г. Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А41-74763/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Казимир Е.Ю., по доверенности от 26.11.2021, Баженов О.В., по доверенности от 03.03.2022;
от ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ": Рык П.В., директор, приказ от 14.02.2021;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 года по делу N А41-74763/21, по заявлению ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства о признании,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений:
- признать незаконными решения Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, выраженные в сообщениях от 29.06.2021 N 19070/28-08 и от 02.09.2021 N 26288/28-08,
- признать незаконным решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, выраженный в сообщении от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14,
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области утвердить проектную документацию лесного участка, полученную от ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" с заявлением от 30.07.2021 N 02-3007/702,
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" земельного (лесного) участка, образованного на основании проектной документации лесного участка в соответствии с заявлением ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" от 09.06.2021 N 02-0906/610.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 года по делу N А41-74763/21 заявленные требования удовлетворены в части. Суд решил: признать незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка, выраженное в письме от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка площадью 9,3018 га и утверждении проектной документации лесного участка. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19 и решения Арбитражного суда Московской области от 15.06.2021 по делу N А41-64717/20 сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:117609 площадью 28296 кв. м, категория земель - земли лесного фонда, ранее закрепленный за детским санаторием "Сосновка" Пролетарского района г. Москвы в поселке Малаховка Ухтомского района решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 11.04.1941 N 949, решениями Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 22.10.1959 N 1340/31, от 09.12.1969 N 1804/32 во временное пользование без исключения из гослесфонда.
Указанный лесной участок сформирован под принадлежащими ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" объектами недвижимого имущества из лесного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 площадью 1874833+/-24168 кв. м.
В целях организации специальных площадок для прогулок, проведения лечебно-оздоровительных и физкультурно-оздоровительных мероприятий ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлениями от 21.05.2021 N М503-9465266259-45591742, от 27.07.2021 N М503-9465266259-47765348, от 01.08.2021 N М503-9465266259-47910603 за утверждением проектной документации лесного участка, заявлением от 09.06.2021 N М503-4562876137-46194087 - за предварительным согласованием предоставления лесного участка площадью 9,3018 га в постоянное (бессрочное) пользование.
Письмами от 29.06.2021 N Исх-19070/28-08, от 02.09.2021 N Исх-26288/28-08 Комитет лесного хозяйства Московской области возвратил проектную документацию лесного участка, направил отказы от 25.05.2021,от 09.08.2021, письмом от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14 возвратил заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка в связи с несоответствием целей использования испрашиваемого участка видам деятельности, предусмотренным законом для использования лесов в лесопарковых зонах защитных лесов.
Полагая, что указанные решения не соответствуют требованиям закона, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области заявил о пропуске заявителем процессуального срока на обжалование ненормативных актов в порядке Главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что оспариваемыми решениями, выраженными в письмах от 29.06.2021 N Исх-19070/28-08, от 02.09.2021 N Исх-26288/28-08 Комитет лесного хозяйства Московской области возвратил проектную документацию лесного участка, направил отказы от 25.05.2021,от 09.08.2021, письмом от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14 возвратил заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка в связи с несоответствием целей использования испрашиваемого участка видам деятельности, предусмотренным законом для использования лесов в лесопарковых зонах защитных лесов.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области также пояснил, что отказы по существу заявлений от 21.05.2021 N М503-9465266259-45591742, от 27.07.2021 N М503-9465266259-47765348, от 01.08.2021 N М503-9465266259-47910603 направлены заявителю посредством электронного документооборота в личный кабинет в сети Интернет в рамках оказания государственной услуги.
Рассматриваемое заявление подано в Арбитражный суд Московской области 07.10.2021 путем заполнения формы в Интернет-сервисе Мой арбитр.
При этом, из представленных дел документов по заявлениям следует, что заявления от 21.05.2021 N М503-9465266259-45591742, от 27.07.2021 N М503-9465266259-47765348, от 01.08.2021 N М503-9465266259-47910603 поданы ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) путем заполнения формы заявлений, в которой в качестве способа получения результата государственной услуги указан адрес МФЦ. Согласие на получение результата государственной услуги посредством электронного документооборота в личный кабинет в сети Интернет ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" не выразило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что решения от 25.05.2021,от 09.08.2021 с соблюдением срока направлялись заявителю в доступном для получения порядке заинтересованным лицом в материалы дела также не представлено.
Копией конверта подтверждается получение ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" решения от 29.06.2021 N Исх-19070/28-08 только 09.07.2021.
При данных обстоятельствах, процессуальный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" не пропущен.
Материалами дела подтверждается, что заявлениями от 21.05.2021 N М503-9465266259-45591742, от 27.07.2021 N М503-9465266259-47765348, от 01.08.2021 N М503-9465266259-47910603 поданными через МФЦ, которые зарегистрированы в Комитете лесного хозяйства Московской области с присвоением входящих номеров N 28 ОТ-21297 от 10.06.2021, N 28 ОТ-27261 от 04.08.2021, N 28 ОТ-27145 от 03.08.2021 соответственно, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" просило утвердить проектную документацию лесного участка в порядке предоставления соответствующей государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка, утвержденным Постановлением Губернатора МО от 21.12.2020 N 579-ПГ.
Решениями от 25.05.2021,от 09.08.2021, направленными письмами от 29.06.2021 N Исх-19070/28-08, от 02.09.2021 N Исх-26288/28-08, Комитет лесного хозяйства Московской области отказал в утверждении проектной документации лесного участка.
При этом направленные в адрес экземпляры отказов не содержат оснований принятого решения.
В материалы рассматриваемого дела Комитет лесного хозяйства Московской области представил копии решений об отказе от 25.05.2021,от 09.08.2021, в соответствии с которыми проектная документация лесного участка не может быть утверждена ввиду отсутствия реквизитов договора аренды лесного участка. В данных решениях также разъяснен порядок предоставления лесного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование лесного участка в соответствии со статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка, утвержденного Постановлением Губернатора МО от 21.12.2020 N 579-ПГ, заявителями данной государственной услуги являются физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесного участка на основании права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования или договора аренды.
Форма запроса о предоставлении государственной услуги утверждена в приложении N 4 к Административному регламенту, содержит графу о реквизитах (дата и номер) договора аренды лесного участка (при наличии).
Следовательно, утверждение проектной документации лесного участка в порядке Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка, утвержденного Постановлением Губернатора МО от 21.12.2020 N 579-ПГ, производится Комитетом лесного хозяйства Московской области в отношении лесных участков, уже находящихся в пользовании заинтересованных лиц по договорам аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Действие данного Административного регламента на правоотношения по предоставлению лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование не распространяется.
Испрашиваемый лесной участок площадью 9,3018 га не сформирован в пользование ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" по договору аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставлен.
Таким образом, заявления ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" от 21.05.2021 N М503-9465266259-45591742, от 27.07.2021 N М503-9465266259-47765348, от 01.08.2021 N М503-9465266259-47910603 поданными через МФЦ, которые зарегистрированы в Комитете лесного хозяйства Московской области с присвоением входящих номеров N 28 ОТ-21297 от 10.06.2021, N 28 ОТ-27261 от 04.08.2021, N 28 ОТ-27145 от 03.08.2021 соответственно, поданные через МФЦ, которые зарегистрированы в Комитете лесного хозяйства Московской области с присвоением входящих номеров N 28 ОТ-21297 от 10.06.2021, N 28 ОТ-27261 от 04.08.2021, по содержанию не соответствуют требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка, утвержденного Постановлением Губернатора МО от 21.12.2020 N 579-ПГ, не соответствуют. На момент обращения с заявлениями и на момент рассмотрения настоящего спора ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" получателем государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка не является. В этой связи решения Комитета лесного хозяйства Московской области от 29.06.2021 N Исх-19070/28-08, от 02.09.2021 N Исх-26288/28-08 являются законными и не нарушают прав заявителя.
Порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка, который предстоит образовать, определен статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу части 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Частью 7 указанной статьи определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Материалами дела подтверждается, что заявление от 09.06.2021 N М503-4562876137-46194087 о предварительном согласовании предоставления лесного участка площадью 9,3018 га в постоянное (бессрочное) пользование принято МФЦ от ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" 09.06.2021, передано в Комитет лесного хозяйства Московской области по реестру от 10.06.2021 N 1.
Следовательно, при наличии оснований данное заявление должно было быть возвращено заявителю не позднее 24.06.2021.
Вместе с тем, заявление ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" от 09.06.2021 N М503-4562876137-46194087 рассмотрено по существу, но решение не принято, документы возвращены заявителю письмом от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14. Данное обстоятельство не соответствует требованиям части 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в качестве оснований для возврата заявления заинтересованным лицом указано на не соответствие целей использования лесного участка видам деятельности, предусмотренным для лесопарковых зон защитных лесов, и заявление возвращено заявителя с пропуском нормативно установленного срока, суд приходит к выводу, что письмо Комитета лесного хозяйства Московской области от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14 по существу является решением об отказе в предварительном согласовании предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления лесного участка, исходя из обстоятельств настоящего спора, прилагаются:
документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что к заявлению от 09.06.2021 N М503-4562876137-46194087 приложены все необходимые документы, в том числе проектная документация лесного участка.
В соответствии с частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В письме Комитета лесного хозяйства Московской области от 30.07.2021 N Исх-22853/28-14 оснований, перечисленные в части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, не указано. Судом данные основания также не установлены.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки.
Согласно пункту 3 Требований N 54 проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка.
Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения: наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок; категория земель, на которых расположен лесной участок; наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии); целевое назначение лесов; перечень лесных кварталов; перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов; площадь проектируемого лесного участка; количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке); виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке; проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка; обременения проектируемого лесного участка; ограничения использования лесов; наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке; наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 Требований N 54).
Схема расположения проектируемого лесного участка должна содержать сведения о местоположении и границах проектируемого лесного участка на территории лесничества (лесопарка).
Подготовка Схемы осуществляется с учетом данных государственного лесного реестра, картографических материалов лесоустройства и иных документов, на которых указываются местоположение и границы проектируемого лесного участка, границы лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, частей лесотаксационных выделов, ранее образованных лесных участков, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов (в зависимости от выбранного масштаба), используемый численный масштаб, а также геоданные и каталог координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости (пункт 6 Требований N 54).
Исследовав проектную документацию лесного участка, приложенную к заявлению от 09.06.2021 N М503-4562876137-46194087, суд установил, что проектная документация соответствует требованиям, утвержденным Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Выпиской из государственного лесного реестра подтверждается, что испрашиваемый лесной участок относится к защитным лесам, расположенным в лесопарковых зонах.
В силу пункта 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Исходя из содержания заявления, лесной участок площадью 9,3018 га испрашивается заявителем для осуществления рекреационной деятельности, выращивания посадочного материала лесных растений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В обоснование указанных целей ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" в заявление указало, что лесной участок будет использоваться для формирования парковой зоны для занятий лечебной физкультурой, оздоровительной ходьбой, бегом, велопрогулок, катания на лыжах, физкультурных мероприятий (соревнований) и других видов физической активности, оздоровления и отдыха пациентов санатория.
Следовательно, цели использования лесного участка не нарушают регламент использования лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
Довод апелляционной жалобы о недопустимости использования лесного участка для выращивания посадочного материала лесных растений, поскольку лесной участок полностью покрыт лесными насаждениями апелляционным судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно пункту 11 Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), утвержденных Приказом Минприроды России от 22.07.2020 N 469, для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) используют не покрытые лесом земли из состава земель лесного фонда.
Как следует из выписки из государственного лесного реестра, лесистость (отношение покрытой лесом площади к общей площади участка) исходного лесного участка в квартале 49 Виноградовского лесничества Малаховского участкового лесничества составляет 33,3%.
В проектной документации лесного участка границы испрашиваемого лесного участка расположены в выделе 30 квартала 49 Виноградовского лесничества Малаховского участкового лесничества.
В таксационном описании квартала 49 Виноградовского лесничества Малаховского участкового лесничества выдел 30 обозначен как дом отдыха площадью 2,4 га.
Доказательств, что испрашиваемый лесной участок площадью 9,3018 га полностью покрыт лесными насаждениями, в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены.
Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Таким образом, исходя их установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что Комитет лесного хозяйства Московской области не имел достаточных правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления лесного участка площадью 9,3018 га в постоянное (бессрочное) пользование ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ".
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 9 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
11.1) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
12) право заявителя или кадастрового инженера обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
В соответствии с частью 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обоснованно возложил на Комитет лесного хозяйства Московской области обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка площадью 9,3018 га и утверждении проектной документации лесного участка.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14.02.2022 по делу N А41-74763/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74763/2021
Истец: ГБУЗ "ДС СОСНОВКА ДЗМ"
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агенство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области