г. Ессентуки |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А63-7509/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от истца - Нефтекумского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ОГРН 1092600002330,г. Нефтекумск) - Самченко И.В. (по доверенности), ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кадиева Магомеда Багомедовича (ОГРН 312265116600591, с. Озек-Суат Нефтекумского района) - лично, в отсутствие ответчиков - управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (ОГРН 1172651028296, г. Нефтекумск), министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аммаевы Ибрагимы Мусакадиевичы (ОГРН 307264621100018, с. Озек-Суат Нефтекумского района), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кимбарова Магомеда (ОГРН 318265100110794, с. Озек-Суат Нефтекумского района), - ООО "КИЦ" (ОГРН 1072646001427, с. Ачикулак Нефтекумского района), третьих лиц: - прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края, г. Нефтекумск, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737, г. Ставрополь), ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН 1027700043502, г. Москва), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кадиева Магомеда Багомедовича и Нефтекумского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.12.2021 по делу N А63-7509/2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края по подсудности из Шпаковского районного суда Ставропольского края передано дело N 2-205/2021 по иску Нефтекумского РКО СКО ТКВ (далее - казачье общество) к УИЗО АНГО СК (далее - управление), минимуществу края (далее - министерство), главам КФХ Аммаеву И.М., Кадиеву М.Б., Кимбарову М. и ООО агрофирме "КИЦ" (с учетом привлечения соответчиков, частичного прекращения производства по делу и уточнения требований): 1) признать незаконными действия управления, выразившиеся в отказе предоставить в аренду земельные участки, находящиеся в государственной собственности; 2) признать незаконными действия управления по предоставлению в аренду земельных участков и обязать снять обременение в виде аренды на: - земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:8541 площадью 3 451 424 кв.м, предоставленный по договору аренды N 283 от 19.11.2019; - земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:8533 площадью 3 762 567 кв.м, предоставленный по договору аренды N 284 от 19.11.2019; - земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:8565 площадью 7 104 455 кв.м, предоставленный по договору аренды N 285 от 19.11.2019; - земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:8474 площадью 2 707 963 кв.м, предоставленный по договору аренды N 65 от 25.02.2020; 3) признать недействительными договоры аренды земельных участков, а именно: N 283 от 19.11.2019, N 284 от 19.11.2019, N 285 от 19.11.2019, N 65 от 25.02.2020; 4) обязать предоставить в аренду казачьему обществу земельные участки: - с кадастровым номером 26:22:000000:8474 площадью 2 707 963 кв.м, - с кадастровым номером 26:22:000000:8565 площадью 7 104 455 кв.м, - с кадастровым номером 26:22:000000:8533 площадью 3 762 567 кв.м, - с кадастровым номером 26:22:000000:8541 площадью 3 451 424 кв.м, - с кадастровым номером 26:22:00000:8530 площадью 2 849 212 кв.м, за вычетом части площади данного земельного участка, которая предоставлена ПАО "НК "Роснефть" по договору аренды части земельного участка N 190 от 20.08.2019.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.12.2021, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным (ничтожным) договор N 284 от 19.11.2019 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости 29.11.2019 за номером 26:22:000000:8533-26/017/2019-5. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт обжалован сторонами в апелляционном порядке.
Истец просит отменить решение суда в отказанной части требований и удовлетворить их, указывая на то, что суд не исследовал всех обстоятельств по делу, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Истец выразил несогласие с выводом суда относительного избрания ненадлежащего способа защиты. Заявитель относится к специальным субъектам, которым земля предоставляется без проведения торгов.
Апелляционная жалоба главы КФХ Кадиева М. Б. свидетельствует о несогласии с выводами суда в части удовлетворённых требований. Кадиев М. Б. считает, что при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533 соблюдены требования подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Казачье общество заявку на участие в аукционе не подавало, следовательно, оно не является лицом, заинтересованным в оспаривании результатов аукциона и договора.
Иные участники дела, отзывов на апелляционную жалобу и своих представителей в суд не направили.
В судебном заседании представитель казачьего общества и Кадиев М. Б. поддержали заявленные доводы и настаивают на удовлетворении апелляционных жалоб.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие иных участников дела, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28 марта 2019 года казачье общество обратилось к главе Нефтекумского городского округа заявление исх. N 114 о предоставлении в аренду без торгов сроком на 49 лет для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьего общества земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе, с кадастровыми номерами 26:22:000000:8474 площадью 2 707 963 кв.м, 26:22:000000:8565 площадью 7 104 455 кв.м, 26:22:000000:8533 площадью 3 762 567 кв.м, 26:22:000000:8541 площадью 3 456 106 кв.м, 26:22:000000:8530 площадью 2 849 212 кв.м.
Кроме того в настоящее дело представлены заявления иных лиц о предоставлении земельных участков в аренду: - заявление Шапиева М.Б. от 18.04.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8565; - заявление Джумаева Г.О. от 18.04.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8474; - заявление Кимбарова М. от 19.04.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8474; - заявление Кадиева М.Б. от 18.04.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8565; - заявление Гаджиева Р.М. от 22.04.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8474; - заявление Аммаева И.М. от 13.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8541; - заявление Шамратова Д.И. от 23.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8474.
Поступление заявления казачьего общества и вышеперечисленных лиц в администрацию Нефтекумского городского округа подтверждается входящими штампами на заявлениях.
Уведомлением от 25.12.2019 N 3079 управление сообщило казачьему обществу об отказе в предоставлении земельных участков в аренду без торгов, указав на проведение комиссией по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров их аренды (далее - комиссия) аукциона на право заключения договоров аренды в отношении вышеуказанных земельных участков.
При этом 10 сентября 2019 года администрацией Нефтекумского городского округа вынесено распоряжение N 566-р об организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе, с кадастровыми номерами 26:22:000000:8541, 26:22:000000:8533, 26:22:000000:8565, 26:22:000000:8530.
08 ноября 2019 года комиссией проведены торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков (протокол N 24 от 08.11.2019), в том числе: - с кадастровым номером 26:22:000000:8541 (лот N 3) - победителем аукциона признан Аммаев И.М.; - с кадастровым номером 26:22:000000:8533 (лот N 5) - аукцион признан несостоявшимся по причине участия единственного участника - Кадиева М.Б., с которым принято решение заключить договор аренды; - с кадастровым номером 26:22:000000:8565 (лот N 6) - аукцион признан несостоявшимся по причине участия единственного участника - Кадиева М.Б., с которым принято решение заключить договор аренды; - с кадастровым номером 26:22:000000:8530 (лот N 7) - аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на нем не присутствовал ни один из участников.
11 февраля 2020 года на основании распоряжения администрации Нефтекумского городского округа от 11.12.2019 N 799-р комиссией проведены торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8474 (лот N 10) - победителем признан Кимбаров М. (протокол N 08 от 11.02.2020).
На основании результатов вышеуказанных аукционов управлением заключены договоры аренды земельных участков: - договор аренды N 283 от 19.11.2019 с Аммаевым И.М. в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8541 площадью 3451424 кв.м с разрешенным использованием: сельскохозяйственное использование, сроком по 18.11.2068, зарегистрированный Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 06.12.2019 за номером 26:22:000000:8541-26/010/2019-5; - договор аренды N 284 от 19.11.2019 с Кадиевым М.Б. в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533 площадью 3762567 кв.м с разрешенным использованием: сельскохозяйственное производство, сроком по 18.11.2068, зарегистрированный в ЕГРН 29.11.2019 за номером 26:22:000000:8533-26/017/2019-5; - договор аренды N 285 от 19.11.2019 с Кадиевым М.Б. в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8565 площадью 7104455 кв.м с разрешенным использованием: сельскохозяйственное использование, сроком по 18.11.2068, зарегистрированный в ЕГРН 03.12.2019 за номером 26:22:000000:8565-26/003/2019-7; - договор аренды N 65 от 25.02.2020 с Кимбаровым М. в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8474 площадью 2707963 кв.м с разрешенным использованием: животноводство, сроком по 24.02.2069, зарегистрированный в ЕГРН 13.03.2020 за номером 26:22:000000:8474-26/001/2020-7.
Повторные торги в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8530 не проводились. При этом на основании постановления администрации Нефтекумского городского округа от 19.08.2019 N 1223 по договору аренды N 190 от 20.08.2019 часть указанного земельного участка площадью 34 035 кв.м предоставлена управлением в аренду ПАО "НК "Роснефть" для строительства и размещения объекта: "Обустройство разведочной скважины N 400 месторождения Озек-Суат" сроком по 30.04.2029. Данный договор в ЕГРН не зарегистрирован.
Ссылаясь на незаконность отказа в предоставлении земельных участков казачьему обществу и их неправомерное предоставление в аренду иным лицам, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Основанием для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких актов, решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Соответствующее заявление может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.12.2013 N 1908-О указал следующее. Согласно буквальному смыслу части 4 статьи 198 Кодекса для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов. Необходимо исходить из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Несоблюдение установленного срока для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными в силу соответствующих норм Кодекса не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 980-О).
Суд первой инстанции установил, что настоящее заявление подано казачьим обществом в Нефтекумский районный суд Ставропольского края 08.02.2021, то есть с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока казачьим обществом не заявлено, наличие уважительных причин не обоснованно.
Исходя из правового подхода, содержащегося в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10 и пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50, пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным распоряжения.
Таким образом, в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков и обязании предоставить земельные участки казачьему обществу отказано правомерно.
Доводов о несогласии с решением в указанной части апелляционные жалобы не содержат.
По делу также заявлены требования о снятии обременений в виде аренды в отношении земельных участков. Данные требования носят характер исковых неимущественных требований, связанных с оспариванием права аренды, аналогично такому способу защиты как признание обременения отсутствующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из смысла названной нормы Кодекса следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав, кроме того, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из приведенного разъяснения следует, что иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В данном случае обременения в виде аренды основаны на соответствующих договорах аренды, по которым земельные участки переданы арендаторам.
При таких обстоятельствах, требования о снятии обременений в виде аренды являются ненадлежащим способ судебной защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Действия по предоставлению земельных участков в аренду, указанные в пункте 2 заявления, фактически выразились в заключении договоров, оспариваемых в пункте 3 заявления. То есть указанные требования не носят самостоятельный характер, а подлежат рассмотрению в рамках разрешения требований о признании недействительными договоров.
Довод апеллянта (казачье общество) об ошибочности вывода суда первой инстанции об избрании ненадлежащего способа защиты права отклоняется судебной коллегией как противоречащий материалам дела.
Рассматривая требования об оспаривании договоров аренды, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территории Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", согласно части 3 статьи 21 которого договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (реестровый номер 429140011 от 20.06.2014).
Согласно пункту 4 Устава казачье общество создано (сформировано) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность на территории Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 29.04.2016 N 47-кз муниципальные образования, входящие в состав Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Нефтекумский городской округ Ставропольского края.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса казачьи общества не обладают исключительным правом на получение земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду без торгов.
Пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусматривает право и иных специальных субъектов на приобретение земельных участков в аренду без торгов.
Так, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Таким образом, действующим земельным законодательством установлен специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для казачьих обществ.
Вместе с тем законом прямо не урегулирована ситуация, когда с заявлениями о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обратилось несколько субъектов, имеющих в соответствии с Земельным кодексом право претендовать на предоставление земельных участков без торгов.
Применительно к схожим правоотношениям в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, выработана правовая позиция, согласно которой при наличии заявок нескольких специальных субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
Следует отметить, что ранее спорные земельные участки являлись предметом договора аренды N 3 от 22.03.2016 с главами КФХ Тагандурдыевым М.А. и Шапиевой П.А. (с учетом перенайма в отношении земельного участка с кадастровым номером 26622:000000:8565).
Однако решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.02.2019 по делу N А63-14531/2018, вступившим в законную силу 27.03.2019, по иску прокуратуры Ставропольского края указанный договор аренды признан недействительной сделкой, суд применил последствия ее недействительности, обязав возвратить земельные участки администрации Нефтекумского городского округа.
По указанному делу арбитражным судом были приняты обеспечительные меры в виде запрета главе КФХ Тагандурдыеву М.А., а также иным лицам совершать сделки и иные действия в отношении спорных земельных участков, и запрета Управлению Росреестра по Ставропольскому краю регистрации перехода прав на вышеуказанные земельные участки.
Обеспечительные меры отменены определением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2019 по делу N А63-14531/2018.
В период действия обеспечительных мер договоры аренды не могли быть заключены управлением с кем-либо. Поэтому при выяснении вопроса о наличии заявлений иных лиц подлежат учету все обращения, поступившие с 28.03.2019 (дата подачи заявления казачьим обществом) до 15.07.2019.
Как указано выше, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:000000:8565, 26:22:000000:8474 и 26:22:000000:8541 были поданы заявления от иных лиц.
С учетом положений подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса поступление заявлений физических лиц о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе как уже являющихся, так и еще не зарегистрированных на момент обращения в качестве глав КФХ, исключает возможность предоставления таких земельных участков казачьему обществу без торгов.
Судом установлено, что заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533 от других лиц не подавались. Доказательств наличия иных претендентов на указанный земельный участок до момента объявления аукциона, не представлено.
Организация аукциона началась в сентябре 2019 года, заявка Кадиева М.Б. на участие в аукционе подана 28.10.2019.
При этом земельный участок был возвращен Тагандурдыевым М.А. управлению 30.05.2019, о чем представлен акт возврата земельного участка.
Таким образом, на момент отмены обеспечительных мер (15.07.2019) и на момент принятия распоряжения от 10.09.2019 N 566-о об организации и проведении аукциона препятствий для предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533 казачьему обществу не имелось.
В силу подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в его предоставлении.
Поскольку наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка казачьему обществу не доказано, то оно вправе требовать признания недействительным договора аренды указанного земельного участка, заключенного по результатам аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В данном случае договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533 нарушает права казачьего общества - третьего лица по отношению к сторонам данной сделки, поэтому она является ничтожной.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 ГК РФ допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной.
Управлением представлены сведения и выписки из ЕГРН о том, что в аренде Затеречненского станичного казачьего общества, входящего в состав Нефтекумского районного казачьего общества, находятся земельные участки (пастбища) общей площадью 3 372,4 га, из которых 899,70 га переданы в субаренду, в подтверждение чего представлены договоры субаренды N 08 от 25.02.2011 и N 15 от 01.04.2012.
Вместе с тем, в состав Нефтекумского районного казачьего общества также входят первичные казачьи общества: Ачикулакское хуторское казачье общество и Нефтекумское городское казачье общество, у которых в аренде земельных участков не имеется, что пояснили и заявитель, и управление.
При этом все три первичные казачьи общества имеют статус самостоятельных юридических лиц.
Учитывая это, а также то, что Нефтекумское казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в 2014 году, а первые земельные участки приобрело в аренду в 2016 году (договоры N 01 и N 02 от 29.03.2016), сдача в субаренду в 2011 и 2012 гг. Затеречненским станичным обществом части своих земельных участков не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о злоупотреблении Нефтекумским районным казачьим обществом своими правами при обращении с заявлением в отношении спорных земельных участков, в частности, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8533 площадью 376,25 га.
Сам заявитель арендует земельные участки общей площадью 76,78 га.
В соответствии с именным списком и сведениями ГУ Минюста России по Ставропольскому краю от 24.08.2021 исх. N 26/03-7028 численность Нефтекумского районного казачьего общества составляет 304 человека.
По пояснениям заявителя у Нефтекумского районного казачьего общества собственного поголовья скота не имеется, но у его членов (казаков) имеются 150 голов мелкого рогатого скота, 15 голов крупного рогатого скота, 1 лошадь. При этом казачье общество указывает, что в случае предоставления спорных земельных участков имело право на подачу заявку в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края для участия в конкурсном отборе для предоставления гранта на приобретение поголовья скота.
Принимая во внимание изложенное, суд не усмотрел оснований для вывода о намерении казачьего общества использовать испрашиваемый земельный участок в целях, противоречащих пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подпункту 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Таким образом, суд правомерно признал договор аренды N 284 от 19.11.2019 недействительным.
Довод апеллянта (Кадиева М. Б.) об обратном отклоняется судебной коллегией как противоречащий материалам дела.
В отношении остальных спорных договоров в удовлетворении требований казачьего общества отказано правомерно по вышеуказанным мотивам.
Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Из обстоятельств дела следует, что спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, предоставление которых согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) по общему правилу осуществляют, в частности, органы местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Ставропольского края от 07.12.2020 N 138-кз перераспределены полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края.
Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В то же время, согласно статьи 6 названного Закона в случае если до дня вступления в силу настоящего Закона в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края поступило заявление о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, или о совершении в отношении такого земельного участка иных действий (принятии решений), предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, или совершение в отношении такого земельного участка иных действий (принятие решений), предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, в который поступило такое заявление.
Исходя из приведенных переходных положений, Закон Ставропольского края от 07.12.2020 N 138-кз "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" не предполагает переход к органам государственной власти Ставропольского края полномочий арендодателя по заключенным ранее договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, арендодателем по спорным договорам, в том числе, по договору N 284 от 19.11.2019 до настоящего времени является управление.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.12.2021 по делу N А63-7509/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7509/2021
Истец: НЕФТЕКУМСКОЕ РАЙОННОЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ТЕРСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
Ответчик: Аммаев Ибрагим Мусакадиевич, Кадиев Магомед Багомедович, Кимбаров Магомед, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ООО Агрофирма "Киц", УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ НЕФТЕКУМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ПАО "НК Роснефть", Прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края, Управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю