А40-209887/2020.
Товары не относятся к продуктам, перечисленным в п. I и II, в том числе по причине того, что содержание ароматических углеводородов (от 65%) в Товарах значительно превышает содержание неароматических, что подтверждается сертификатами качества производителя и не оспаривается таможенным органом.
С учетом этого, Обществом обоснованно указан в ВТД и ПВД классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 2707 99 110 0.
При этом таможенным органом не представлено доказательств возможности применения в отношении спорного товара классификационного кода 2710 12 900 8.
Обосновывая принятые решения, Ответчик ссылается на Приказ ФТС России от 19.06.2020 N 550 "О внесении изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 г. N28" (далее - приказ ФТС России N 550), которым расширен (за счет исключения конкретных нефтепродуктов) перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС в отношении нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и содержащих более 50 масс.% ароматических составных частей (п.48.1).
Вместе с тем, указанный Приказ не может служить основанием для принятия обжалуемых Решений, так как ВТД поданы Обществом до вступления его в силу.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона N 289-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 6 Закона N 289-ФЗ.
Положениями п.3 ст.6 ТК ЕАЭС указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п.8 ст.104 ТК ЕАЭС в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
В соответствии с п.11. ст.102 Федерального закона N 289-ФЗ при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс иностранной валюты к рублю РФ, установленный ЦБ РФ, действующие на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Приказ ФТС России N 550 вступил в силу 14.09.2020, то есть после подачи Обществом указанных ВТД (07.07.2020, 24.07.2020), в связи с чем он не применим к спорным Товарам, не может служить основанием для принятия оспариваемых Решений таможенного органа.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений, в связи с чем они признаются судом незаконными.
Как отмечено ранее, принятие таможней оспариваемых решений о классификации и отнесение спорного товара к подсубпозиции 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС послужило основанием для увеличения подлежащих уплате таможенных платежей и выставления соответствующих требований.
Таким образом, оспариваемое решение непосредственно нарушает права общества, так как возлагают дополнительную обязанность по уплате таможенных платежей.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных ПАО АНК "Башнефть" требований.
Доводы, приведенные Центральной энергетической таможней в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.01.2022 по делу N А40-180800/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180800/2021
Истец: ПАО "АКЦИОНЕРНАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "БАШНЕФТЬ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-92898/2022
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13380/2022
07.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14725/2022
28.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180800/2021