г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-115123/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Головкиной О.Г., Захаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ДВЭУК - ЕНЭС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2021 г. по делу N А40- 115123/21,
по иску АО "ДВЭУК-ЕНЭС" (ИНН 2540252359)
к ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН 4716016979)
с участием 3-х лиц 1) ООО "Транснефтьэнерго"(ИНН 7703552167);
2)ООО "Трансэнерго-Восток"( ИНН 3801079671);
3) Государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха(Якутия)
4) ФАС;
5) АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания-Генерация Сети (ИНН 2540252341),
о взыскании 257.277.499 руб. 47 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - Маланьин А.Н. по доверенности от 01 января 2022;
от ответчика - Хренков А.С. по доверенности от 17 июля 2019;
от третьих лиц :
1. Юсупова А.Р. по доверенности от 01 января 2022.
2. иные не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
АО "ДВЭУК-ЕНЭС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ПАО "ФСК ЕЭС" о взыскании 225.590.132 руб. 41 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) за июнь и декабрь 2018 года, 31.687.367 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Трансэнерго-Восток", государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха(Якутия), ФАС России, АО "ДВЭУК-Генерация Сети".
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 18.07.2014 г. между АО "ДВЭУК" (послереорганизации - АО "ДВУЭК - ЕНЭС") и ПАО "ФСК ЕЭС" заключен договорN 99-171-2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энегопринимающих устройств НПС-11 ООО "Транснефть-Восток" к "ПС220 кВ "НПС-11", принадлежащей ответчику, в соответствии с условиями которого, АО "ДВЭУК" приняты обязательства по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ПАО "ФСК ЕЭС" на объекте "ПС 220/10 кВ НПС-11", в рамках ранее выданных технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - ТУ) от 01.10.2013 г. N ТУ-Э-186. Акт о выполнении технических условий N АВТУ-Э-07 подписан между сторонами 07.08.2014 г.
Ненадлежащие исполнение договора со стороны ответчика образовало задолженность по оплате поставленной электроэнергии.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 12, 309, 310, 314, 395, 1102, 1103, 1107 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 1, 2, 4, 65, 71, 110, 123, 167 - 171, 176, 177 АПК РФ, Решением от 24 ноября 2021 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что судом дана ненадлежащая оценка доводом истца, суд первой пришел к ошибочному выводу об отнесении объектов ПАО "ФСК ЕЭС" к объектам ЕНЭС в то время как они являются ТИТЭЭС.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представитель ООО "Транснефтьэнерго" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представители ООО "Трансэнерго-Восток", Государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха(Якутия), ФАС, АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания-Генерация Сети в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Как следует из материалов дела, 30.10.2014 г. между АО "ДВЭУК" и филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, тем самым, определяя точки поставки электрической энергии (мощности) и подтверждая электрическую связь сетевых объектов.
В соответствии с п.4 ст.41 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Для энергоснабжения нефтеперекачивающей станции НПС-11 энергосбытовой компанией ООО "Транснефтьэнерго", заключены договоры: с ПАО "Якутскэнерго" заключен договор купли-продажи электроэнергии от 25.09.2014 N 1, а с ПАО "ФСК -ЕЭС" - заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014 г. N 14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 г. N 517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.
В результате осуществленных мероприятий по технологическому присоединению в регионе сложилась следующая схема передачи электрической энергии в отношении объекта НПС-11: Каскад Вилюйский ГЭС-1,2 (объект генерации) - ПАО "Якутскэнерго" (сети протяженностью 2,04 км) - АО "ДВЭУК" (сети протяженностью 471, 5 км) - ПАО "ФСК ЕЭС" (сети протяженностью 1,9 км, подстанция) - ООО "Транснефтьэнерго" (энергосбытовая организация) - ООО "Транснефть-Восток" (конечный потребитель).
Оплату за транспортировку электроэнергии ПАО "ФСК ЕЭС" получало от потребителя - ООО "Транснефтьэнерго" в соответствии с тарифом, утвержденным Приказом ФСТ России от 09.12.2014 N 297-э/3 на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на 2015-2018 годы, до приказа Минэнерго РФ N 1145 от 11.12.2018 об отнесении "ПС 220 кВ НПС-11" и "ВЛ-220 кВ до ПС НПС-11" к ЕНЭС. АО "ДВЭУК" неоднократно пыталось урегулировать взаимоотношения по использованию объектов, принадлежащих АО "ДВЭУК", направляя в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" оферту договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11), что подтверждается исходящими письмами от 02.02.2017 N ДВЭУК-03-42-397, от 16.06.2017 N ДВЭУК03-42-2103.
Ответной позицией ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала Амурское ПМЭС, (Письмо от 12.10.2017 N м3/п3/1/818) ответило отказом от подписания оферты договора.
В соответствии с п.5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 41, критериям единой национальной (общероссийской) электрической сети соответствуют подстанции, проектный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 41 к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.
В соответствии с п.3 Порядка отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включения их в реестр "Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 г. N 648 решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается Министерством энергетики Российской Федерации, при этом, в рамках пункта 4 указанного документа основанием для рассмотрения вопроса об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр, а также о внесении изменений в реестр являются: заявление собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства; уведомление, полученное Министерством энергетики Российской Федерации от системного оператора и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, направленное в соответствии с п.12.1 настоящего Положения.
Решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается в течение 3 месяцев со дня представления в Министерство энергетики Российской Федерации собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства полного комплекта документов, либо в течение 3 месяцев со дня окончания проведения обследования объекта электросетевого хозяйства.
Объект электросетевого хозяйства считается отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети со дня вступления в силу решения Министерства энергетики Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минэнерго России от 08.04.2016 г. N 279 "Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" (зарегистрирован в Минюсте России от 27.04.2016 г. N 41946) из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС), исключены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие АО "ДВЭУК".
Согласно п.2 ст.24 ФЗ от 26.03.2003 N 35 ФЗ "Об электроэнергетике", установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети входит в полномочия федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п.3 ст.24 Закона об электроэнергетике установление цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни таких цен (тарифов) входит в компетенцию уполномоченных в области государственного регулирования цен и тарифов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017 г. N 728/1 установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия).
Так, в период июнь - декабрь 2018 года по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" осуществлена передача электрической энергии (мощности) в сети ПАО "ФСК ЕЭС" в общем объеме 56.872.002 кВтч.
В связи с отказом ПАО "ФСК ЕЭС" в предоставлении показаний приборов учета в точках поставки на стороне 220 кВ ПС НПС-11, объем переданной электрической энергии определен на основании показаний приборов учета, установленных на стороне 10 кВ на ПС 220/10 кВ при НПС-11, с учетом потерь в силовых трансформаторах ПС 220/10 кВ НПС-11.
Факт осуществления передачи электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" зафиксирован актами баланса электроэнергии за март-май 2018 г. между Гарантирующим поставщиком на территории Республики Саха (Якутия) в лице ПАО "Якутскэнерго" и АО "ДВЭУК".
В связи с тем, что договор на передачу электрической энергии не заключен в установленном порядке, АО "ДВЭУК" направляло в адрес ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала МЭС Востока, уведомление о дате и времени составления акта о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11). Поскольку в назначенное время и место представители не явились, акт был составлен в присутствии независимых лиц.
Оплату за передачу электроэнергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" или плату за использование указанных объектов ПАО "ФСК ЕЭС" не производило.
Использование сетевого хозяйства АО "ДВЭУК" позволило ПАО "ФСК ЕЭС" осуществлять передачу электрической энергии конечным потребителем и получать от последнего плату за оказанные услуги по передаче электроэнергии (мощности) по тарифу ЕНЭС.
До момента принятия приказа Минэнерго РФ N 1145 от 11.12.2018 г. объекты ПАО "ФСК - ЕЭС" - "ПС 220 кВ НПС-11 и ВЛ-220 кВ до ПС НПС-11" не относились к ЕНЭС.
Согласно пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (ред. от 30.04.2020) по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с п. 41 настоящих Правил.
В силу п.36 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием возмещении причиненных убытков.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии в спорный период составила 225.590.132 руб. 41 коп. Также истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.
Распоряжением от 18.03.2019 N 141-р Федеральным агентством по управлению государственным имуществом принято решение о реорганизации АО "ДВЭУК" в форме разделения на АО "ДВЭУК - ЕНЭС" и АО "ДВЭУК - ГенерацияСети".
К деятельности АО "ДВЭУК - ЕНЭС", как правопреемника АО "ДВЭУК", относится деятельность в отношении объектов электросетевого хозяйства, распределительного электросетевого комплекса и иного имущества (прав) и обязанностей, перешедших в связи с реорганизацией.
Таким образом, правопреемником АО "ДВЭУК" по спорным обязательствам является АО "ДВЭУК - ЕНЭС".
По мнению истца, АО "ДВЭУК-ЕНЭС" и ПАО "ФСК ЕЭС" являются смежными сетевыми организациями, отношения которых регулируются п.п.6, 8, 34, подпунктом "г" п.41 Правил N 861.
Однако, истец не учитывает пункты Правил недискриминационного доступа, относящиеся к ответчику, как организации по управлению объектами ЕНЭС и АО "ДВЭУК-ЕНЭС", как владельцу объектов ЕНЭС, и регулирующие спорные отношения.
Указанные истцом нормы не содержат никаких обязательств ответчика как организации по управлению ЕНЭС по отношению к истцу.
Напротив, приведенный истцом п.8 Правил недискриминационного доступа предусматривает, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.
В соответствии с п. 37 раздела III Правил недискриминационного доступа отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Кроме того, согласно п.34 Правил недискриминационного доступа, на который ссылается истец, по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с п.41 Правил недискриминационного доступа.
Согласно подпункту "б" п.41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между организацией по управлению ЕНЭС и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, потребителями услуг являются эти иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Подпункт "г" п.41 Правил недискриминационного доступа регулирует отношения между территориальными сетевыми организациями, к которым ответчик не относится.
При этом суды по делам N N А40-91888/17, А40-13796/2018, А40-210185/20 по аналогичным исковым требованиям истца к ответчику за предыдущие периоды установили следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела:
- ответчик обладает специальным статусом - организации по управлению объектами ЕНЭС;
- объекты электросетевого хозяйства истца, которые, по его мнению, использовались при оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства НПС-11, соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения к ЕНЭС, что подтверждается решением Минэнерго России о включении их в Реестр объектов ЕНЭС приказом от 05.06.2015 N 343;
- в соответствии с п.3 ст 8 Федерального закона РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", если одной из сетевых организаций является организация, по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), а другая сетевая организация - территориальной сетевой организацией, владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, характеристики которых соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС, то правоотношения между организациями регулируются договором, определяющим порядок использования организацией по управлению ЕНЭС указанных объектов.
Вышеуказанные выводы судов основаны на п.п. "а" п.41 раздела III Правил недискриминационного доступа, п.3 ст.8, п.3 ст.26 Закон об электроэнергетике, согласно которым при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО "ФСК ЕЭС" и территориальными сетевыми организациями, в силу особого статуса ПАО "ФСК ЕЭС" потребителем услуг всегда является территориальная сетевая организация.
Пунктом 2 ст.7 Закона об электроэнергетике установлено ограничение осуществления прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть по заключению договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об электроэнергетике ограниченные в соответствии со статьей 7 Закона об электроэнергетике права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.
В п.3 ст.8 Закона об электроэнергетике определен механизм осуществления организацией по управлению ЕНЭС прав, в которых ограничены владельцы объектов ЕНЭС: организация по управлению ЕНЭС заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.
Законодательство РФ об электроэнергетике исключает возможность получения владельцем объектов ЕНЭС оплаты от ПАО "ФСК ЕЭС" за оказанные услуги, поскольку согласно пп. "б" п.41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между организацией по управлению ЕНЭС и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, потребителями услуг являются эти иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС
Учитывая, что АО "ДВЭУК-ЕНЭС" является владельцем объектов ЕНЭС, в отношениях с ПАО "ФСК ЕЭС" оно должно руководствоваться ст.7 и ст. 8 Закона об электроэнергетике.
Ситуация, при которой ПАО "ФСК ЕЭС" оплачивает услуги по передаче электрической энергии территориальной сетевой организации (в качестве потребителя соответствующих услуг сетевой организации), невозможна в силу императивных норм законодательства.
Законодательно предусмотрен единственный способ возмещения затрат собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС заключение с ПАО "(РСК ЕЭС" договора о порядке использования объектов ЕНЭС и получение платы, установленной ФАС России.
Таким образом, доводы истца направлены на переоценку вступивших в законную силу судебных актов по делам N А40-91888/17, N А40-13796/2О18, N А40-210185/2020, N А40-38805/2021.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по следующим основаниям.
Доводы истца о том, что суд совершенно необоснованно принял позицию ответчика и посчитал, что объекты ПАО "ФСК ЕЭС", используемые при передаче электрической энергии, относятся к объектам ЕНЭС, ПАО "ФСК ЕЭС" не является потребителем услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем не должен был заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии несостоятелен (п. 1,2,3 апелляционной жалобы) в связи со следующим.
Правоотношенш между смежными сетевыми организациями при передаче электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике). Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - ПНД).
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, (далее - "ПНД") (пункт 13)устанавливают, что договор на оказание услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующее существенное условие - величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения. Но владельцем энергопринимающих устройств на НПС-11 и НПС-15, а соответственно и потребителем услуг по передаче электрической энергии является ООО "Транснефть-Восток".
Согласно пунктам 2, 9, 12, 15, 24 ПНД, договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен только с одной сетевой организацией.
Как следует из пунктов 2, 10, 24 ПНД, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринтшющкх устройств (энергетических установок) юридических и физических лгщ к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Это подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу N А49- 3724/2008- 120а/21-АК, "услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии)".
Между ООО "Транснефть-Восток" и ПАО "ФСК ЕЭС" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения НПС-11 к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" N 491/19-13/191/ТП-МЭ от 03.04.2013 г. После осуществления технологического присоединения 15.10.2014 г между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "ФСК ЕЭС" было подписано дополнительное соглашение N14 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 517/П от 01.07.2011 г. (далее - Договор на передачу ээ N517/П).
Расчеты между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "ФСК ЕЭС" за услуги по передаче электрической энергии в спорный период осуществлялись по тарифам, установленным приказом ФСТ России от 09.12.2014 N 297-э/З "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2015 - 2019 годы".
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике Единая энергетическая система России
- совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике.
Из статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (пункт 2 статьи 7, статьи 8-10 Закона об электроэнергетике, статья 3 Устава).
Критерием определения организации, оказывающей услуги, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства.
ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" Схема и программа развития ЕНЭС на долгосрочный период, включается в Схему и программу развития Единой энергетической системы России.
Объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется энергоснабжение НПС 11, включены в Схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2016 годы, утвержденную приказом Минэнерго РФ от 15.07.2010 N 333, построены в соответствии с инвестиционной программой ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденной приказом Минэнерго России от 31.10.2012 N 531, в которой прямо поименованы.
Согласно абзацу 2 статьи 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", проектный номинальный класс напряжения, характеристики пропускной способности, реверсивности потоков электрической энергии и иные технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, единственным признаком объекта ЕНЭС являются характеристики объектов электросетевого хозяйства; которые определены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети (статья 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети определены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41.
Согласно пункту 5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41, к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи.
ПС 220кВ НПС-11 соответствует данным критериям.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.03.2013 N 12435/12, право на получение оплаты за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) имеет та сетевая организация, которая фактически оказывала потребителю эти услуги.
В соответствии с п.4 ПНД потребителем услуг по передаче электрической энергии могут быть признаны лица, владеющие объектами электроэнергетики.
Однако, как следует из пп. "а" п. 41 раздела III ПНД, при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;
Объект ПС 220 кВ НПС-11 является объектом электросетевого хозяйства (подстанцией) и относится к объектам электроэнергетики, которыми владеет ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности.
Объекты АО "ДВЭУК", являющиеся смежными по отношению к объекту ПАО ФСК ЕЭС" ПС 220 кВ НПС-11:
ПС 220/35/6 кВ "Олекминск"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - Пеледуй"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - НПС-12 - НПС-13 - ПС Олекминск - НПС-14"; ПС 220/10 кВ при НПС-12; ПС 220/10 кВ при НПС-13; ПС 220/110/10 кВ "Пеледуй" по своим характеристикам соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС (критерии установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41) и приказом Минэнерго России от 05.06.2015 N 343 были включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС).
Данные обстоятельства подтверждаются судебными актами по делам о рассмотрении споров, связанных с поставкой электрической энергии на объекты ООО "Транснефтьэнерго" НПС-11, НПС-15 (N А40-54847/2015, А40-83196/2015, N А58-1045/2015, N А40-91888/2017, N А40-234224/2017, N А40-210185/2020, А40-38805/2021, А40-67809/2021) и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, довод АО "ДВЭУК-ЕНЭС" о том., что ПАО "ФСК ЕЭС" является потребителем услуг по передаче электрической энергии, не основан на нормах законодательства, не подтверждается фактическими обстоятельствами, и не подтверждает исковых требований АО "ДВЭУК-ЕНЭС".
В спорном случае правоотношения между ПАР "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК-ЕНЭС" следует признать правоотношениями по использованию ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК", а не правоотношениями по оказанию услуг по передаче электрической энергии, которые должны были быть урегулированы не в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а в рамках договора, определяющего порядок использования ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО "ДВЭУК".
Управление объектами ЕНЭС имеет особую значимость для обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, законодатель предусмотрел специальные нормы, регулирующие отношения организации по управлению ЕНЭС с владельцами объектов ЕНЭС, а также со смежными территориальными сетевыми организациями.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона об электроэнергетике технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют: единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС); территориальные распределительные сети, то есть иные объекты электросетевого хозяйства, не соответствующие критериям отнесения к ЕНЭС, установленным постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 41.
Объекты ЕНЭС обладают особым статусом в связи с их важностью для обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, в связи с чем, управление указанными объектами возложено на специально созданную организацию -организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которой является ПАО "ФСК ЕЭС".
В силу п. 2 ст. 7 Закона об электроэнергетике в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров.
Ст. 8 Закона об электроэнергетике установлено, что ограниченные в соответствии со статьей 7 указанного закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскою) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
В целях использования объектов ЕНЭС, принадлежащих иным лицам, и возвращения доходов, получаемых в результате осуществления прав этих лиц, п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике предусмотрен особый механизм - заключение договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС.
Разделом III 1ШД, определяющим порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями, в пункте 37 также предусмотрено, что отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об электроэнергетике установлен порядок определения цены по договору о порядке использования объектов ЕНЭС, по которой ПАО "ФСК ЕЭС" рассчитывается с собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Плата по договору о порядке использования объектов ЕНЭС согласно п. 5 Перечня существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 492, рассчитывается Федеральной антимонопольной службой России исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.
Другого механизма возврата денежных средств указанным лицам законодательством не предусмотрено.
Таким образом, законодательно предусмотрен единственный способ возмещения затрат собственников или иных законных владелъиев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС - заключение с Ответчиком договора о порядке использования объектов ЕНЭС и получения платы. установленной ФАС России.
ПАО "ФСК ЕЭС", как организация по управлению ЕНЭС пыталось урегулировать отношения с АО "ДВЭУК" по использованию объектов электросетевого хозяйства, используемых при передаче электрической энергии на объекты ООО "Транснефтьэнерго" НПС-11 и НПС-15, однако договор определяющий порядок использования ПЛО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО "ДВЭУК". так и не был заключен. Переписка по заключению договора использования объектов электросетевого хозяйства.
С целью оформления отношений между Сторонами письмом ПМ-6462 от 02.11.2015 (Приложение 2 к отзыву на иск) Ответчик направлял проект договора использования объектов в адрес Истца.
После получения ответа с проектом протокола разногласий от 27.11.2015 N ДВЭУК -01-44-4376 (Приложение 3 к отзыву на иск) в адрес Истца 30.12.2015 направлено письмо N АЗ-7886 (Приложение 4 к отзыву на иск) о несогласии с проектом протокола разногласий.
После получения 15.01.2016 оферты договора (Приложение 5 к отзыву на иск) письмом N АЕ-1087 от 26.02.2016 (Приложение 6 к отзыву на иск) в адрес Истца был направлен протокол разногласий.
Составленный Истцом протокол урегулирования разногласий (Приложение 7 к отзыву на иск) 25.06.2016 был возвращен с письмом N АЕ-2962 (Приложение 8 к отзыву на иск) о невозможности подписания договора в связи с исключением Истцом принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов ЕНЭС (Приказом Минэнерго России от 08.04.2016 г.N279 "Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" объекты АО "ДВЭУК" были исключены из указанного реестра в соответствии с пунктами 18 и 21 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 648 (далее - Постановление N648). Как следует из п.21 Постановления N648, принятие Министерством энергетики Российской Федерации решения о внесении изменений в реестр осуществляется на основании заявления о внесении изменений в реестр не позднее 3 месяцев со дня поступления заявления и приложенных к нему документов. Инициатором такого заявления является Истец.
Кроме того, письмом от 08.08.2018 АО "ДВЭУК" вновь направило в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" оферту договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства. В последующем АО "ДВЭУК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "ФСК ЕЭС" о понуждении заключить указанный договор, однако иск был возвращен без рассмотрения (дело А40-239076/2018).
Истец вместо надлежащего урегулирования отношений между Сторонами, путем заключения договора, определяющего порядок использования Ответчиком объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Истцу, предъявил исковые заявления о взыскании неосновательного обогащения с ПАО "ФСК ЕЭС", возникшего в связи с оказанием услуг по передаче электрической энергии: дело N А40-91888/2017 (в удовлетворении иска отказано), дело N А40-13796/18-171-101.
Таким образом, правовые основания для заключения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" договора оказания услуг по передаче электрической энергии в спорный период отсутствовали, следовательно, не заключение ПАР "ФСК ЕЭС" с АО "ДВЭУК" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтъэнерго" (НПС-11) нельзя признать уклонением от заключения договора.
ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и относится к субъектам естественных монополий (Постановление ФЭК РФ от 25 июня 2003 г. N49-э/2).
В силу естественно-монопольной деятельности ПАО "ФСК ЕЭС" цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС подлежат обязательному государственному регулированию (п.1 ст.424 ГК РФ, ст.4 и 6 ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", п.4 ст.23.1, п.1 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике).
Расчеты между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "ФСК ЕЭС" за услуги по передаче электрической энергии в спорный период осуществлялись в соответствии с Договором оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 517/П от 01.07.2011 г. по тарифам, установленным приказом ФСТ России от 09.12.2014 N 297-э/З "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2015 - 2019 годы".
Тарифы на передачу электрической энергии рассчитываются для ПАО "ФСК ЕЭС" на основании Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ФСТ РФ от 21.03.2006 N 56-Э/1 (далее-Методические указания).
Согласно п. 20 Методических указаний от 21.03.2006 N 56-Э/1 в состав расходов, которые учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, входят расходы по оплате договоров использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. Расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии сторонним организациям не входят.
Следовательно, государственное регулирование деятельности ПАО "ФСК ЕЭС" по оказанию услуг по передаче электрической энергии не предусматривает наличие в тарифе расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии территориальным сетевым организациям. Таким образом, расходы на оплату ПАО "ФСК ЕЭС" услуг по передаче электрической энергии сторонним организациям в принципе не могут быть включены в тариф.
Постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017 N 728/1, устанавливающее единые (котловые) тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2018 год, неприменимо в отношениях между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" (АО "ДВЭУК-ЕНЭС").
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (п.1 ст. 424 ГК РФ, ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", п.4 ст.23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа).
Взаиморасчеты потребителей услуг по передаче электроэнергии с сетевыми организациями основываются на принципах недискриминационного доступа к этим услугам, государственного ценового регулирования этой деятельности, соблюдения баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии (статьи 6, 20, 23 пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования) в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети,
единый котловой тариф,
индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).
В соответствии с п. 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Согласно п. 79 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети устанавливаются Федеральной антимонопольной службой России.
Единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями в соответствии с п. 63 Основ ценообразования устанавливаются органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Расчет тарифа производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20- э/2 (далее - Методические указания).
Для территориальных сетевых организаций, находящихся в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, единые (котловые) тарифы устанавливаются отдельно (п. 49 Методических указаний на рознице).
Таким образом, тарифы могут быть применены исключительно к тем субъектам, в отношении которых они устанавливаются.
Согласно положениям статей 7-10 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и статей 4, 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики". Ответчик не является региональной сетевой организацией. Ответчик обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и тарифы для ПАР "ФСК ЕЭС" не регулируются "котловой" моделью тарифного регулирования (Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А40-106290/2016 от 31.05.2018 года). Ответчик не является территориальной сетевой организацией, а обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и оказывает услуги по магистральным электрическим сетям по тарифам, устанавливаемым ФАС России, что также подтверждается следующими судебными актами: постановлением 9ААС N09АП-5597/2017-ГК от 13.06.2017 г. по делу NА40-54847/2015, постановлением 4ААС по делу А58-1045/2015 от 19.06.2017, постановлением АС Московского округа по делу А40-83196/2015 от 28.04.2016 г., постановлением 9ААС от 25.04.2019, постановлениями АС г. Москвы от 18.07.2018 и 30.07.2019 по делу А40-91888/2017, решением Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2019, оставленным без изменения постановлениями 9ААС от 06.11.2019, Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 по делу NА40-234224/2017 решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2020 г., оставленным без изменения постановлением 9 ААС от 16.06.2020, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2020 по делу А40-13796/18-171-101 (с участием тех же лиц, которые участвуют в настоящем споре).
Согласно п. 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России. Форма принятия решений органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов была утверждена приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э. Приложением 12 к указанной форме определен формат решения органа регулирования субъекта РФ об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Пунктом 2 примечания к данному приложению установлено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам.
Таким образом, действующим, законодательством в качестве основного источника информации о величинах, необходимых в соответствии с Основами ценообразования для расчета экономически обоснованного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии является договор. заключенный в соответствии с Правилами недискриминаиионного доступа между смежными сетевыми организациями.
Цены на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые по сетям территориальной сетевой организации, устанавливаются на период регулирования исходя из плановых величин, характеризующих затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которыми сетевая организация будет на законном основании владеть и использовать в своей деятельности в регулируемом периоде, и объем перетока электроэнергии через эти объекты (раздел III Основ ценообразования).
Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации, при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении. Обоснованность экономических величин, предложенных сетевой организацией, проверяется экспертным путем.
Как следует из принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем необходимой валовой выручки (НВВ). При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
В соответствии с п. 57 Методических рекомендаций для установления тарифа сетевая организация подает в регулирующий орган определенные сведения, на основании которых рассчитывается тариф и определяется НВВ компании.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства. По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций. Данный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 307-ЭС14-4622 по делу N А26-6783/2013.
Верховным судом РФ сделаны выводы:
в определении от 04.09.2017 N 307-ЭС17-5281 по делу N А26-9314/2013 о том, что "в тарифном решении, представляющем собой по существу план экономической деятельности электросетевого хозяйства региона и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается
баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в "котел", а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, которые планируются к использованию сетевыми организациями региона в течение периода регулирования. Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа. Именно эти интересы подлежат судебной защите";
в определении N 301-ЭС17-20066 от 10.01.2018: подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом (то есть посредством использования тех объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.
Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели. Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации должен лежать на этом лице.
Таким образом:
и единые (котловые) тарифы, и индивидуальные тарифы применяются только в расчетах территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по распределительным электрическим сетям. ПАО "ФСК ЕЭС" не является территориальной сетевой организацией, а обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и оказывает услуги по магистральным электрическим сетям по тарифам, устанавливаемым ФАС России и не регулируются "котловой" моделью тарифного регулирования (данные обстоятельства подтверждаются постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-106290/2016 от 31.05.2018 года, применительно к объектам НПС- 11 и НПС-15 - установлены вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-54847/15, А40-91888/2017, А40-13796/18-171-101);
требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении. В данном случае отсутствовали как договорные отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии между Истцом и Ответчиком, так и тариф для расчетов.
В спорный период на территории Республики Саха (Якутия) Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017 N 728/1 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Республики Саха (Якутия) по сетям субъекта Российской Федерации, поставляемой прочим потребителям на 2018 год.
При утверждении размера экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации на 2018 год (таблица N 1 к приложению N 1 к постановлению Правления ГКЦП от 26.12.2017 г. N728/1) учитывался НВВ сетевых организаций:
-филиал "Южно-Якутские ЭС" ОАО "ДРСК";
* ПАО "Якутскэнерго";
* АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"
* ЗАО "Нерюнгринские районные электрические сети";
* ООО "Энергорайон Чульман";
* ООО "Магистраль Беркакит";
* ОАО "Аэропорт Якутск";
* ОАО "РЖД" филиал "Дальневосточная железная дорога";
* ООО СК "Главэнергострой";
* филиал "Дальневосточный" ОАО "Оборонэнерго":
* ЗАО "Учур";
* ОАО "Якутская птицефабрика";
* ФПК "Аэропорты Севера".
В данном постановлении отсутствует какое-либо упоминание о ПАР "ФСК ЕЭС", в том числе в связи с индивидуальными ценами (тарифами) на услуги по передаче электрической энергии, поэтому данное постановление неприменимо в отношениях между АО "ДВЭУК" (АО "ДВЭУК-ЕНЭС") и ПАР "ФСК ЕЭС".
Применение тарифов, установленных Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017 N 728/1, нарушает права и законные интересы Ответчика, т.к. он не входил в перечень сетевых организаций, в отношении которых учитывался НВВ и не участвовал в их установлении. Необходимая валовая выручка Ответчика, а также иные необходимые показатели в указанных тарифах не заложены.
Истцом не было представлено доказательств, подтверждающих наличие принятого в установленном порядке тарифного решения для взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС". При таких обстоятельствах, у АО "ДВЭУК-ЕНЭС" в силу императивных норм права отсутствуют законные основания для взыскания с ПАО "ФСК ЕЭС" стоимости услуг по передаче электроэнергии на объекты НПС-11.
Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, противоречит императивным нормам права и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО "ДВЭУК".
Довод истца о неприменимости сложившейся правоприменительной практики по схожим правоотношениям с участием ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК-ЕНЭС" (А40-91888/17, А40-13796/18) несостоятелен в связи с со следующим.
Как следует из части 2 ст.66 АПК РФ: обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В частности, установленные судебными актами по делу А40-91888/17 обстоятельства о том, что в спорных правоотношениях с АО "ДВЭУК" ПАО "ФСК ЕЭС" обладает особым статусом и является организацией по управлению ЕНЭС, в связи с чем не может быть потребителем услуг по передаче электрической энергии в спорных правоотношениях при рассмотрении настоящего дела ; отсутствие заключенного между сторонами договора, определяющего порядок использования ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства, используемых при передаче электрической энергии на объекты 000 "Транснефтьэнерго" НПС-11 и НПС-15, принадлежащих в спорные периоды АО "ДВЭУК", отсутствие между АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС" соглашений о передаче объемов электрической энергии, отпущенных на НПС - 11 не требует доказывания. Данные обстоятельство не зависят от периодов взаимоотношений между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК". Исключение объектов АО "ДВЭУК" из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, лишает владельца указанных объектов претендовать на заключение с ответчиком (ПАО "ФСК ЕЭС") договора об использовании объектов электросетевого хозяйства, а, следовательно, и получение платы за использование указанных объектов, и не влияет на правовую квалификацию спорных правоотношений.
Рассмотрение настоящего спора осуществляется с участием тех же лиц, что и при рассмотрении спора А40-91888/17, А40-13796/18.
Спор по делу А40-13796/2018 рассматривался по иску АО "ДВЭУК-ЕНЭС" к ПАО "ФСК ЕЭС" о взыскании стоимости электрической энергии за период с января 2017 по октябрь 2017 года, настоящий спор охватывает период июнь-декабрь 2018. Истец ссылался на те же обстоятельства и приводил те же доводы, которые имеют место и при рассмотрении данного спора. Судами первой, апелляционной, кассационной инстанций приведенные доводы по делу А40-13796/2018, аналогичные приведенным в споре по настоящему делу, были отвергнуты.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2021 г. по делу N А40- 115123/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115123/2021
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - ЕНЭС"
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ-ГЕНЕРАЦИЯСЕТИ", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ООО "ТРАНСНЕФТЬ - ВОСТОК", ООО "ТРАНСНЕФТЬЭНЕРГО", ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА