г. Москва |
|
20 июля 2022 г. |
Дело N А40-233338/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.В. Валюшкиной, Н.И. Панкратовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Сологуб, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2022 года
по делу N А40-233338/20, принятое судьей Е.В. Коноваловой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1)
Правительства Москвы
(ОГРН: 1027739813507, 125032, г Москва, улица Тверская, 13)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Серпуховской двор - II"
(ОГРН: 1147746085310, 115419, г Москва, пр-д 2-й Рощинский, д.8)
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Госинспекция по недвижимости, Мосгосстройнадзор, ООО "Компакт-Р", ЗАО Московское СКБ "ОРЕОЛ", ООО "Серпуховской двор", ГУП города Москвы МосгорБТИ
о признании самовольной постройкой
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Дмитриев М.М по доверенностям от 07.12.2021 14.09.2021, диплом 1077320018919 от 12.07.2021
от ответчика: Бельченков П.С. по доверенности от 18.04.2022, диплом ВСВ 1160080 от 24.06.2005
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Истцы: Правительство Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Серпуховской двор - II" (далее - ООО "Серпуховской двор - II", ответчик) о признании помещения общей площадью 1 241,7 кв.м (мансарда, помещение XIII комнаты 1-75 общей площадью 1 220,3 кв.м; лестничные клетки А и Б общей площадью 21,4 кв.м), расположенные в здании с кадастровым номером 77:05:0001010:3831, по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8, стр. 2 самовольной постройкой; - понуждении ООО "Серпуховской двор - II" в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести здание, расположенное по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8, стр. 2 в первоначальное состояние в соответствии с паспортом и экспликацией МосгорБТИ на 02.04.1998 путем сноса помещений площадью 1 241,7 кв.м (мансарда, помещение XIII комнаты 1-75 общей площадью 1 220,3 кв.м; лестничные клетки А и Б общей площадью 21,4 кв.м); о признании зарегистрированного права собственности ответчика на помещения площадью 1241,7 кв.м (мансарда, помещение XIII комнаты 1-75 общей площадью 1220,3 кв.м; лестничные клетки А и Б общей площадью 21,4 кв.м) отсутствующим; о понуждении ответчика демонтировать в месячный срок площадью 1 241,7 кв.м (мансарда, помещение XIII комнаты 1-75 общей площадью 1 220,3 кв.м; лестничные клетки А и Б общей площадью 21,4 кв.м).
Исковые требования заявлены на основании статей 11, 12, 130, 222, 263, 264, 272, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3.3 Федерального закона от25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 1, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Гр РФ), Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление N 819-ПП), пункта 4.1 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП, пункта 6.28 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление 10/22), и мотивированы тем, что ответчиком возведена мансарда, имеющая признаки самовольной постройки, подлежащая сносу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Росреестра по Москве, Госинспекция по недвижимости, Мосгосстройнадзор, ООО "Компакт-Р", ЗАО Московское СКБ "ОРЕОЛ", ООО "Серпуховской двор", ГУП города Москвы МосгорБТИ.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13 мая 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом Правительство Москвы и Департамент обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение от 13 мая 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истцов в полном объеме.
Заявители ссылаются на неприменение судом первой инстанции положений статьи 222 ГК РФ и выражают свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 19.07.2022 представитель истцов доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2022 года на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, в частности путем признания права.
В силу статьи 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; размещение наружной рекламы; установление порядка возведения произведений монументально-декоративного искусства в городе Москве.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет контроль в сфере градостроительства и землепользования, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования, осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов.
В соответствии со статьей 11 указанного закона Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции по выполнению полномочий собственника в отношении имущества и земель города Москвы, использования, охраны и их учета на территории города Москвы.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
На основании пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет, принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и пределах установленных законом или договором с собственником.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В статьях 48, 49, 51 ГрК РФ установлен порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и проектной документации, получению разрешения на производство работ по строительству и реконструкции.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ответчик является собственником нежилого здания площадью 3825,1 кв.м, о чем 31.12.2014 ему выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому право собственности на здание перешло по разделительному балансу, утвержденному решением общего собрания участников ООО "Серпуховской Двор".
Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 14.10.1998 N 012729 выданному на площадь 107,9 кв. м. и свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 14.10.1998 N012722 выданному на площадь 2 507,2 кв.м на момент заключения договора аренды от 19.04.2000 N М-05-015346 на указанном земельном участке было расположено нежилое здание общей площадью 2 615,1 кв.м с адресным ориентиром: 2-й Рощинский проезд, д.8, стр.2.
Согласно данным ГБУ "МосгорБТИ" по адресу: 2-й Рощинский проезд, д.8, стр.2 было учтено двухэтажное нежилое здание общей площадью 2 615,1 кв. м. В настоящее время, по данному адресу учтено двухэтажное нежилое здание с мансардой общей площадью 3 825,1 кв. м.
В ходе обследования установлено, что площадь указанного здания увеличилась с 2615,1 кв.м до 3 825,1 кв.м. путем надстройки мансарды.
Согласно данным ИАС "Управление градостроительной деятельностью" земельный участок для целей строительства (реконструкции) капитального объекта не предоставлялся, разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись. Таким образом, как указывает истец, мансарда площадью 1242,8 кв.м здания с кадастровым номером 77:05:0001010:3831, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д.8, стр. 2 обладает признаками самовольного строительства.
Как разъяснено в Обзоре Верховного суда РФ от 06.07.2016, согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный порядок, установленный ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Государственная регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости может быть осуществлена только при предоставлении заявителем соответствующих документов, предусмотренных законом, и, в первую очередь, документов, подтверждающих ролевое назначение земельного участка, на котором возведен объект, то есть, земельный участок должен быть отведен под строительство капитального недвижимого имущества, так как один из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5, пункта 1, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П, согласно которой, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 стать 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 ГК РФ обстоятельств влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
В пункте 23 Постановления N 10/22 разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (часть 1, пункта 3, часть 17 статьи 51 ГрК РФ).
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Указанная статья содержит в себе три признака, позволяющих квалифицировать объект недвижимости, как самовольную постройку.
Согласно разъяснениям пункта 28 Постановления N 10/22 положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
При этом в пункте 29 Постановления N 10/22 разъяснено, что если перепланировка, переустройство объекта недвижимости не привели к созданию нового объекта недвижимости, а также если самовольно возведенный объект не является недвижимым имуществом, то положения статьи 222 ГК РФ не применимы.
Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Определением от 17.09.21 судом была назначена строительно-техническая экспертиза. Экспертам заданы следующие вопросы:
1. В результате каких работ (новое строительство, реконструкция) произошло увеличение площади здания по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 с 2615,1 кв.м до 3825,1 кв.м (в соответствии с техническим паспортом и экспликацией МосгорБТИ на 02.04.1998)?
2. В случае, если увеличение площади здания по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 с 2 615,1 кв.м до 3 825,1 кв.м произошло в результате работ по реконструкции, то установить возможно ли технически привести здание в состояние до проведения работ по реконструкции (в соответствии с техническим паспортом и экспликацией МосгорБТИ на 02.04.1998), какие для этого необходимо провести мероприятия?
3. Какие помещения и какой площади возникли в результате проведенных строительных работ по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2?
4. В результате произведенных работ изменились ли индивидуально-определенные характеристики здания по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 (высота, площадь, этажность, площадь застройки, строительный объем)?
5. Соответствует ли здание по адресу: г, Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 градостроительным и строительным нормам и правилам? 6. Создаёт ли здание по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 угрозу жизни и здоровью граждан?
Проведение экспертизы было поручено ФБУ РФЦСЭ ПРИ МИНЮСТЕ РОССИИ.
Судом получено экспертное заключение N 4212/19, выполненное экспертом Татариновым М.В., в котором экспертом даны следующие ответы на вопросы суда:
1. Увеличение площади здания по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 с 2 615,1 кв.м до 3 825,1 кв.м (в соответствии с техническим паспортом и экспликацией МосгорБТИ на 02.04.1998) произошло в результате реконструкции.
2. Технически привести здание в состояние до проведения работ по реконструкции (в соответствии с техническим паспортом и экспликацией МосгорБТИ на 02.04.1998), возможно.
3. В результате проведенных строительных работ по переустройству чердачного помещения в мансарду созданы помещения общей площадью 1 241,7 кв.м (мансарда, помещение XIII комнаты 1-75 общей площадью 1 220,3 кв.м; лестничные клетки А и Б общей площадью 21,4 кв.м).
4. В результате произведенных работ изменились индивидуально-определенные характеристики здания по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 (общая площадь, этажность (2+мансарда).
5. Здание по адресу: г, Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр. 2 соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам?
6. Здание по адресу: г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8 стр.2 не создает угрозу жизни и здоровью граждан?
При этом, как следует из исследовательской части заключения, площадь застройки уменьшилась с 1 648 до 1 642 кв.м, ввиду отсутствия информации об уклоне кровли и высоте чердачного пространства по состоянию на 1998 год, эксперт также не смог определить изменение строительного объема и высоты здания.
Согласно части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Экспертом в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы требуют от собственника частично разрушить принадлежащий ему объект собственности и понести значительные затраты при том, что в течение 20 лет объект эксплуатировался в существующем виде и не нарушал права истцов и третьих лиц, а на момент рассмотрения дела не создает угрозы жизни и здоровью граждан, тогда как действия истцов направлены исключительно на причинение вреда собственнику здания и не приведут к защите охраняемого законом интереса как истцов, так и неопределенного круга лиц, и со ссылкой на статью 10 ГК РФ отказал в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу статьи 195 ГК РФ под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), установлен в три года (статья 196 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 6 и 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданном на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком, а также на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан.
В данном случае требование истцов об освобождении земельного участка от самовольной постройки, заявленное в отсутствие фактического владения со стороны истцов земельным участком, занятым спорной постройкой, не может быть квалифицировано в качестве негаторного (статья 304 ГК РФ), в связи с чем к такому требованию подлежат применению общие правила об исковой давности.
Согласно пункту 57 постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.10.2010 N 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2006 N 445-0, действующее гражданское законодательство под исковой давностью понимает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ). Институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению хозяйственных договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.
Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является согласно пункту 2 части 2 статьи 199 ГК РФ самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (Пункты 4, 7, 10, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Пропуск срока исковой давности является основанием для отказа в судебной защите нарушенного права. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 14.05.2013 N ВАС-4751/13 по делу N А40-107773/2011 указывает, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьей 196, пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорного объекта, а также пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком.
Указанные выводы согласуются с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, а также подтверждены судебной практикой, изложенной в Определении ВАС РФ от 28.07.2014 N ВАС-9944/14 по делу NА40-64418/13, Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС15-7318 от 17.07.2015 по делу N А40-185452/2013 Определении Верховного Суда РФ N 569-ПЭК15 от 14.12.2015 по делу N А40-161453/2012, Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС15-13153 от 15.10.2015 по делу N А40-73203/2013, Определении Верховного Суда РФ N 569-ПЭК15 от 14.12.2015 по делу N А40-161453/2012 Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС18-17479 от 31.10.2018 по делу N А40- 17616/2016, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N 305-ЭС19-18665 по делу N А40-116882/2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В силу статьи 3 Закона систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
Экспертным заключением установлено, что реконструкция осуществлена путем переустройства чердака в мансарду.
При этом ответчиком получено согласование данного переустройства в 1999 году, а именно межведомственной комиссией, протокол которой от 08.12.1999 N 25 был утвержден распоряжением Главы Управы от 10.12.99 N ДО-21-608/9, а сведения об изменении площади внесены в документы БТИ и ЕГРН в 2001 году.
Таким образом, истцы, в том числе Правительство Москвы в лице контролирующих органов, должны были узнать о факте переоборудования чердака спорного здания в мансарду не позднее внесения сведений в ЕГРН.
Ввиду чего, срок исковой давности по требованиям о сносе (демонтаже) мансарды истцами пропущен.
Кроме того, документами БТИ и экспертным заключением подтверждено, что мансарда является неотъемлемой частью здания (объекта недвижимости). Ввиду чего избранный истцом способ защиты права в данном случае суд первой инстанции признал ненадлежащим.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2022 года по делу N А40-233338/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Валюшкина В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233338/2020
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "СЕРПУХОВСКОЙ ДВОР - II"
Третье лицо: ЗАО МОСКОВСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ "ОРЕОЛ", КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "КОМПАКТ-Р", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27134/2022
20.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43264/2022
13.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233338/20
30.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34014/2021