город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2022 г. |
дело N А32-29302/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Крохмаль Д.А. по доверенности от 27.12.2021,
от ответчика: Типикин Д.А. по доверенности от 09.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 по делу N А32-29302/2020
по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края
к акционерному обществу производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск",
при участии третьего лица: Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу,
о расторжении договоров аренды лесных участков,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (далее - ответчик, общество), в котором просило:
- взыскать в пользу министерства неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 N 1-ИНВ в размере 13918,51 руб.;
- расторгнуть договор аренды лесного участка от 17.09.2009 N 3-ИНВ;
- обязать в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу вернуть министерству по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 17.09.2009 N 3-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;
- в случае неисполнения решения суда по возврату лесного участка в установленный срок, взыскать в пользу министерства 100000 руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
В деле N А32-29305/2020 министерство обратилось к обществу со следующими исковыми требованиями:
- взыскать в пользу министерства неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 N 1-ИНВ в размере 23004,23 руб.;
- расторгнуть договор аренды лесного участка от 29.07.2009 N 1-ИНВ;
- обязать общество в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу вернуть министерству по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 29.07.2009 N 1-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;
- в случае неисполнения решения суда по возврату лесного участка в установленный срок, взыскать с АО ПДК "Апшеронск" в пользу министерства 100000 руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
В деле N А32-33446/2020 министерство обратилось к обществу со следующими требованиями:
- расторгнуть заключенные между министерством и обществом договоры аренды лесных участков от 09.09.2014 N 7-ИНВ, N 8-ИНВ;
- обязать в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу вернуть министерству по акту приема-передачи лесные участки по договорам аренды лесных участков от 09.09.2014 N 7-ИНВ, N 8-ИНВ;
- в случае неисполнения решения суда по возврату лесного участка в установленный срок, взыскать в пользу министерства 100000 руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
Определением от 29.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, по ходатайству министерства привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу.
Определением от 22.11.2021 дела N А32-29302/2020, N А32-29305/2020, NА32-33446/2020 объединены в одно производство, делу присвоен номер NА32-29302/2020.
Решением суда от 08.04.2022 в удовлетворении иска отказано.
Министерство обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, удовлетворить требования в полном объёме.
В обоснование жалобы истец приводит доводы о том, что спорные договоры заключены в рамках инвестиционного проекта, выход на проектную мощность по производству не обеспечен по состоянию на 2017 и 2018 годы, тем самым нарушены условия спорных договоров, следовательно, имеются все основания для расторжения сделок в силу пункта 6.3.1 договоров, статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. 01.12.2021 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ от N 1817 "О завершении инвестиционного проекта в области освоения лесов".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, договоры аренды лесных участков от 17.09.2009 N 3-ИНВ, от 29.07.2009 N 1-ИНВ, от 09.09.2014 N 7-ИНВ, от 09.09.2014 N 8-ИНВ заключены на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 N 1209 "Об утверждении заявки закрытого акционерного общества ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края", представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Целью инвестиционного проекта является организация лесозаготовок и комплексной переработки древесного сырья, направленной на производство плит МДФ, изделий из плит МДФ, сухих строганных пиломатериалов твердолиственных пород, а также переработка древесных отходов на основе развития лесозаготовительных и деревообрабатывающих мощностей. Одной из задач инвестиционного проекта является организация производства глубокой химико-механической и механической переработки древесины с высокой добавленной стоимостью, пользующейся устойчивым спросом на внутреннем и внешних рынках (плиты МДФ шлифованной, плиты МДФ ламинированной, ламината и сухих пиломатериалов твердолиственных пород в объеме соответственно 74,580 тыс. куб. м, 148,728 тыс. куб. м, 70,083 тыс. куб. м и 75,0 тыс. куб. м). Общество должно было выйти на проектную мощность по производству продукции в 2015 году (раздел 3 инвестиционного проекта), после чего ежегодно реализовывать товарную продукцию в названных объемах (раздел 6).
По итогам проверочных мероприятий министерству предписано обеспечить направление претензий обществу по факту невыполнения в полном объеме мероприятий по воспроизводству лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, подготовленным в рамках договора аренды лесного участка от 17.09.2009 N 3-ИНВ (приложение N 6 к договору аренды). Проектом освоения лесов предусмотрено ежегодное лесовосстановление на площади 143,82 га, однако за 2017 год мероприятия проведена на площади 103,4 га, в 2018 году на площади 118,14 га, что составляет 72 процента и 82 процента соответственно от запроектированного объема. Обществом не выполнены также плановые показатели по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, по уходу за молодняками (осветление, прочистка). Плановые показатели по дополнению лесных культур выполнены обществом частично (на 68 процентов в 2017 году и на 80 процентов в 2018 году). Поскольку обществом не выполнены условия пунктов 3.4.6 и 3.4.7 договора аренды от 17.09.2009 N 3-ИНВ, министерством начислена установленная данным договором неустойка в размере 13 918,51 рублей. Срок действующего проекта освоения лесов истек 31.12.2018 в связи с окончанием срока действия лесохозяйственного регламента Апшеронского лесничества. Министерство приказом от 01.12.2018 N 181 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств" утверждены новые лесохозяйственные регламенты, опубликованные в установленном порядке. Арендатор обязан разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект общества исключен из числа приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка от 29.06.2009 N 1-ИНВ. Проектом освоения лесов по данному лесному участку предусмотрено ежегодное лесовосстановление на указанном лесном участке на площади 220,2 га, однако фактически за 2017 год проведены мероприятия на площади 133,85 га, в 2018 году на площади133,77 га, что составляет 61% от запроектированного объема. Обществом не полностью выполнены плановые показатели по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, по уходу за молодняком, плановые показатели по дополнению лесных культур частично выполнены на 21% в 2017 году и на 27% в 2018 году, уход за лесными культурами частично выполнен по договору аренды на 36% по каждому проверяемому году, уход за молодняками выполнен частично по договору аренды на 68% в 2017 году и на 12% в 2018 году. Поскольку обществом не выполнены условия пунктов 3.4.6, 3.4.7 договора аренды, министерством начислена неустойка в размере 23 004,23 рубля. По условиям договора аренды арендодатель вправе потребовать от арендатора неустойку в размере 0,01% от ежегодного размера арендной платы. Срок действующего проекта освоения лесов истек 31.12.2018. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект общества исключен из числа приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
При исполнении договора аренды лесного участка от 09.09.2014 N 7-ИНВ и при исполнении договора аренды лесного участка от 09.09.2014 N 8-ИНВ обществом не обеспечен выход на проектную мощность по производству продукции, что свидетельствует о нарушении сроков реализации инвестиционного проекта. В 2017 - 2018 годах предпринимались меры по досудебному урегулированию спора, направлялись претензионные письма о допущенном более чем на 1 год отставаниях по этапам реализации инвестиционного проекта. Решением арбитражного суда от 26.09.2019 по делу N А32-18784/2019, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, отказано в иске министерства о расторжении указанных двух договоров аренды, поскольку договоры заключены в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта, а министерство вправе обратиться с иском о расторжении договоров только после принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных. Приказом Министерства и промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных.
Так как Минпромторгом России указанный приказ принят после решения арбитражного суда от 26.09.2019 по делу N А32-18784/2019, то у министерства появились основания для предъявления самостоятельного иска.
Полагая, что данный инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных приказом Министерства и промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" министерство обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь вступившими в силу судебными актами между теми же лицами, в которых установлено, что ответчиком приняты все возможные меры по реализации приоритетного инвестиционного проекта и в настоящее время действия ответчика направлены на признание инвестиционного проекта оконченным, а также, установив, что в настоящее время реализуемый ответчиком инвестиционный проект в области освоения лесов завершен, пришел к выводу о том, что оснований для расторжения договоров аренды лесных участков не имеется и отказал в иске.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно положениям статьи 619 Гражданского кодекса по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В пункте 23 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, которым необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, определены процедура подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов, порядок контроля за ходом реализации инвестиционного проекта, основания для исключения приоритетного инвестиционного проекта из перечня и связанного с этим расторжения договора аренды лесного участка, а также процедура исключения проекта из перечня. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом и уполномоченным органом договора аренды лесного участка, включенного в перечень, без проведения аукциона в соответствии с лесным законодательством (пункт 15). Одним из оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка, помимо прочего, являются нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и невыполнение им обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (подпункт "д" пункта 11). Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган, а объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (пункт 18). При невыполнении предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое может принять решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направить его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка. Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (подпункт "д" пункта 11, пункт 19). Аналогичные правила предусмотрены Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2021 по делу N А40-129990/2020 по заявлению АО ПДК "Апшеронск" к Минпромторгу России, признан недействительным приказ Минпромторга России от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", в соответствии с которым инвестиционный проект "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск" был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Минпромторга России от 12.03.2009 N 128.
Указанное решение Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2021 по делу N А40-129990/2020 сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Таким образом, такое основание для расторжения договоров аренды лесных участков, заявленное министерством в исковых требованиях по настоящему делу, как исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных приказом Министерства и промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", - отпало, в связи с признанием решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2021 по делу NА40-129990/2020 недействительным приказа Минпромторга России от 07.07.2020 N 2147 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позиции., сформулированную в судебных актах по делу N А32-18784/2019, в рамках которого в иске министерства о расторжении договоров аренды лесных участков от 09.09.2014 N7-ИНВ, от 09.09.2014 N8-ИНВ отказано, поскольку, как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2020 по указанному делу NА32-18784/2019, договоры аренды-1,-2 заключались специально для целей реализации инвестиционного проекта со статусом приоритетный. Расторжение договоров допускалось в связи с нарушением обязательств по реализации инвестиционного проекта (нарушением графика его реализации). Такое расторжение возможно только после исключения инвестиционного проекта из перечня. В обратном случае могла быть создана правовая и фактическая неопределенность. С учетом специфики регулируемых правоотношений расторжение договоров аренды лесных участков по приведенным министерством основаниям недопустимо, несмотря на допущенные обществом нарушения срока реализации инвестиционного проекта более чем на один год. Инвестиционный проект не исключен из перечня приоритетных инвестиционный проектов. Обществом приняты меры по реализации приоритетного инвестиционного проекта и осуществляется признание инвестиционного проекта оконченным. Министерством несвоевременно и не в полной мере исполнены обязанности по обеспечению инвестиционного проекта лесными ресурсами".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2021 по делу N А32-29572/2020 признан недействительным приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 18.06.2020 N 894 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А32-34679/2019 признан незаконными отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края в согласовании инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск", отраженный в письме N 202-06.3-10-12409/19 от 25.04.2019, а также бездействие по передаче данного согласованного отчета в Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) обязано согласовать отчет АО ПДК "Апшеронск" о завершении инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" путем принятия решение о завершении инвестиционного проекта, направить его в течение 14 рабочих дней в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Как указано в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по упомянутому делу N А32-18784/2019, поскольку соответствующие лесные участки предоставляются арендатору и договоры их аренды заключаются специально для целей реализации приоритетного инвестиционного проекта (на основании включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и в соответствии с решением об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта), расторжение договоров аренды этих лесных участков по основаниям, связанным с нарушением обязательств по реализации инвестиционного проекта (в частности, с нарушением графика реализации проекта), может иметь место только после исключения инвестиционного проекта из перечня. При этом, иной подход - расторжение договоров аренды без исключения инвестиционного проекта из перечня - создает правовую и фактическую неопределенность в вопросе реализации инвестиционного проекта, для которого предоставлялись лесные участки"; "только после принятия решения об исключении из перечня приоритетных инвестиционных проектов инвестиционного проекта АО ПДК "Апшеронск" Министерство природных ресурсов Краснодарского края, как арендодатель лесных участков по договорам, вправе обратиться с требованием о досрочном расторжении договоров в судебном порядке".
Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, определены процедура подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов, порядок контроля за ходом реализации инвестиционного проекта, основания для исключения приоритетного инвестиционного проекта из перечня и связанного с этим расторжения договора аренды лесного участка, а также процедура исключения проекта из перечня. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом и уполномоченным органом договора аренды лесного участка, включенного в перечень, без проведения аукциона в соответствии с лесным законодательством (пункт 15). Одним из оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка, помимо прочего, являются нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и невыполнение им обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (подпункт "д" пункта 11). Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган, а объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (пункт 18). Невыполнение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе реализации инвестиционного проекта, заинтересованный орган принимает решение о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое может принять решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направить его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка. Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (подпункт "д" пункта 11, пункт 19). Аналогичные правила предусмотрены Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-32457/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020, отказано в иске министерства к акционерному обществу "Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" о расторжении договоров аренды лесного участка от 29.07.2009 N 1-ИНВ, 17.09.2009 N 2-ИНВ, 17.09.2009 N 3-ИНВ, 28.04.2010 N 5-ИНВ, 01.10.2010 N 6-ИНВ.
Суды пришли к выводу о том, что спорные договоры заключены сторонами в связи с реализацией инвестиционного проекта в области освоения лесов, включенного в установленном порядке в перечень приоритетных. В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, одним из оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка, помимо прочего, являются нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и невыполнение им обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. В случае невыполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе реализации инвестиционного проекта, заинтересованный орган принимает решение о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое может принять решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направить его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка. Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (подпункт "д" пункта 11, пункт 19). Аналогичные правила предусмотрены Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190. Несмотря на допущенные обществом нарушения срока реализации инвестиционного проекта, основания для расторжения спорных договоров по приведенным министерством мотивам отсутствуют, поскольку инвестиционный проект, для реализации которого заключены указанные договоры, не исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Оставляя данные судебные акты без изменения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.02.2021 по делу N А32-32457/2019, указал, что договоры аренды от 29.07.2009 N 1-ИНВ, 17.09.2009 N -ИНВ, 17.09.2009 N 3-ИНВ, 28.04.2010 N 5-ИНВ, 01.10.2010 N 6-ИНВ заключены для целей реализации инвестиционного проекта со статусом "приоритетный".
Расторжение договоров допускалось в связи с нарушением обязательств по реализации инвестиционного проекта (нарушением графика его реализации). Такое расторжение возможно только после исключения инвестиционного проекта из перечня, в обратном случае могла быть создана правовая и фактическая неопределенность. Обществом предприняты меры по реализации приоритетного инвестиционного проекта и осуществляется признание инвестиционного проекта оконченным. Министерство несвоевременно, не в полной мере исполнило обязанности по обеспечению инвестиционного проекта лесными ресурсами. Следует также отметить, что расторжение договоров аренды является излишней мерой воздействия на общество, учитывая также, что ущерб министерству или представляемому им публично-правовому образованию не причинен.
Как установлено постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А32-34679/2019, основной целью и задачей инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" является строительство завода МДФ. Данный завод построен, введен в эксплуатацию, в отношении него предоставлены все необходимые документы в соответствии с установленными требованиями".
В постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2020 по делу N А32-18784/2019 и от 26.02.2021 по делу N А32-32457/2019 установлено, что министерством несвоевременно и не в полной мере исполнены обязанности по обеспечению инвестиционного проекта лесными ресурсами.
В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 по делу N А32-18784/2019 указано, что ответчиком приняты все возможные меры по реализации приоритетного инвестиционного проекта и в настоящее время действия ответчика направлены на признание инвестиционного проекта оконченным.
В материалы настоящего дела представлен приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 01.12.2021 N 1817 о завершении реализуемого АО ПДК "Апшеронск" инвестиционного проекта в области освоения лесов "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск".
Поскольку вменяемые министерством обществу нарушения договоров аренды лесных участков имели место в период реализации обществом приоритетного инвестиционного проекта, а в настоящее время реализуемый ответчиком инвестиционный проект в области освоения лесов завершен, - оснований для расторжения договоров аренды лесных участков не имеется.
Оценка исполнения ответчиком обязательств арендатора лесных участков, регламентированных спорными договорами аренды, должна осуществляться в рамках реализации им приоритетного инвестиционного проекта.
Поскольку постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А32-34679/2019 установлена реализация обществом инвестиционного проекта в рамках договоров аренды лесных участков, в связи с чем, на министерство возложена обязанность согласовать отчет АО ПДК "Апшеронск" о завершении инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" путем принятия решение о завершении инвестиционного проекта, - основания для расторжения договоров аренды лесных участков и для взыскании договорной неустойки за нарушение отдельных условий договоров - отсутствуют.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 по делу N А32-29302/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29302/2020
Истец: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчик: АО ПДК "Апшеронск", АО Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск"
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9800/2022
01.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10002/2023
17.05.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29302/20
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9800/2022
22.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9368/2022
08.04.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29302/20