г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А41-87532/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Немчиновой М.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2022 года по делу N А41-87532/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области к акционерному обществу "Красногорскэнергосбыт" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9по г.Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР N 9 по г.Москве и Московской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Акционерному обществу "Красногорскэнергосбыт" (далее - АО "Красногорскэнергосбыт", заинтересованное лицо) о взыскании штрафа за несвоевременное представление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 33 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренного частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2022 года по делу N А41-87532/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ - ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об учете) за отчетный период - 2020 год, по результатам которой составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.03.2021 г. N 060S18210022964.
По итогам проверки 19.04.2021 г. пенсионным фондом принято решение N 060S19210029398 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об учете в виде 33 000 рублей штрафа. Указанным решением заинтересованному лицу предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций.
Пенсионный фонд 12.05.2021 г. выставил в отношении заинтересованного лица требование N 060S01210034737 об уплате штрафа в сумме 33 000 рублей в срок до 01.06.2021 г.
Поскольку общество в установленный срок в добровольном порядке не уплатило финансовые санкции, заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из невозможности установить из представленных в материалы дела документов факт совершения правонарушения обществом, поскольку отчетность с доказательствами несвоевременного представления к Акту заявителем не приложена.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и трудовом стаже.
В силу абзаца 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ представляются страхователем в органы ПФР по месту их регистрации ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При подачи заявления о взыскании штрафа в Арбитражный суд Московской области, в обоснование заявленных требований ГУ-ГУ ПФР N 9 были приложены отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (согласно которому устанавливается количество работников), а также доказательство отправки заинтересованным лицом формы СЗВ-СТАЖ за 2020 год, что подтверждается информацией представленной в картотеке арбитражных дел.
Из представленных доказательств усматривается, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год представлены обществом 02.03.2021.
Таким образом, АО "Красногорскэнергосбыт" нарушило срок представления отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 на 1 день.
Доказательств невозможности представить в срок отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 (например - сбой в работе компьютерной программы) обществом в материалы дела не предоставлено.
Согласно расчету пенсионного фонда, сумма штрафа в соответствии с вышеуказанными нормами составляет 33 000 руб. (66 чел. x 500 руб.)
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 11.03.1998 N 8-П, санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Кроме того, штраф не является источником пополнения бюджета, и в первую очередь является мерой общественного порицания совершенного правонарушения и имеет воспитательную функцию.
Учитывая незначительный период просрочки (1 день), отсутствие негативных последствий от нарушения для бюджета ПФР застрахованных лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сумма штрафа не соответствует характеру правонарушения и не соответствует принципам справедливости и разумности, в связи с чем имеются основания для снижения штрафа до 1 000 руб.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2022 года по делу N А41-87532/21 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества "Красногорскэнергосбыт" в бюджет Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области штраф за несвоевременное представление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 1 000 руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87532/2021
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 9 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "Красногорскэнергосбыт"
Третье лицо: АО "КРАСНОГОРСКЭНЕРГОСБЫТ"