г. Москва |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А40-212368/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Никифорова Г.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Эдельвейс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2022 по делу N А40-212368/21 по заявлению ООО "Эдельвейс" (ИНН 7743202320, ОГРН 1177746338703) к Департаменту торговли и услуг города Москвы (ОГРН 1117746024076) об оспаривании постановления,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭДЕЛЬВЕЙС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы (далее - заинтересованное лицо) от 15.03.2021 N 610пп-юл-3 по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт которым прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; отсутствие состава правонарушения; неизвещение заявителя о вынесении постановления; суд не заменил наказание в виде штрафа на предупреждение или не снизил размер штрафа.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
22.03.2022 от Департамента поступил отзыв с возражениями по доводам жалобы, отзыв поступил в срок и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщён к материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, согласно сведениям ЕГАИС, у ООО "ЭДЕЛЬВЕЙС" к системе ЕГАИС подключено три обособленных подразделения по адресам:- 129226, Москва г, Сельскохозяйственная ул., дом N 17, корпус 1; - 127015, Москва г, Бутырская ул., дом N 67, корп. 1; - 125499, Москва г., Кронштадтский бульвар, дом 356, пом. 3102, 3104.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.04.2021 N ЮЭ9965-21-103791946, основным видом экономической деятельности Общества является 56.29.2 Деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях, а также дополнительные ОКВЭД 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания.
Согласно отчетам ЕГАИС за период с 01.06.2019 по 01.06.2021 Общество осуществляло оборот алкогольной продукции, а именно пива и пивных напитков на его основе.
Согласно сведениям из информационной системы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, общество не представило декларацию за 3 квартал 2020 года. По факту указанных нарушений Департаментом торговли и услуг города Москвы в отношении ООО "ЭДЕЛЬВЕЙС" составлен протокол от 15.03.2021 N 6106пп-юл-3 об административном правонарушении по статьи 15.13 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Департамент торговли и услуг города Москвы вынес постановление от 15.03.2021 N 610пп-юл-3 о привлечении ООО "ЭДЕЛЬВЕЙС" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ЭДЕЛЬВЕЙС" обратилось в суд с заявлением об отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона 171-ФЗ. организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема, в том числе, розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В силу статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 18 января 2011 г. N 9-ПП Департамент торговли и услуг города Москвы на территории города Москвы является органом осуществляющим контроль за своевременностью представления деклараций.
При этом, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции представляют декларации в соответствии с Порядком (правила) представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и форма деклараций утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее по тексту - Постановление РФ N 815).
Таким образом, организации розничной торговли направляют декларации в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым на территории города Москвы является Департамент торговли и услуг города Москвы.
С 1 января 2014 года декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15 Правил).
Порядок заполнения деклараций и Формат представления в электронном виде размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования, а также в приложениях 11 к постановлению N 815 (в редакции от 29.12.2017), в приказе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 г. N 231.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (пункт 16 Правил в редакции от 29.12.2017).
Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил (в редакции от 29.12.2017), при представлении деклараций по форме, предусмотренной приложением N 11 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы для установления нарушений без взаимодействия с организациями, которые обязаны сдавать декларации.
Таким образом, декларации представляются исключительно в форме электронного документа, на региональную площадку города Москвы в информационной системе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https://service.fsrar.ru/.
При этом нормативные правовые акты не делают не для каких хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ее в области оборота алкогольной продукции, исключений в виде предоставления им преференции в форме возможности непредставления декларации в лицензирующий орган.
Так, факт совершения правонарушения подтвержден сведениями из информационной системы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, а именно общество не представило декларацию за 3 квартал 2020 года.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод жалобы о ненадлежащем уведомлении общества о дате, месте и времени составления протокола и рассмотрения административного дела, опровергается собранными по делу доказательствами.
В силу ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ юридически значимые сообщения заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.( Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 02.04.2021 N ЮЭ9965-21-103791946 адрес места регистрации ООО "Эдельвейс" является: 125499, г. Москва, Кронштадский бульвар, д. 35Б, пом. 3102, 3104, а по информации официального сайта почты России Извещение N 6106и-юл-3 от 19.01.2021 о необходимости явки для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении (номер почтового идентификатора 12500955008250) отправлено Департаментом 21.01.2021.
Данное почтовое отправление с почтовым идентификатором 12500955008250 являлось заказным с разрядом "Административное", особые правила вручения которого установлены п.п. 15,34 приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - приказ Минкомсвязи N 234).
Согласно информации с официального сайта Почты России, Извещение N 6106и-юл-3 от 19.01.2021 о необходимости явки для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении прибыло в место вручения 23.01.2021, а 31.01.2021 почтовое отправление возвращено отправителю за истечением установленного 7 дневного срока хранения и поступило в Департамент 10.02.2021.
Протокол об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ от 15.02.2021 N 6106п-юл-3 направлен в адрес ООО "Эдельвейс" заказной почтовой корреспонденцией 17.02.2021 посредством Почта России (номер идентификатора отправления 12500956003438).
Согласно информации официального сайта Почты России Протокол об административном правонарушении от 15.02.2021 N 6106п-юл-3 в место вручения 19.02.2021, а 28.02.2021 почтовое отправление возвращено отправителю за истечением установленного приказом Минкомсвязи N 234 7 дневного срока хранения и поступило в Департамент 10.03.2021.
Так, в частности лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия документа не вручена в связи с тем, что несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомляет отправителя (пункт 2 части 4 статьи 123 АПК РФ).
В материалах дела имеются доказательства направления уведомления о необходимости явки для составления протокола и рассмотрения дела с пометкой возврат отправителю из-за истечения срока хранения, адрес направления писем соответствует юридическому адресу ООО "Эдельвейс" указанному в выписке из ЕГРЮЛ.
Доказательств того, что органом почтовой связи были допущены нарушения Правил вручения корреспонденции, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что суд не заменил санкцию на предупреждение, не снизил штраф и неправомерно не установил факт вины (состав правонарушения) несостоятельны поскольку.
В силу п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрения дел об административных правонарушениях" "при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Так, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат".
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в то время как совершенное обществом правонарушение препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля в части отслеживания легальности оборота алкогольной продукции, который в том числе обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья граждан (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), то есть создает соответствующую угрозу.
Совершенное Обществом административное правонарушение создает возможность угрозы причинения имущественного вреда бюджету Российской Федерации, что исключает применение положений части 1 статьи 4.1.1. и частей 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Кроме того, поскольку санкция публично-правовой ответственности за допущенное нарушение назначена в размере определенного законом диапазона взыскиваемых сумм, альтернативной и равноценной меры административного наказания рассматриваемая норма КоАП РФ не содержит, в данном деле не усматривается правовых оснований для предупреждения.
Размер штрафа за то или иное административное правонарушение сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. В рассматриваемом случае обществом не представлено доказательств, свидетельствовавших о том, что имелись какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению общества.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.
Сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
Так как состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 Кодекса, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке декларирования, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, заявителем допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Исходя из положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, применение санкции в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа должно носить исключительный характер, чтобы соблюдать конституционные принципы равенства, пропорциональности, соразмерности и неотвратимости наказания для всех субъектов правоотношений.
Однако обществом не предоставлены и в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности обстоятельств, в связи с которыми законодатель связывает возможность применения административного наказания ниже минимального предела, установленного соответствующей административной санкцией.
Основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, Департаментом правомерно не установлены, также отсутствует какая-либо исключительность рассматриваемого случая с целью применения правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда от 25.02.2014 г. N 4-П.
Помимо этого, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 09.04.2001 N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, согласно которой правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной опасностью, и понятие "малозначительность" к ним не применимо.
Кроме того, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена 15.13 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности, затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции
Степень грубого нарушения законодательства Обществом заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но Ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании чего такая мера как назначение административного наказания в виде штрафа в размере ста тысяч рублей соразмерна совершенному нарушению и направлена на защиту общественных интересов.
В связи с изложенным и поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, даже при наличии у общества особого статуса, данное правонарушение не может быть признанно малозначительным, а штраф не может быть заменен на предупреждение, поскольку обществом создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Довод жалобы об отсутствие состава правонарушения несостоятелен и опровергается представленными в дело доказательствами.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Довод жалобы о неполучении копии постановления несостоятелен, поскольку является документально не подтвержденным.
Так, судом правомерно установлено, что обществом пропущен срок на обжалование.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Так, заявитель несет риск неблагоприятных для него последствий неисполнения обязанности по получению почтовой корреспонденции.
Доказательств, свидетельствующие о неисполнении работниками организации связи требований Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 г. и Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" заявителем в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов судебного акта суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства неисследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 04.02.2022 по делу N А40-212368/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212368/2021
Истец: ООО "ЭДЕЛЬВЕЙС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ