г. Москва |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А40-186066/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Левченко Н.И., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Гришкиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2022 по делу N А40-186066/21,
принятое по иску АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании принять имущество,
третьи лица: ФКУ "Войсковая часть 09436", ФАУ Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии", ФГКУ "Северно-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Мадян Д.Г., по доверенности от 18.03.2022, диплом КП N 35580 от 22.06.2012,
ответчика: Минчук Н.В., по доверенности от 20.09.2021, диплом 137718 0644636 от 09.07.2016,
ФАУ Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии": Хакимов Р.Р., по доверенности от 20.01.2022, диплом от 15.06.2022 ДВС 1087833,
УСТАНОВИЛ:
АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации принять объекты недвижимого имущества.
Решением арбитражного суда от 16.02.2022 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заявителя (ответчика по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, представил в материалы дела отзыв.
Представитель третьего лица выразил позицию по спору.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о производстве по апелляционной жалобе путем размещения определения суда в сети Интернет и направления почтовой корреспонденции.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ доказаны.
Так, судом установлено, что согласно распоряжению Правительства РФ от 29.06.2011 N 1074-р Минобороны России поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования ОАО "РЭУ" объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России на срок действия государственных контрактов.
Для осуществления поставки тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственным Минобороны России организаций между АО "РЭУ" и Министерством обороны Российской Федерации заключен государственный контракт от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций со сроком действия - до полного исполнения сторонами своих обязательств по государственному контракту и со сроком оказания услуг теплоснабжения по 30.06.2015.
Дополнительным соглашением от 23.06.2015 N 12 к Государственному контракту от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций установлено, что контракт действует до 28 февраля 2016, услуги теплоснабжения должны быть в срок с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 N 1510 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ"" передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество на срок действия государственного контракта. Руководителям организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации по месту нахождения имущества предписано заключить договоры безвозмездного пользования и передать ОАО "РЭУ" имущество по актам приема-передачи.
Между АО "РЭУ" и ФГКУ "12 ЦНИИ" Минобороны России заключен договор безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Минобороны России, закрепленными на праве оперативного управления за ФГУ "12 ЦНИИ" Минобороны России ограниченный сроком действия государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ.
Срок действия безвозмездного пользования (эксплуатации) объектов недвижимого имущества АО "РЭУ" ограничен сроком действия Государственного контракта на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Уведомлением от 29.10.2015 N 2270 АО "РЭУ" отказалось с 01.11.2015 от исполнения государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ.
В дальнейшем распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р единственным исполнителем работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений определено АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно п. 2 распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р Минобороны России поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на действия государственных контрактов АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, а также иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Минобороны России, указанных в распоряжении.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р Приказом Директора апартамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.10.2015 N 2251 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на срок действия заключенного с ним государственного контракта от 21.09.2015 N 5-ТХ.
На указанных объектах с 01.11.2015 АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" выполняет функцию единственного исполнителя по поставке, передаче тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.
Так как распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р АО "Главное давление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителя по поставке, передаче новой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему дарственных, казарменных, бюджетных и автономных учреждений, государственный тракт от 01.11.2012 N 3-ТХ прекращен, в связи с чем имело место прекращение работ, проводимых в рамках указанного государственного контракта, а также прекращение отношений по владению имуществом, переданным АО "РЭУ" в безвозмездное пользование.
Как указывает истец, имущество подлежало возврату Министерству обороны Российской Федерации.
Истец в целях возврата объектов недвижимого имущества в адрес ФКУ "Войсковая 09436" и в адрес ФАУ МО РФ ЦСКА направлены с сопроводительным письмом приема-передачи объектов недвижимого имущества в количестве 5 штук, что подтверждается приложенными квитанциями с описью вложения, однако на дату подачи иска в суд акты балансодержателем не подписаны, соответственно объект недвижимого имущества из безвозмездного пользования АО "РЭУ" приняты не были.
Рассматривая требование истца об установлении месячного срока на передачу имущества, суд исходил из того, что указанный срок является достаточным для исполнения судебного акта.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что спорные объекты на праве оперативного управления не передавались; собственником и надлежащим ответчиком является Министерство обороны Российской Федерации; спорные объекты в неудовлетворительном состоянии.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 171 от 18.01.2017 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-Эксплуатационной конторой N 21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г. Москвы" спорные объекты закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-Эксплуатационной конторой N 21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г. Москвы.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 путем изменения типа и переименования государственного учреждения Жилищно-Эксплуатационной конторой N 21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г. Москвы создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Иных решений в отношении спорных объектов ни Министерством обороны Российской Федерации, ни Департаментом имущественных отношений Минобороны России не принималось.
Таким образом, спорные объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и подлежат возврату именно ответчику.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Учитывая имеющиеся в материалах дела документы о том, что спорный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и доказательств, опровергающих данное обстоятельство в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено, а также, учитывая положения статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено право ссудодателя отказаться от приемки имущества при прекращении договора и возврате его ссудополучателем, что свидетельствует о встречной обязанности ссудодателя осуществить принятие соответствующего имущества.
В свою очередь, уклонение ссудодателя от принятия у ссудополучателя объектов недвижимости с оформлением акта приема-передачи, в том числе и в случае, если публичным собственником уже предприняты односторонние действия по закреплению такого имущества за третьими лицами, порождает ситуацию правовой неопределенности и влечет возникновение у ссудополучателя не основанных на законе и договоре рисков, связанных с содержанием таких объектов и потенциальной возможностью наступления ответственности за их повреждение или гибель.
При таких обстоятельствах, обращение истца с настоящими требованиями является единственным способом обеспечения исполнения обязанности по возврату имущества. Так как на истца возложена обязанность по содержанию имущества, он является лицом, заинтересованным в возврате имущества после прекращения действия договора. Уклонение собственника и балансодержателя от принятия имущества и его документального оформления нарушает права истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2022 по делу N А40-186066/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186066/2021
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГКУ "Северно-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ АРМИИ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 09436"
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18917/2022
28.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26479/2024
10.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18917/2022
06.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19240/2022
16.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-186066/2021