город Москва |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А41-74763/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ": Рык П.В. - и.о.главного врача (приказ N 400-к от 14.02.2014 г.), Шустикова К.В. (дов. N 2 от 24.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Мизиева М.М. (дов. N 28ДОВ-100 от 03.03.2022 г.);
от третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
рассмотрев 18 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2022 г.,
по делу N А41-74763/21
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Детский санаторий Сосновка Департамента здравоохранения города Москвы
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконными решений,
третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ: на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 г. по делу N А41-33844/19 и решения Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2021 г. по делу N А41-64717/20 сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:117609, площадью 28 296 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, ранее закрепленный за детским санаторием "Сосновка" Пролетарского района г. Москвы в поселке Малаховка Ухтомского района решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 11 апреля 1941 г. N 949, решениями Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 22 октября 1959 г. N 1340/31, от 09 декабря 1969 г. N 1804/32 во временное пользование без исключения из гослесфонда.
Указанный лесной участок сформирован под принадлежащими Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Детский санаторий Сосновка Департамента здравоохранения города Москвы (далее - ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ", учреждение, заявитель) объектами недвижимого имущества из лесного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 площадью 1874833+/-24168 кв.м.
В целях организации специальных площадок для прогулок, проведения лечебно-оздоровительных и физкультурно-оздоровительных мероприятий ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлениями от 21 мая 2021 г. N М503-9465266259-45591742, от 27 июля 2021 г. N М503-9465266259-47765348, от 01 августа 2021 г. N М503-9465266259-47910603 об утверждении проектной документации лесного участка и заявлением от 09 июня 2021 г. N М503-4562876137-46194087 о предварительном согласовании предоставления лесного участка площадью 9,3018 га в постоянное (бессрочное) пользование.
25 мая 2021 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Утверждение проектной документации лесного участка" с отсутствием указания причин отказа в предоставлении государственной услуги.
Письмом от 29 июня 2021 г. N Исх-19070/28-08 Комитет лесного хозяйства Московской области возвратил проектную документацию лесного участка, указав на то, что по результатам рассмотрения заявления от 21 мая 2021 г. N М503-9465266259-45591742 в личный кабинет учреждения направлен ответ.
Письмом от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14 Комитет лесного хозяйства Московской области возвратил заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка в связи с несоответствием целей использования испрашиваемого участка видам деятельности, предусмотренным законом для использования лесов в лесопарковых зонах защитных лесов.
09 августа 2021 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Утверждение проектной документации лесного участка", мотивированное несоответствием документов, указанных в подразделе 10 Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка, утвержденного постановлением Губернатора Московской области от 21 декабря 2020 г. N 579-ПГ (далее - Административный регламент), по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации (Гражданскому кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации).
Письмом от 02 сентября 2021 N Исх-26288/28-08 Комитет лесного хозяйства Московской области возвратил проектную документацию лесного участка, указав на то, что по результатам рассмотрения заявлений от 27 июля 2021 г. N М503-9465266259-47765348 и от 01 августа 2021 г. N М503-9465266259-47910603 в личный кабинет учреждения направлены ответы.
Считая свои права нарушенными, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями:
признать незаконными решения об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, выраженные в сообщениях от 29 июня 2021 г. N 19070/28-08 и от 02 сентября 2021 г. N 26288/28-08;
признать незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, выраженный в сообщении от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области утвердить проектную документацию лесного участка, полученную от ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" с заявлением от 30 июля 2021 г. N 02-3007/702;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" земельного (лесного) участка, образованного на основании проектной документации лесного участка в соответствии с заявлением ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" от 09 июня 2021 г. N 02-0906/610.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2022 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка, выраженное в письме от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14. Суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка площадью 9,3018 га и утверждении проектной документации лесного участка. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства с кассационной жалобой Комитета лесного хозяйства Московской области согласилось.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" против ее удовлетворения возражали.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 114 Лесного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом, Требованиями к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03 февраля 2017 г. N 54 (далее - Требования), пришли к выводу о наличии оснований для признания решения Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка, изложенное в письме от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14, незаконным, поскольку цели использования лесного участка не нарушают регламент использования лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
Судами установлено, что проектная документация лесного участка, приложенная учреждением к заявлению от 09 июня 2021 г. N М503-4562876137-46194087, соответствует Требованиям.
Согласно выписке из государственного лесного реестра испрашиваемый лесной участок относится к защитным лесам, расположенным в лесопарковых зонах.
В соответствии с заявлениями учреждения лесной участок, площадью 9,3018 га, испрашивается заявителем для осуществления рекреационной деятельности, выращивания посадочного материала лесных растений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В обоснование указанных целей ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" в заявлении указало, что лесной участок будет использоваться для формирования парковой зоны для занятий лечебной физкультурой, оздоровительной ходьбой, бегом, велопрогулок, катания на лыжах, физкультурных мероприятий (соревнований) и других видов физической активности, оздоровления и отдыха пациентов санатория.
Судами также указано на нарушение Комитетом лесного хозяйства Московской области порядка, установленного частью 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по возврату заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем направленное в адрес учреждения письмо от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14 расценено судом как решение об отказе в предварительном согласовании предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку в качестве оснований для возврата заявления заинтересованным лицом указано на несоответствие целей использования лесного участка видам деятельности, предусмотренным для лесопарковых зон защитных лесов.
Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
В части отказа в удовлетворении заявленных ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ"
требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2022 г. по делу N А41-74763/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 114 Лесного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом, Требованиями к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03 февраля 2017 г. N 54 (далее - Требования), пришли к выводу о наличии оснований для признания решения Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользования лесного участка, изложенное в письме от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14, незаконным, поскольку цели использования лесного участка не нарушают регламент использования лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
...
Судами также указано на нарушение Комитетом лесного хозяйства Московской области порядка, установленного частью 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по возврату заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем направленное в адрес учреждения письмо от 30 июля 2021 г. N Исх-22853/28-14 расценено судом как решение об отказе в предварительном согласовании предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку в качестве оснований для возврата заявления заинтересованным лицом указано на несоответствие целей использования лесного участка видам деятельности, предусмотренным для лесопарковых зон защитных лесов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2022 г. N Ф05-18942/22 по делу N А41-74763/2021