г. Самара |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А55-22393/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ООО "Самарские коммунальные системы" - Абрамцева Н.В., доверенность от 01.03.2021,
иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2022 года по делу N А55-22393/2021 (судья Агафонов В.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
к индивидуальному предпринимателю Попову Александру Анатольевичу
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному предпринимателю Попову Александру Анатольевичу (далее - ответчик) о взыскании 11.447 руб. 44 коп. задолженность за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь-декабрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Попов Александр Анатольевич обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 04 апреля 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ООО "Самарские коммунальные системы" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "Самарские коммунальные системы" и ИП Поповым Александром Анатольевичем заключен договор N 3-1427 от 29.10.2014 г. холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Договор).
Пунктом 11 Контракта установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, т.е. для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов и среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 м3/сутки.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П"орм сост.) (рублей) за период: июнь -декабрь 2020 г. был произведен Истцом в соответствии с формулой пункта 203 Правил N 644.
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июнь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 14,49 (тариф на водоотведения) * 24 (объем сточных вод) = 695руб.52 коп. (НДС-139,11 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за июль 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 34 (объем сточных вод) = 1093руб.44 коп. (НДС-218,69 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за август 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 65 (объем сточных вод) = 2090руб.40 коп. (НДС-418,08 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за сентябрь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 37 (объем сточных вод) = 1189руб.92 коп. (НДС-237,99 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за октябрь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 35 (объем сточных вод) = 1125руб.60 коп. (НДС-225,12 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за ноябрь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 77 (объем сточных вод) = 2476руб.32 коп. (НДС-495,25 руб.).
Задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за декабрь 2020 г. составляет: 2 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 27 (объем сточных вод) = 868руб.32 коп. (НДС-173,66 руб.).
Пунктом 195 Правил N 644 установлено, оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Счета-фактуры N 37/19350 от 31.10.2020 г., N 37/37280 от 30.11.2020 г., N 37/6315 от 31.08.2020 г., N 37/10336 от 30.09.2020 г., N 37/23722 от 31.10.2020 г., N 37/34304 от 30.11.2020 г., N 37/43198 от 31.12.2020 г. ответчик получил у истца.
Ответчик оплату не произвел, задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период: июнь-декабрь 2020 г. составляет 11 447 руб. 44 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направлял ответчику претензию N 38175 от 10.06.2021, которая ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок.
В соответствии с ч.1 ст.9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном процессе осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.3.1 ст.70 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 03.06.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728), которым внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.
Так, в Правила N 644 включен новый раздел XV, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Ранее, до вступления в силу Постановления N 72S, порядок расчета такой платы определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 N1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в порядке реализации Постановления N 1310.
В соответствии с п. 195 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Согласно п. 203 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 года N 728, вступившего в силу с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемьгх сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. метров), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавиые системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольным канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле указанной в п. 203 Правил N 644.
Из п. 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с содержанием в данных сбросах веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы.
По смыслу нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ сверх установленных нормативов и предусматривает упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, для абонентов, перечисленных в пю 203 Правил N 644, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Редакция п. 203 Правил N 644, действующая с 03.06.2020, предусматривает начисление указанной платы при условии наличия у абонента предоставления услуг гостиницы и не устанавливает обязательного отбора проб в рамках контроля состава и свойств сточных вод.
В отношении ответчика расчет платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод произведен истцом в соответствии с п. 203 Правил N 644 как для объектов абонентов среднесуточный объем, сбрасываемых сточных вод с которых, менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил. То есть менее 30 куб. м. в сутки, а также вида деятельности гостиница.
Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ для указанных в данном пункте категорий абонентов.
В отношении объектов ответчика начисление платы произведено по одному объекту: здании, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, 117.
Плата за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод начислена ответчику за июнь - декабрь 2020 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 203 Правил N 644).
Ответчик не произвел оплату за спорный период по указанным счетам-фактурам, доказательств обратного в материалы дела не представил.
Таким образом, у ответчика в спорный период отсутствует согласованная между сторонами схема точек отбора сточных вод контрольных колодцев.
Ответчик не представил доказательства наличия согласованных контрольных канализационных колодцев.
Судом первой инстанции проверен представленный истцом расчет платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период июнь-декабрь 2020 г., оснований для его перерасчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Предприниматель Попов А.А. не оспаривает, что указанная в сведениях ЕГРИП в качестве основной деятельности - "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного размещения" им фактически и осуществляется
Ссылки заявителя жалобы на то, что при осуществлении им предпринимательской деятельности не осуществляется приготовление пищи и не оказываются услуги прачечной, не имеет значения при постановке выводов о размере платы за сверхнормативный сброс в систему водоотведения сточных вод. Расчет, который приводится истцом, соответствует Правилам и тому виду деятельности, который осуществляется предпринимателем.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ответчик по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2022 года по делу N А55-22393/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22393/2021
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: ИП Попов Александр Анатольевич
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области