город Омск |
|
24 мая 2022 г. |
Дело N А46-11828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206, адрес: 650002, город Кемерово, улица Институтская, дом 3) об обязании казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (ОГРН 1135543004376, ИНН 5501247054, адрес: 644033, город Омск, улица Красный Путь, дом 109), Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области обеспечить надлежащую консервацию объекта в соответствии с градостроительным законодательством, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокуратуры Омской области, Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - до перерыва Кравец М.О. (по доверенности от 31.12.2020 N 8 сроком действия 31.12.2023); до и после перерыва Харашкевич Д.Н. (по доверенности от 31.12.2021 N 212/1 сроком действия 31.12.2022),
от казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" - до и после перерыва Логинчев С.А. (по доверенности от 18.11.2021, сроком действия 1 год),
от Министерства имущественных отношений Омской области - до перерыва Граф Л.В. (по доверенности от 07.04.2022 N ИСХ-22/МИО/02-01/4496 сроком действия 31.12.2022), после перерыва Махалов А.Г. (по доверенности от 10.02.2022 N 02-02-01/4 сроком действия 31.12.2022),
от Прокуратуры Омской области - до и после перерыва Бурлевич А. И., (приказ от 05.05.2022 N 473, удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление, Сибирское Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, КУ "Управление по строительству") обеспечить надлежащую консервацию объекта в соответствии с градостроительным законодательством.
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены его учредители -Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области) и Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (переименовано в соответствии с указом Губернатора Омской области от 30.12.2021 N 210 в Министерство строительства Омской области) (далее - Минстрой Омской области).
Определением Арбитражного суда Омской области от 02.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечена Прокуратура Омской области (далее - Прокуратура).
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.12.2021 также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ДИО Администрации г. Омска), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - ДАГ Администрации г. Омска).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.12.2021 по делу N А46-11828/2021 заявленные требования удовлетворены, суд обязал учреждение, его учредителей - Минимущество Омской области и Минстрой Омской области, обеспечить надлежащую консервацию объектов капитального строительства в соответствии с разработанной технической документацией на консервацию Омского метрополитена (шифр 1-МРТД-18; 2-МРТД-18 подготовленной ООО "ПИ-"МТ-Транспроект" по заказу КУ "Управление заказчика по строительству"), а именно: по объекту капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" выполнить консервацию Левобережного участка от станций "Заречная" до станции "Кристалл" (включая венткамеры 169) и перегонных тоннелей; по объекту капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская"" выполнить консервацию станции "Рабочая" и перегонного тоннеля от станции "Рабочая" до станции "Туполевская" (включая венткамеры), в том числе, в первоочередном порядке обеспечить принятие мер по ограничению беспрепятственного, несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вышеназванных объектов незавершенного капитального строительства.
Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение, Минимущество Омской области, Минстрой Омской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, 03.02.2022, 04.02.2022 жалобы приняты к производству и назначены к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 22.03.2022.
Протокольным определением от 22.03.2022 в судебном заседании по рассмотрению апелляционных жалоб объявлен перерыв до 29.03.2022.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно - принятие судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
В силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 01.04.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве соответчиков Минимущества Омской области, Минстрой Омской области, назначил дело к судебному разбирательству на 08.04.2022.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 рассмотрение заявления Сибирского Управления Ростехнадзора в судебном заседании отложено на 11.05.2022 в 11 час. 00 мин., лицам, участвующим в деле, предложено предоставить суду апелляционной инстанции доказательства направления представленных в судебном заседании документов в адрес Администрации города Омска, ДИО Администрации г. Омска, ДАГ Администрации г. Омска.
12.04.2022, 28.04.2022 в материалы дела от Управления и Прокуратуры поступили доказательства направления документов в адрес третьих лиц.
Определением Восьмого арбитражного суда от 06.05.2022 в составе суда по рассмотрению заявления Управления по делу N А46-11828/2021 произведена замена судьи Ивановой Н.Е. на судью Котлярова Н.Е.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 11.05.2022, объявлен перерыв до 17.05.2022 до 14 час. 00 мин.
Минстрой Омской области, Администрация г. Омска, ДАГ Администрации г. Омска, ДИО Администрации г. Омска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел заявление Управления в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 17.05.2022 представитель Управления поддержал доводы, изложенные в заявлении с учетом уточнений, просил заявление удовлетворить.
Представитель КУ "Управление по строительству" с доводами заявления не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель Минимущества Омской области с доводами заявления не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Представитель Прокуратуры поддержал позицию заявителя.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Сибирским Управлением Ростехнадзора при осуществлении полномочий строительного надзора неоднократно проводились проверки объектов незавершенного капитального строительства:
- "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо";
- "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская". Станция метрополитена "Рабочая" до станции "Туполевская".
Во исполнение распоряжения Правительства Омской области от 10.05.2018 N 43-рп "О консервации объектов капитального строительства" в 2018 году КУ "Управление по строительству" разработана техническая документация на консервацию Правобережной и Левобережной частей пускового участка Омского метрополитена. В связи с доведением в 2019 году до заказчика лимитов бюджетных ассигнований в полном объеме выполнены работы по консервации Правобережного участка объекта капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им, А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо", объект законсервирован на срок не менее 10 лет. В 2019 году выполнена также часть подготовительных работ на строительных площадках станции "Заречная" и венктамеры ПК 169 (демонтажные работы, утилизация строительного мусора и замена ограждения). Также выполнена консервация станции метрополитена "Туполевская".
Необходимые мероприятия по консервации Левобережного участка объекта капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" и "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Рабочая". Перегонные тоннели метрополитена от станции "Рабочая" до станции "Туполевская" в соответствие с установленными законодательством и нормативными требованиями не проводились. При этом поддержание объекта в безопасном и безаварийном состоянии не осуществляется.
Приказом КУ "Управление по строительству" от 25.10.2019 N 94-од на объектах введен режим чрезвычайной ситуации. Объекты отключены от источников электроснабжения, системы водоотведения отсутствуют, водоотлив не осуществляется, происходит неконтролируемое заполнение подземных сооружений грунтовыми водами.
Проверочными мероприятиями установлено, что общее состояние Левобережного участка характеризуется как аварийное, ситуация на перегоне "Кристалл" - венткамера ПК 169 - "Заречная" как чрезвычайная. В данной ситуации прогнозирование временного запаса устойчивости конструктивных элементов котлованов станций и перегонных тоннелей к обрушению не представляется возможным.
Так, не выполнены мероприятия по консервации объекта капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" (библиотека им. А.С. Пушкина) до станции "Автовокзал" (Соборная) с электродепо" (левобережный участок), а также "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Рабочая". Перегонные тоннели метрополитена от станции "Рабочая" до станции "Туполевская". Поддержание объекта в безопасном и безаварийном состоянии не осуществляется, что может привести к негативному воздействию на окружающую среду, возникновению угрозы для жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, жизни и здоровью животных и растений.
В период с 28.10.2016 по 22.11.2016 Сибирским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения градостроительного законодательства в отношении КУ "Управление по строительству" (далее также - заказчик) по объекту капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская". Перегонные тоннели метрополитена от станции "Рабочая" до станции "Туполевская", расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Кирова, ул. Богдана Хмельницкого.
Проверкой установлено, что с 2005 года строительно-монтажные работы приостановлены, при этом объект капитального строительства не законсервирован. По результатам проверки заказчик привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений N О-25-61-16 от 22.11.2016 со сроком исполнения до 30.04.2017.
Неисполнение положенного в основу поименованного предписания требования послужило основанием привлечения к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ ввиду неисполнения предписаний N О-25-17-32 от 30.06.2017, N О-25-17-59 от 05.12.2017, N О-25-18-29 от 29.06.2018, N О-25-18-07 от 01.02.2019, N О-25-19-42 от 20.09.2019, N О-25-43-20 от 28.09.2020 (вступившие в законную силу судебные акты по делам N А46-11668/2017, N А46-24168/2017, N А46-11797/2018, N А46-2428/2018, N А46-18502/2019, N А46-17607/2020).
Также Управлением в период с 18.08.2016 по 13.09.2016 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения градостроительного законодательства Российской Федерации в отношении КУ "Управление по строительству" по объекту капитального строительства: "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо", расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Фрунзе, ул. Конева, пр. Комарова.
В результате проведения проверки установлено, что с 29.12.2015 строительно-монтажные работы приостановлены. Объект капитального строительства не законсервирован. По результатам проверки заказчик привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений N О-30-16-50 от 13.09.2016 со сроком исполнения до 01.03.2017.
Неисполнение положенного в основу предписания требования послужило основанием привлечения к административной ответственности в соответствии с правилами части 6 статьи 19.5 КоАП РФ (предписания N О-25-17-11 от 25.04.2017, N О-25-17-46 от 14.09.2017, N О-25-18-19 от 06.04.2018, N О-25-25-19 от 19.06.2019, N О-25-05-20 от 13.02.2020, N О-25-43-20 от 28.09.2020; вступившие в законную силу судебные акты по делам N А46-6757/2017, N А46-17228/2017, N А46-6485/2018, N А46-11062/2019, N А46-3063/2020, N А46-17608/2020).
Неоднократное неисполнение Учреждением выданных контролирующим органом предписаний об устранении нарушений требований градостроительного законодательства, выразившихся в непроведении мероприятий по консервации названных объектов строительства в соответствии с разработанной проектной документацией на таковую, а также угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде, послужили основанием для обращения Управления Ростехнадзора 02.07.2021 в арбитражный суд с требованиями об обязании Учреждения, Минимущества Омской области и Минстроя Омской области провести консервацию строительства Омского метрополитена надлежащим образом и в соответствии с действующими требованиями.
Суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса; при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи 54, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства.
Как следует из пункта 8 статьи 54 ГрК РФ федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре" утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре (далее - Положение N 1087), в соответствии с которым федеральный государственный строительный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (пункт 2 Положения N 1087).
Объектами федерального государственного строительного надзора являются в том числе деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемое лицо), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частью 1 статьи 54 ГрК РФ (подпункт "а" пункта 4 Положения N 1087).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Постановление N 401), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является органом федерального государственного строительного надзора.
Согласно пункту 1 Положения о Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 22.01.2018 N 28 (далее - Положение о Сибирском Управлении Ростехнадзора), Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай.
Пунктом 4.5 Положения о Сибирском Управлении Ростехнадзора установлено, что территориальный орган осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, осуществление федерального государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Ростехнадзора, за исключением объектов использования атомной энергии, в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Таким образом, Сибирское Управление Ростехнадзора осуществляет полномочия в сфере государственного строительного надзора в соответствии с Постановлением N 401, пунктом 2 Положения N 1087, Положением о Сибирском Управлении Ростехнадзора.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, выражающееся в том, что лицо должно реально выполнить действия, которое оно обязано совершить в силу обязательства, возникшего из оснований, предусмотренных законом.
Из части 1 статьи 53 АПК РФ следует, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно пункту 3 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 143 от 09.12.2010, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций. Также указано, что за органом, осуществляющим строительный надзор, должно быть признано право на предъявление в публичных интересах в суд исков.
Следовательно, Управление является органом федерального государственного строительного надзора, а значит, лицом, уполномоченным на понуждение ответчика к обеспечению надлежащей консервации объекта капитального строительства, в том числе в судебном порядке.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 52 ГрК РФ).
В части 4 статьи 52 ГрК РФ предусматривается, что при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Статьей 35 Федерального закона N 384-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В силу буквального содержания части 4 статьи 52 ГрК РФ, если строительство не осуществляется более шести месяцев, то консервация объекта является обязательной в любом случае и обязанность по обеспечению консервации объекта капитального строительства возложена действующим законодательством на застройщика или технического заказчика.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу части 9 статьи 52 ГрК РФ порядок консервации объекта капитального строительства устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее - Правила N 802), установлен порядок консервации объекта капитального строительства.
В силу пункта 2 Правил N 802 решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил N 802, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил).
Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик) (пункт 4 Правил N 802).
В силу пункта 5 Правил N 802 в решении о консервации объекта должны быть определены: а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил N 802; б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта, и утвержденного застройщиком (заказчиком).
В силу пункта 9 Правил N 802 в состав работ по консервации объекта входят, в том числе, выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий; приведение технологического оборудования в безопасное состояние; отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта); принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Согласно пункту 10 Правил N 802 застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
Как следует из представленного в материалы дела разрешения на строительство и не оспаривается Учреждения, застройщиком в отношении спорного объекта является КУ "Управление по строительству".
В силу чего с учетом приведённых норм права на данном лице лежит обязанность по обеспечению консервации объекта капитального строительства.
На праве собственности Омской области принадлежит объект незавершенного строительства - первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный путь" (Библиотека имени А.С. Пушкина) до станции "Автовокзал" (Соборная) с электродепо. 1-й этап станции "Библиотека им. А.С. Пушкина". Лестничные входы и пешеходные переходы вестибюля N 2, назначение: подземный переход, в составе: лестничные входы и пешеходные переходы вестибюля 2, площадь: 2013,9 кв.м; водоотливная канализация, протяженность: 11,9 м.п.; водопровод, протяженность: 47 м.п.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области.
Указанный объект незавершенного строительства закреплен за КУ "Управление по строительству" на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом является вещным правом наряду с правом собственности. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. С учетом специфической правосубъектности и сообразно целям создания учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Это означает, что все затраты, связанные с содержанием недвижимого и движимого имущества возлагаются на лиц, которым принадлежит право владения данным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу чего, судом признается обоснованным предъявление настоящих требований также и к Минимуществу Омской области.
Доводы Минимущества Омской области относительно того, что в собственность Омской области все объекты незавершенного строительства не оформлены, числятся на балансе Учреждения как затраты, не влияют на указанные выводы, поскольку принадлежность этих объектов иным лицам не установлена.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с Уставом КУ "Управление по строительству", утвержденным распоряжением Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области от 31.01.2013 N 15-р, учредителем Учреждения выступила и является Омская область, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют Минстрой Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Минимущества Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.
Пунктом 1.3 устава Учреждение поименовано некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение, государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Минстроя Омской области в сфере строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества - Омская область, в лице отраслевого органа (пункт 1.8 Устава).
Отраслевым органом Учреждения является Минстрой Омской области.
При этом государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 262-п, предусмотрены:
- мероприятия "Консервация объекта капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный путь" (библиотека им. А.С. Пушкина) до станции "Автовокзал" (Соборная) с электродепо", включающие разработку технической документации на консервацию и выполнение работ по консервации объекта до возобновления строительства;
- мероприятия "Консервация объекта капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Рабочая" до станции "Маршала Жукова", включающие разработку технической документации на консервацию и выполнение работ по консервации объекта до возобновления строительства.
Исполнителем данных мероприятий определен Минстрой Омской области.
Кроме того, распоряжением Правительства Омской области от 10.05.2018 N 43-рп "О консервации объектов капитального строительства" (далее - Распоряжение N 43-рп) в соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ, на основании Правил N 802 Минстрою Омской области, КУ "Управление по строительству" предписано обеспечить проведение работ по консервации объектов капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный путь" (библиотека им. А.С. Пушкина) до станции "Автовокзал" (Соборная) с электродепо" (объект N 1), "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Рабочая" до станции "Маршала Жукова" (объект N 2) (пункт 1).
Указом Губернатора Омской области от 30.12.2021 N 210 "О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области" (далее - Указ) в целях совершенствования структуры и деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области реорганизовано путем выделения из Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (пункт 1); Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области переименовано в Министерство строительства Омской области (пункт 3).
Пунктом 4 Указа утверждено Положение о Министерстве строительства Омской области (далее - Положение) согласно приложению N 1 к настоящему Указу.
Пункт 11 Положения устанавливает, что Минстрой Омской области, в том числе, организует и проводит мероприятия по выявлению объектов незавершенного строительства, относящихся к сфере деятельности Минстроя Омской области, финансирование которых производилось за счет средств областного бюджета, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, обеспечивает выполнение работ по консервации, ликвидации таких объектов.
Следовательно, Минстрой Омской области также является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Как усматривается из материалов дела, невыполнение мероприятий, предусмотренных проектом консервации объектов Омского метрополитена, нарушает положения закона, права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих на территории города Омска, может причинить им значительный ущерб, а также повлечь возникновение экологического вреда.
С учетом установленных по делу обстоятельств, характера спорных отношений, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя по возложению обязанности по обеспечению надлежащей консервации объекта в соответствии с градостроительным законодательством на КУ "Управление по строительству", Минстрой Омской области и Минимущества Омской области.
В соответствии с правилами пункта 2 статьи 269 АПК РФ и пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2021 по делу N А46-11828/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2021 по делу N А46-11828/2021 отменить. По результатам рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, принять новый судебный акт.
Заявление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить.
Обязать казенное учреждение Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений", Министерство строительства Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области обеспечить надлежащую консервацию объектов капитального строительства в соответствии с разработанной технической документацией на консервацию Омского метрополитена (шифр 1-МРТД-18; 2-МРТД-18 подготовленной ООО "ПИ "МТ-Транспроект" по заказу КУ "Управление заказчика по строительству"), а именно:
- по объекту капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" выполнить консервациию Левобережного участка от станций "Заречная" до станции "Кристалл" (в том числе Венткамеры 169) и перегонных тоннелей;
- по объекту капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская"" выполнить консервацию станции "Рабочая" и перегонного тоннеля от станции "Рабочая" до станции "Туполевская" (в том числе Венткамеры), в том числе, в первоочередном порядке обеспечить принятие мер по ограничению беспрепятственного, несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вышеназванных объектов незавершенного капитального строительства.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11828/2021
Истец: СИБИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"
Третье лицо: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска., Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Прокуратура Омской области
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
19.11.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10305/2024
27.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
16.08.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6252/2024
05.07.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4839/2024
21.05.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4330/2024
13.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
26.01.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
18.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10881/2023
19.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9051/2023
05.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9051/2023
05.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8147/2023
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
14.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4336/2023
14.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4604/2023
14.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4605/2023
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4464/2022
24.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-772/2022
27.12.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11828/2021