город Москва |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А40-180800/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Зинова Н.И., доверенность от 26.11.2020; Шайдуко Н.В., доверенность от 12.03.2021;
от заинтересованного лица: Акопян Р.Л., доверенность от 21.12.2021;
рассмотрев 28 июня 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни
на решение от 28 января 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07 апреля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-180800/21
по заявлению ПАО АНК "Башнефть"
об оспаривании решений
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ПАО АНК "Башнефть" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Решение N 54, ТН ВЭД ЕАЭС), от 25.01.2021 N РКТ-10006060-21/000022, от 11.02.2021 N РКТ-10006060-21/000063, N РКТ-10006060-21/000064 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО АНК "Башнефть" в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, таможенным представителем ООО "АЛЕТ", действующим от имени и по поручению декларанта - общества, на основании договора от 13.02.2018 N БНФ/У/8/11/18/ПРЧ на Энергетический таможенный пост Центра электронного декларирования таможни поданы временные таможенные декларации N 10006060/070720/0062794 и N 10006060/240720/0068757 (далее - ВТД).
Согласно сведениям, указанным в ВТД (графа 31), под таможенную процедуру экспорта помещались товары:
"жидкие продукты пиролиза фракции 35-230°C марка Е-5 фракционный состав: температура начала кипения не ниже 35°C, температура конца кипения не выше 230°C, массовая доля ароматических углеводородов С6-С8 в отгонке 185°C не менее 58%, массовая доля бензола не менее 30% и не более 50%; неочищенные легкие масла, 90 об. % которых или более перегоняются при температуре до 200°C, применяются в качестве сырья в производстве нефтеполимерных смол, компонентов моторных и котельных топлив, в качестве сырья для производства ароматических углеводородов", производитель ПАО "Уфаоргсинтез".
В графе 33 ВТД указан классификационный код товара 2707 99 110 0 по ТН ВЭД ЕАЭС - "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: - прочие: - прочие: - неочищенные масла: - неочищенные легкие масла, 90 об. % которых или более перегоняются при температуре до 200°C".
Выпуск товара по указанным ВТД таможенным органом разрешен. Фактический вывоз задекларированного товара состоялся в период с 14.07.2020 по 05.08.2020.
Обществом с территории Российской Федерации вывезен товар: жидкие продукты пиролиза фракции 35-230°C Е-5 (далее - ЖПП Е-5) в Нидерланды во исполнение внешнеторгового контракта от 24.01.2020 N 643/00135645/20018, заключенного с Квест Груп ДМСС (Объединенные Арабские Эмираты).
После фактического вывоза товара по указанным ВТД таможенным представителем ООО "АЛЕТ" в таможенный орган поданы полные таможенные декларации N 10006060/100221/0011712 и N 10006060/220121/0005220 (далее - ПВД) на ВТД с указанием кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 2707 99 110 0.
При подаче обществом ВТД и ПВД представлены все документы, подтверждающие физико-химические, эксплуатационные показатели и свойства товаров (графа 44 ПВД), позволяющие однозначно классифицировать вывозимые товары в товарной подсубпозиции 2707 99110 0 (неочищенные легкие масла, 90 об. % которых или более перегоняется при температуре до 200°C) ТН ВЭД ЕАЭС.
В качестве документов, подтверждающих классификационные признаки товаров, одновременно с подачей ВТД и ПВД обществом помимо стандартного пакета товаросопроводительных документов представлены:
сертификаты качества производителя ПАО "Уфаоргсинтез";
технические условия "Жидкие продукты пиролиза. Фракции 35-230°C и 35-320°C" ТУ 2451-075-05766563-2004 с изм. 1-4, утвержденные генеральным директором ОАО "Уфаоргсинтез" 10.05.2005 (далее - ТУ 2451-075-05766563-2004).
Товары отвечают требованиям ТУ 2451-075-05766563-2004, что подтверждается сертификатами качества производителя товаров - ПАО "Уфаоргсинтез".
В целях проверки информации, содержащихся в таможенных документах, таможенным органом сделаны запросы от 22.01.2021 и от 10.02.2021 о предоставлении дополнительных сведений и пояснений.
В ответ на указанные запросы общество направило необходимые документы, справки по качеству ЖПП марки Е-5 (от 14.01.2020, от 10.02.2021, от 28.09.2020, от 12.11.2020), содержащие физико-химические показатели товара и подтверждающие заявленный при декларировании классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2707 99 110 0 (письма от 25.01.2021 N УТ-ВД-019, от 11.02.2021 N УТ-ВД-039 с приложениями).
По результатам рассмотрения представленных обществом документов и пояснений, на основании выводов о неверной классификации товаров в товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС таможенным органом приняты решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ПВД, на основании решений:
решение от 25.01.2021 N РКТ-10006060-21/000022 и требование от 27.01.2021;
решение от 11.02.2021 N РКТ-10006060-21/000063 и требование от 11.02.2021;
решение от 11.02.2021 N РКТ-10006060-21/000064 и требование от 12.02.2021.
По мнению таможенного органа, товары соответствуют иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 2710 12 900 8 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: - легкие дистилляты и продукты; - легкие дистилляты прочие: прочие: прочие".
Обществу предписано внести соответствующие изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ПВД, и уплатить вывозные таможенные пошлины в общей сумме 12.204.126,74 руб. и таможенные сборы в общей сумме 44.500 руб.
Согласно указанным решениям и требованиям:
в графе 31 ПВД описание товаров изменено на "Нефтепродукт, полученный из битуминозных пород и содержащий более 50 мас. % ароматических составных частей";
в графе 33 ПВД классификационный код 2707 99 110 0 по ТН ВЭД ЕАЭС изменен на классификационный код 2710 12 900 8 по ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с обязательностью выполнения требований в силу пункта 2 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и соблюдения сроков завершения таможенной процедуры временного периодического таможенного декларирования товаров в соответствии с частью 20 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) обществом уплачены вывозные таможенные пошлины в общей сумме 12.204.126,74 руб. и таможенные сборы в общей сумме 44.500 руб. (отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 16.06.2021) и представлены в таможенный орган соответствующие корректировки ПВД N 10006060/220121/0005220, N 10006060/100221/0011712.
Одновременно в письмах от 28.01.2021 N УТ-ВД-025, от 15.02.2021 N УТ-ВД-040 обществом указано на несогласие с решениями и требованиями.
Общество, не согласившись с указанными актами таможни, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему таможенному законодательству, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды установили, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 358 ТК ЕАЭС, любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 289 Федерального закона N 289-ФЗ, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абзац 3 пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьи 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, являющиеся приложением к рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Решением N 54 утверждены ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которыми установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение), которым определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной в необходимом уровне.
В разделе III Положения содержатся принципы применения ОПИ, а именно: ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- так далее до достижения необходимого уровня классификации".
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, как правомерно отметили суды, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Суды указали, что существо настоящего дела сводится к тому, что обществом товар классифицирован согласно коду 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в то время как таможенный орган считает, что ввезенный товар должен быть классифицирован по коду 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Соглашаясь с выбранным обществом кодом, суды правомерно исходили из следующего.
Позиция 2707 ТН ВЭД ЕАЭС имеет наименование "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических".
Из приведенного описания товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС следует, что к ней относятся 2 вида товаров:
- масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
- аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
В соответствии с текстом товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в ней классифицируются следующие товары:
2707 - масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических:
2707 99 - прочие: неочищенные масла:
2707 99 110 0 - неочищенные легкие масла, 90 об. % которых или более перегоняется при температуре до 200°C.
Соответственно, при достижении необходимого уровня классификации задекларированного товара последовательно выявляются следующие признаки товара, позволяющие отнести данный товар к товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС:
1. По содержанию ароматических составных частей (аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических);
2. 90 об.% которых или более перегоняется при температуре до 200°C.
Суды установили, что согласно представленным обществом при подаче ПВД сертификатам качества и справкам товары имеют следующие показатели:
N п/п |
Наименование показателя |
Фактическое значение, установленное в результате испытаний |
Норма по ТУ 2451-075-05766563-2004 с изм. 1-4 |
Метод испытания |
|
|
Жидкие продукты пиролиза фракции 35-230°C и 32-320°C марка Е-5 |
||||
1. |
Фракционный состав: - температура начала кипения, °C; - температура конца кипения, °C |
(37-46)
(182-220) |
Не ниже 35
Не выше 230 |
ГОСТ 2177 (ISO 3405) |
|
2. |
Массовая доля ароматических углеводородов С6-С8 в отгоне до 185°C, % |
(65-70) |
Не менее 58 |
ТУ 2451-075-05766563 |
|
3. |
Объем, перегоняемый при температуре до 210°C, об. % |
94-97 |
Не нормируется |
ГОСТ 2177 (ISO 3405) |
Таким образом, суды правомерно заключили, что товар на основании приведенных фактических показателей соответствует тексту товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно Пояснениям, рекомендованным к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС), в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических" следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Суды установили, что согласно проектным технологическим документам, ТУ производителя - ПАО "Уфаоргсинтез" ЖПП Е5 получают на производстве пиролиза углеводородов нефти при пиролизе углеводородного газового сырья (ПБПФ, ШФЛУ, фракции нормального бутана и так далее) и бензинов. Применяется для выработки ЖПП Е5 также вторичное сырье-фракции С4-С5, образующиеся при переработке сырья пиролиза и ППФ. Соответственно, как обоснованно заключили суды, товары получены не путем перегонки или переработки сырой нефти или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
При этом суды правомерно отметили, что товары соответствуют описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку получаются при "любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному к Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 2707.
Суды установили, что в решениях таможенным органом при переклассификации товаров с товарной подсубпозиции 2707 99 110 0 в товарную подсубпозицию 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС указаны следующие сведения о товарах: "Нефтепродукт, полученный из битуминозных пород, и содержащий более 50 масс. % ароматических составных частей".
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации:
- нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых;
- продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов;
- отработанные нефтепродукты.
При этом в примечании 2 к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что в товарной позиции "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции 2710 также разъяснено, что в данную товарную позицию включаются:
I. А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
К ним относятся: (1) бензин, (2) уайт-спирит, (3) керосин, (4) газойли, (5) мазуты, (6) веретенные и смазочные масла, (7) светлые масла.
I. Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических;
I. В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества
II. Отработанные нефтепродукты.
Также в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции 2710 отмечено, что в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707).
В соответствии с ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1984 N 591, нефтепродуктами являются готовые продукты, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья. Как указано выше товары являются побочными продуктами производства.
Таким образом, как правомерно заключили суды, основным различием между товарными позициями 2710 и 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Суды отметили, что выводы о правомерности классификации смесей ароматических углеводородов в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС также подтверждаются позицией Верховного Суда Российской Федерации отраженной в определениях от 17.12.2021 N 305-ЭС21-23796 по делу N А40-209887/20, от 09.09.2019 N 310-КГ17-4689 по делу N А08-8518/2015.
Как обоснованно заключили суды, товары не относятся к продуктам, перечисленным в пунктах I и II, в том числе по причине того, что содержание ароматических углеводородов (от 65%) в товарах значительно превышает содержание неароматических, что подтверждается сертификатами качества производителя и не оспаривается таможенным органом.
С учетом этого суды правомерно заключили, что обществом обоснованно указан в ВТД и ПВД классификационный код 2707 99 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом таможенным органом не представлено судам доказательств возможности применения в отношении спорного товара классификационного кода 2710 12 900 8.
Суды указали, что, обосновывая принятые решения, таможенный орган ссылался на приказ ФТС России от 19.06.2020 N 550 "О внесении изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 г. N 28" (далее - Приказ N 550), которым расширен (за счет исключения конкретных нефтепродуктов) перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и содержащих более 50 масс. % ароматических составных частей (пункта 48.1).
Вместе с тем, как правомерно заключили суды, указанный таможней Приказ N 550 не может служить основанием для принятия обжалуемых решений, так как ВТД поданы обществом до вступления его в силу.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ, акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
Положениями пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
В соответствии с частью 11 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ, при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Банком России, действующие на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Суды обоснованно заключили, что Приказ N 550 вступил в силу 14.09.2020, то есть после подачи обществом указанных ВТД (07.07.2020, 24.07.2020), в связи с чем он неприменим к спорным товарам и не может служить основанием для принятия оспариваемых решений таможенного органа.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений, в связи с чем они признаны судами незаконными.
Кроме того, суды указали, что принятие таможней оспариваемых решений о классификации и отнесение спорного товара к подсубпозиции 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС послужило основанием для увеличения подлежащих уплате таможенных платежей и выставления соответствующих требований.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, оспариваемые решения непосредственно нарушает права общества, так как возлагают дополнительную обязанность по уплате таможенных платежей.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года по делу N А40-180800/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
В соответствии с частью 11 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ, при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Банком России, действующие на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года по делу N А40-180800/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июля 2022 г. N Ф05-13380/22 по делу N А40-180800/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-92898/2022
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13380/2022
07.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14725/2022
28.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180800/2021