г. Саратов |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А57-16422/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Заграничного И. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сариевой Г. У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 9" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2023 года по делу N А57-16422/2023
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (ОГРН 1026403672591, ИНН 6455005067)
к Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 9" (ОГРН 1036405302427, ИНН 6453052953),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Саратовской области (ОГРН 1076450011440, ИНН 6455046666),
о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области представитель Горбачева Елена Викторовна по доверенности от 01.01.2024 N 58, выданной сроком по 31.12.2024,
- от ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 9" представитель Павлова Анна Владимировна, по доверенности от 10.01.2024, выданной сроком по 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - ТФОМС Саратовской области, истец) к государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 9" (далее - ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 9", ответчик) с исковым заявлением о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 168 338 руб. 50 коп., штрафа в размере 16 833 руб. 85 коп., пени в размере 6 621 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2023 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию апеллянта с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения иска о взыскании с ответчика денежных средств в размере 153 375,50 руб., израсходованных на капитальный ремонт, а также в части удовлетворения иска о взыскании с ответчика денежных средств в размере 14 963 руб., израсходованных на оплату услуг по патологоанатомическому вскрытию.
Кроме того, заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ и снижении штрафа.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается в обжалуемой части.
Лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив в пределах, установленных статьями 258 - 262, 266 - 271 АПК РФ законность принятого судебного акта, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
На основании приказа ТФОМС Саратовской области от 22.11.2022 N 381 "О проведении выездной плановой комплексной проверки в Государственном учреждении здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 9" с 28.11.2022 по 19.12.2022 проведена выездная плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 9" (далее - Учреждение).
По результатам проверки составлен Акт от 19.12.2022 N 69.
В ходе выборочной проверки за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 расходования средств ОМС по подстатьям КОСГУ: 226 "Прочие работы, услуги", 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" установлено, что:
- по подстатье КОСГУ 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" расходы составили: за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 136 541,60 руб., за 2020 и 2021 году расходов не производилось;
- по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" за 2020 год расходы составили 16 834,00 руб.
В ходе проверки также установлено, что Учреждением в 2019 году заключались и оплачивались за счет средств ОМС по КОСГУ 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" договоры на монтаж систем охранной сигнализации, а именно: договор N 0360300019819000023 от 29.04.2019 с ООО "Орион СБ" (установка и монтаж охранной сигнализации) на сумму 39 397,79 руб.; договор N 0360300019819000022 от 29.04.2019 с ООО "СБ-ПЛЮС" (монтаж системы охранной сигнализации) на сумму 68 743,71 руб.; договор N 90 от 27.08.2019 с ООО "Орион СБ" (монтаж системы охранной сигнализации) на сумму 28 400 руб.
В 2020 году Учреждением заключен договор от 25.12.2020 N 200В с ООО "Центр Качества" на выполнение работ по монтажу системы вентиляции. Выполнение работ подтверждено актом от 30.12.2020 N 249, оплата произведена за счет средств ОМС платежным поручением от 30.12.2020 N 2257 по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" на сумму 16 834 руб.
Согласно акту от 30.12.2019 N 249 ООО "Центр Качества" выполнены работы по монтажу системы вентиляции, согласно расчету стоимости работ (приложение N 1 к договору от 25.12.2020 N 200В), монтажные работы включают в себя: воздуховод диаметром 100 мм 2 шт., отвод 90°, монтаж решетки наружной, короба, уголка наружного (9 шт.), клапана, бурение стен диаметром 250 мм.
Как указывает истец, Учреждением в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (далее - Закон N 326-ФЗ), раздела 3 Тарифных соглашений по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2019 год от 28.12.2019 и на 2020 год от 28.12.2019 допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), а именно: осуществлены расходы на капитальный ремонт на общую сумму 153 375,50 руб. (2019 год - 136 541,50 руб., на 2020 год - 16 834,00 руб.), что является нецелевым использованием средств ОМС.
Кроме того, в ходе выборочной проверки установлено, что Учреждением в 2019 году за счет средств ОМС заключены и оплачены договоры по оказанию услуг патологоанатомического вскрытия умерших (договора от 22.03.2019 N 13 с ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 6 имени академика В.Н. Кошелева" и от 29.03.2019 N 37 с ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8").
Факты оказанных услуг подтверждены актами об оказании услуг от 24.04.2019 N 79 на сумму 5 343 руб. и от 14.05.2019 N 107 на сумму 9 620 руб. соответственно.
Оплата произведена за счет средств ОМС по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" мемориальными ордерами от 16.05.2019 N 455 на сумму 5 343 руб. и от 22.05.2019 N 502 на сумму 9 620 руб.
Между тем, как указывает истец, за счет средств обязательного медицинского страхования оплачиваются только прижизненные гистологические и цитологические исследования; услуги, оказанные после смерти застрахованного, не относятся к страховому обеспечению по обязательному медицинскому страхованию, установленному территориальной программой.
В связи с чем, по мнению истца, Учреждением в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, пункта 14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П, допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из иных источников), а именно: оплата услуг по патологоанатомическому вскрытию на общую сумму 14 963 руб., что является нецелевым использованием средств ОМС.
На основании акта проверки от 19.06.2023 N 69 медицинской организации необходимо было в течение 10 рабочих дней со дня получения акта в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ вернуть средства, использованные не по целевому назначению, в бюджет Территориального фонда из прочих источников финансирования, а также уплатить в бюджет Территориального фонда штраф (10% от суммы нецелевого использования средств).
Как указывает истец, по состоянию на 15.06.2023 общая сумма денежных средств, использованных не по целевому назначению и подлежащая возврату в бюджет ТФОМС Саратовской области, составляет 168 338,50 руб., штраф от суммы нецелевого использования 16 833,85 руб.
03.02.2023 ТФОМС Саратовской области направил в ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 9" претензию исх. N 01/460 о необходимости перечисления в бюджет ТФОМС Саратовской области соответствующих денежных средств.
Поскольку указанные денежные средства в бюджет ТФОМС Саратовской области ответчиком не были перечислены, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения.
В пунктах 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Как указывалось выше, по результатам выездной плановой комплексной проверки использования средств ОМС за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 9", был составлен Акт от 19.12.2022 N 69.
В ходе выборочной проверки за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 расходования средств ОМС по подстатьям КОСГУ: 226 "Прочие работы, услуги", 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" установлено, что:
- по подстатье КОСГУ 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" расходы составили: за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 136 541,60 руб., за 2020 и 2021 году расходов не производилось;
- по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" за 2020 год расходы составили 16 834,00 руб.
В ходе проверки также установлено, что Учреждением в 2019 году заключались и оплачивались за счет средств ОМС по КОСГУ 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" договоры на монтаж систем охранной сигнализации, а именно: договор N 0360300019819000023 от 29.04.2019 с ООО "Орион СБ" (установка и монтаж охранной сигнализации) на сумму 39 397,79 руб.; договор N 0360300019819000022 от 29.04.2019 с ООО "СБ-ПЛЮС" (монтаж системы охранной сигнализации) на сумму 68 743,71 руб.; договор N 90 от 27.08.2019 с ООО "Орион СБ" (монтаж системы охранной сигнализации) на сумму 28 400 руб.
В соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем относятся к подстатье КОСГУ 228 "Услуги и работы для целей капитальных вложений".
В 2020 году Учреждением заключен договор от 25.12.2020 N 200В с ООО "Центр Качества" на выполнение работ по монтажу системы вентиляции. Выполнение работ подтверждено актом от 30.12.2020 N 249, оплата произведена за счет средств ОМС платежным поручением от 30.12.2020 N 2257 по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" на сумму 16 834 руб.
Согласно акту от 30.12.2019 N 249 ООО "Центр Качества" выполнены работы по монтажу системы вентиляции, согласно расчету стоимости работ (приложение N 1 к договору от 25.12.2020 N 200В), монтажные работы включают в себя: воздуховод диаметром 100 мм 2 шт., отвод 90°, монтаж решетки наружной, короба, уголка наружного (9 шт.), клапана, бурение стен диаметром 250 мм.
В соответствии с разделом XII Перечня работ по капитальному ремонту зданий и сооружений Приложение N 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29.12.1973 N279 (далее - Положение N 279), к работам по капитальному ремонту относятся, в том числе частичная или полная смена воздуховодов.
В соответствии с пунктами 5.1., 5.2. Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р), утвержденного Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В соответствии с пунктом 3.11 Положения N 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Пунктом 23.6 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, монтаж электротехнических установок и оборудования отнесен к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
В соответствии с разделом 3 Тарифных соглашений по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2019 год от 28.12.2018 и на 2020 год от 27.12.2019 расходы медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения не осуществляются за счет средств ОМС.
Согласно пункту 14.2 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а так же замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ, текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений отнесены работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а так же работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждением допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), а именно: осуществлены расходы на капитальный ремонт на общую сумму 153 375,50 руб.
Довод заявителя жалобы об обратном судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с приложением N 1 "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ("Ведомственные строительные нормы 58-88 (р)"), утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N312,
- ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания;
- текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей;
- капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Кроме того, в ходе выборочной проверки было установлено, что Учреждением в 2019 году за счет средств ОМС заключены и оплачены договоры по оказанию услуг патологоанатомического вскрытия умерших (договора от 22.03.2019 N 13 с ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 6 имени академика В.Н. Кошелева" и от 29.03.2019 N 37 с ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8").
Факты оказанных услуг подтверждены актами об оказании услуг от 24.04.2019 N 79 на сумму 5 343 руб. и от 14.05.2019 N 107 на сумму 9 620 руб. соответственно. Оплата произведена за счет средств ОМС по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" мемориальными ордерами от 16.05.2019 N 455 на сумму 5 343 руб. и от 22.05.2019 N 502 на сумму 9 620 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Стандарты медицинской помощи и порядки оказания медицинской помощи не содержат в себе действий (медицинских вмешательств), которые необходимо совершать после смерти застрахованного лица.
Таким образом, за счет средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая при их жизни.
При этом застрахованное лицо - это физическое лицо, а страховой случай - это заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия, а не смерть данного застрахованного лица.
Пунктом 9 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П, предусмотрено, что за счет средств ОМС гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, который также не содержит летальный исход как состояние, при котором оказывается медицинская помощь за счет средств ОМС.
Согласно пункту 14 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные услуги (выполняются работы) в медицинских организациях бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро и патологоанатомических отделениях медицинских организаций медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики.
Согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" финансовое обеспечение проведения гистологических и цитологических исследований взятого у пациентов биологического материала патолого-анатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС, осуществляется за счет средств ОМС.
При этом пациентом является физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункт 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, за счет средств обязательного медицинского страхования оплачиваются только прижизненные гистологические и цитологические исследования; услуги, оказанные после смерти застрахованного, не относятся к страховому обеспечению по обязательному медицинскому страхованию, установленному территориальной программой.
Доводы заявителя жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются.
Как указывалось выше, стандарты медицинской помощи и порядки оказания медицинской помощи не содержат в себе действий (медицинских вмешательств), которые необходимо совершать после смерти застрахованного лица.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Учреждением допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из иных источников), а именно: оплата услуг по патологоанатомическому вскрытию на общую сумму 14 963 руб.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт использования ответчиком не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в отсутствие со стороны ответчика доказательств, свидетельствующих о возвращении спорных денежных средств в бюджет ТФОМС Саратовской области, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 168 338 руб. 50 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 16 833 руб. 85 коп. и пени в размере 6 621 руб. 40 коп.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Расчет истца ответчиком не оспорен, судом первой и апелляционной инстанций проверен и признан верным.
Установив факт использования ответчиком не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; в отсутствие оснований для снижения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика штрафа в размере 16 833 руб. 85 коп. и пени в размере 6 621 руб. 40 коп.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с размером санкции за совершенные медицинской организацией правонарушения и о необходимости снижения размера штрафа, судебной коллегией признаны несостоятельными и отклоняются.
Гражданско-правовая ответственность за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Основанием для привлечения к ответственности является сам факт совершения правонарушения.
Федеральный законодатель, учитывая особое публичное предназначение средств обязательного медицинского страхования, установил специальную ответственность за нецелевое расходование указанных средств, определил уполномоченную организацию, контролирующую их целевое использование, а также установил размер ответственности для медицинских организаций, нарушающих предусмотренный порядок расходования соответствующих средств. Такая ответственность, в силу отсутствия специальных законодательных оговорок, применяется в равной мере ко всем медицинским организациям, виновным в нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. При этом размер штрафа зависит от размера средств, израсходованных нецелевым образом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, от 27.10.2015 N 2499-О).
Штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Рассчитанный истцом размер штрафных санкций соответствует нормам действующего законодательства; при введении такой нормы законодатель исходил из ситуации, когда возможно взыскание штрафа в указанном в части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ размере.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2023 года по делу N А57-16422/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16422/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования СО
Ответчик: ГУЗ Саратовская городская поликлиника N9
Третье лицо: Министерство здравоохранения Саратовской области, Министерство здравоохранения СО