г. Москва |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А40-168138/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Чирик К.Г.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2022 г. по делу N А40-168138/21,
по заявлению Индивидуального предпринимателя Чирик Константина Григорьевича (ОГРНИП: 304770000607250)
к ИФНС России N 23 по г. Москве (ОГРН: 1047723040640)
третье лицо: Департамент экономической политики и развития г. Москвы,
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Коровцева Л.Н. по доверенности от 17.09.2019; |
от заинтересованного лица: |
Шиптей Е.В. по доверенности от 10.01.2022; |
от третьего лица: |
Манкевич Е.В. по доверенности от 11.02.2022; |
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Чирик Константин Григорьевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 28 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) с учетом уточнений, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции по взысканию с индивидуального предпринимателя Чирик Константина Григорьевича налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по решению N 5948 от 11.09.2020 на сумму 24215,47 рублей; по решению N 7963 от 02.10.2020 года на сумму 78478,16 рублей по решению N 15635 от 20.11.2020 года на сумму 38400,00 рублей и обязать осуществить возврат излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент экономической политики и развития г.Москвы.
Решением от 01.02.2022 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, Предприниматель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Инспекции, Департамента поддержали решение первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела 19.12.2019 г. Предприниматель направил в ИФНС N 23 по г. Москве два уведомления формы ТС-1 о возникновении объекта обложения сбора, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Косинская, д. 27, стр. 9, дата возникновения объекта -15.10.2019, ставка сбора - 18900,00 руб. и дата возникновения объекта - 15.10.2019, ставка сбора - 21600,00 руб.
25 декабря 2019 года Предприниматель направил в ИФНС N 23 по г. Москве два уведомления формы ТС-1 о прекращении объекта обложения сбором, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Косинская, д. 27, стр. 9, дата возникновения объекта -15.10.2019, ставка сбора - 18900,00 руб. и дата возникновения объекта - 15.10.2019, ставка сбора - 21600,00 руб.
При этом заявитель указывает, что им был оплачен торговый сбор за 4 квартал 2019 года и оплачены штрафные санкции за несвоевременную подачу сведений о возникновении объекта обложения сбора, однако до настоящего времени ИФНС России N 23 по г. Москве продолжает взыскивать с заявителя торговый сбор.
Так, по сведениям заявителя в период с 11.09.2020 года по 18.01.2021 года ИФНС N 23 по г. Москве с заявителя было взыскано: по акту ИФНС N 5948 от 11.09.2020 - 24215,47 руб.; по акту ИФНС N 7963 от 02.10.2020 года - 78478,16 руб.; по акту ИФНС N 156365 от 20.11.2020 года - 38400,00 руб.; по исполнительному производству N 4161655/20/77043-ИП от 08.12.2020 - 33804,99 руб.
Как указывает заявитель, он данному вопросу неоднократно обращался в ИФНС N 23 по г. Москве за разъяснениями и требованием предоставить акты, на основании которых с него взыскали торговый сбор, однако истребованные заявителем документы им до настоящего времени не получены.
Поскольку, как указывает заявитель, он представил в налоговый орган в установленной форме уведомление о прекращении действия объектом 15.10.2019 года, а также оплатил торговый сбор за 4 квартал 2019 года на сумму 37800,00 рублей, то действия ИФНС России N 23 по г. Москве по взысканию торгового сбора являются незаконными.
Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 418 НК РФ органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных статьей 418 НК РФ.
В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", а также Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти г. Москвы, возложены на Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
На основании п. 3 ст. 416 НК РФ постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
В силу п. 4 ст. 416 НК РФ в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.
В соответствии с п. 4 ст. 418 НК РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в установленном порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формат предоставления информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме, порядок их направления в налоговый орган утверждены Приказом ФНС России от 10.03.2016 N ММВ-7-2/122@. Согласно указанной форме рассчитывается сумма торгового сбора.
Плательщик сбора при этом также информируется Департаментом экономической политики и развития города Москвы - ему направляется предоставляемая налоговому органу информация с приложением соответствующего акта.
Как следует из материалов дела, ИП Чирик К.Г. зарегистрирован в Инспекции в качестве плательщика торгового сбора с 28.04.2017 года.
18.12.2019 г. ИП Чириком К.Г. в налоговый орган представлены на бумажном носителе два уведомления о постановке на учет качестве плательщика торгового сбора по адресу: 111622, г. Москва, ул. Б. Косинская дом 27, корп. 9, с датой возникновения объектов - 15.10.2019 года.
25.12.2019 г. ИП Чириком К.Г. представлены на бумажном носителе два уведомления о прекращении деятельности объектов торгового сбора по адресу: 111622, г. Москва, ул. Б. Косинская дом 27, корп. 9, с датой прекращения объектов - 15.10.2019 года.
26.12.2019 г. Инспекцией в электронном виде получен от Департамента экономической политики и развития г. Москвы (далее- Департамент) акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (далее - Акт), от 24.12.2019 г. peг. N 32346, по адресу: 111622, г. Москва, ул. Б. Косинская дом 27, корп. 9, 1, с датой возникновения объекта обложения торговым сбором - 15.10.2019 года.
20.01.2020 г. Инспекцией в электронном виде получен от Департамента акт от 17.01.20 г. peг. N 32688, по адресу: 111622, г. Москва, ул. Б. Косинская дом 27, корп. 9,1, с датой возникновения объекта обложения торговым сбором - 15.10.2019 года.
Учитывая, что ИП Чирик К.Г. в Инспекцию уведомления о прекращении объектом торгового сбора по адресу: 111622, г. Москва, ул. Б. Косинская дом 27, корп. 9,1, не представлялись, два объекта по вышеуказанным актам Департамента числятся действующими в информационном ресурсе Инспекции.
Соответственно, указанные начисления в КРСБ налогоплательщика по торговому сбору в период с 4 квартал 2019 г. по 2 квартал 2021 г. являются обоснованными.
При этом суд первой инстанции отметил, что налоговый орган не выявляет объекты обложения торговым сбором, так как сбор рассчитывается на основании предоставленной ему Департаментом информации, и руководствуется исключительно сведениями, полученными от Департамента в порядке межведомственного взаимодействия.
В то же время, как указано выше, Департаментом, в соответствии с п. 4 ст.418 НК РФ в адрес Инспекции направлены акты: от 17.01.2020 N 32688 (наименование торгового объекта - ПАБ); от 24.12.2019 N 32346 (наименование торгового объекта - Продукты) о выявлении нового объекта обложения сбором.
Оба объекта расположены по адресу: 111622, г. Москва, Косинская Б. ул., д. 27, строение 9, комната/офис/помещение/квартира 1, подтверждающие ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Заявителем в налоговый орган поданы уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора с датой возникновения объекта -15.10.2019 г. по адресу: 111622, г. Москва, Косинская Б. ул., д. 27, Строение 9, а также уведомления о прекращении деятельности объектов торгового сбора по адресу: 111622, РОССИЯ, Москва г., ул. Б. Косинская дом 27, корп. 9 с датой прекращения объекта - 15.10.2019 г., то есть по другим объектам.
В то же время, как указывает налоговый орган, уведомлений о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) с объектами по адресу: 111622, г. Москва, Косинская Б. ул., д. 27, строение 9, комната/офис/помещение/квартира 1, налогоплательщиком в Инспекцию не представлялось.
Сумма сбора, исчисленная Департаментом за выявленные объекты осуществления торговли, составила 38 400 руб. (18 900 руб. и 19 500 руб.) за квартал.
Самостоятельных изменений налоговым органом актов о выявлении объектов обложения торговым сбором, полученных от Департамента, а равно и их отмены действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
В связи с тем, что акты Департамента о выявлении нового объекта обложения сбором в установленном законом порядке не отменен, начисления в размере 38 400 руб. по торговому сбору по ОКТМО 45308000, проведенные на основании указанных актов,
В то же время, в соответствии с п. 4 ст. 418 НК РФ, акты могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством РФ.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве.
В указанном документе прописан порядок обжалования актов о выявлении нового объекта обложения торговым сбором и недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Согласно разделу 8 данного Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в уполномоченный орган (то есть в Департамент экономической политики и развития г. Москвы) жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему информации.
Уполномоченный орган обязан в срок не позднее 10 рабочих дней со дня поступления жалобы передать жалобу на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве (создана Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве").
В случае если комиссией принято решение об отмене составленного уполномоченным органом акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, уполномоченный орган направляет информацию об этом в налоговый орган в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия комиссией указанного решения по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также в п. 4 ст. 418 НК РФ отражено, что в случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в предусмотренном порядке.
Самостоятельных изменений налоговым органом актов о выявлении объектов обложения торговым сбором, полученных от Департамента экономической политики и развития г. Москвы, а равно и их отмены действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях налогового органа отсутствуют нарушения действующего законодательства.
Судом первой инстанции также установлено, что налоговым органом на основании ст. 69 НК РФ заявителю выставлено требование об уплате налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 23.07.2020 г., N 89324 на общую сумму задолженности 33 195.68 руб. по сроку уплаты по 01.09.2020 года.
В Требование вошла недоимка по торговому сбору по ОКТМО 45308000 в размере 600 руб. по сроку уплаты 27.01.2020 г. за период 4 квартал 2019 г. (начисление в размере 38 400 руб., уплачено налогоплательщиком 26.03.2021 г. 37 800 руб.), пени по ОКТМО 45308000 в размере 233,54 руб. и по ОКТМО 45917000 в размере 219, рублей.
Также в требования включена недоимка по пени УСН в размере 1 657,18 руб., ОПС с 01.01.2017 г. в размере 401.74 руб. и пени ОПС с 01.01.2017 г. в размере 82,30 руб. и 1,21 руб., а также 30 000 руб. недоимки по штрафам налогоплательщика.
На основании ст. 46 НК РФ в связи с неуплатой/ неполной уплатой налога в установленный срок, налоговым органом вынесено решение о взыскании от 11.09.2020 г. N 5948 на общую сумму задолженности 23 195.68 руб. (1 001,74 руб. налога; 2 193,94 руб. пеней и 20 000 руб. недоимки по штрафам).
21.09.2020 г., на основании исполненного решения о взыскании, налоговым органом вынесено решение об отмене приостановлений операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств N 20413.
Таким образом, по решению о взыскании от 11.09.2020 г. N 5948 с расчетного счета налогоплательщика списано 23 195.68 руб., а не 24 215,47 руб., заявленных налогоплательщиком в исковом заявлении.
Также, как следует из материалов дела, налоговым органом на основании ст. 69 НК РФ выставлено требование об уплате налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 07.02.2020 г. N 57329 на сумму задолженности 79 064,38 руб., в требование вошла недоимка по Торговому сбору по ОКТМО 45308000 в размере 38 400,00 руб. по сроку уплаты 27.01.2020 г. за период 4 квартал 2019 г., недоимка по Торговому сбору по ОКТМО 45917000 в размере 40 500,00 руб. по сроку уплаты 27.01.2020 г. за период 4 квартал 2019 г. и пени по Торговому сбору по ОКТМО 45917000 84.38 руб. и по ОКТМО 45308000 80.00 рублей.
Федеральной налоговой службой в целях снижения рисков неплатежеспособности для налогоплательщиков, связанных с уменьшением деловой и потребительской активности в результате угроз распространения коронавирусной инфекции, поручено приостановить до 1 мая 2020 года применение мер взыскания письмом ФНС России от 25.03.2020 N ЕД-20-8/32@. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 предельные сроки принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев.
Также, как следует из материалов дела, налоговым органом на основании ст. 69 НК РФ выставлено Требование об уплате налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 07.08.2020 г. N 92543 на сумму задолженности 38 454,40 рублей. В сроки Требования вошла недоимка по Торговому сбору по ОКТМО 45308000 в размере 38 400,00 руб. по сроку уплаты 27.07.2020 г. за период 2 квартал 2020 г. и пени по налогу в размере 54.40 рублей.
На основании ст. 46 НК РФ в связи с неполной уплатой налога в установленный срок по указанным требованиям, выставлено Решение о взыскании от 02.10.2020 г. N 7963 на общую сумму задолженности 78 478,16 рублей: недоимка по Торговому сбору по ОКТМО 45917000 в размере 40 500,00 руб. по сроку уплаты 27.01.2020 г. за период 4 квартал 2019 г., недоимка по Торговому сбору по ОКТМО 45308000 в размере 38 400,00 руб. по сроку уплаты 27.07.2020 г. за период 2 квартал 2020 г. и 176.16 руб. пени по Торговому сбору.
24.10.2020 г., на основании исполненного решения о взыскании, налоговым органом вынесено решение об отмене приостановлений операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств N 26280.
На основании ст. 69 НК РФ налоговым органом заявителю выставлено требование об уплате налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 02.11.2020 г. N 113542 на сумму 38 400,00 рублей. В сроки Требования вошла недоимка по Торговому сбору по ОКТМО 45308000 в размере 38 400,00 руб. по сроку уплаты 26.10.2020 г. за период 3 квартал 2020 года.
На основании ст. 46 НК РФ в связи с неуплатой/ неполной уплатой налога в установленный срок, налоговым органом в отношении заявителя вынесено решение о взыскании от 20.11.2020 г. N 15635 на общую сумму задолженности 38400,00 рублей.
В порядке ст. 47 НК РФ Инспекцией в отношении заявителя вынесено решение о взыскании налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика N 11318 от 01.12.2020 г. направлено в ФССП, производство прекращено ФССП 04.02.2021 года.
В связи с исполнением решения о взыскании, вынесено решение об отмене приостановлений операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 22.01.2021 г. N 1779.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа совершены правомерно.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что ИП Чирику К.Г. налоговым органом неоднократно давались разъяснения по образовавшейся в карточке расчетов с бюджетом по торговому сбору недоимке, и о необходимости обращения в ДЕПР, за получением Актов по вышеуказанным объектам: Письма Инспекции от 01.06.2021 г. N 23-04\038237@, от 05.07.2021 г. N 23-04\031281@ и от 06.04.2021 г. N 23-04\022410@, направлены налогоплательщику по системе "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" (ЛКИП).
Доводы заявителя о двойном налогообложении торговым сбором одного и того же объекта, отклоняются судом как документально не подтвержденные и опровергающиеся материалами настоящего дела.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в настоящем деле условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых действий налогового органа незаконным, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.02.2022 г. по делу N А40-168138/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168138/2021
Истец: Чирик Константин Григорьевич
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГОМ И СБОРАМ N 23 ПО ЮГО-ВОСТОЧНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ