г. Пермь |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А50-6775/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
представителя заявителя, Двоеглазова А.И., действующего по доверенности от 03.08.2020, предъявлен паспорт;
представителя заинтересованного лица, Сисевич И.Н., действующей по доверенности от 10.01.2022, предъявлены паспорт, диплом ;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 июня 2022 года
по делу N А50-6775/2022
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1185958003175, ИНН 5902047158)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
заинтересованное лицо: Министерство здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308)
о признании недействительными пункта 1 раздела "Заключительная часть", пунктов 1, 1.1, 2 раздела "Требования" акта от 28.12.2021 N 143,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, Учреждение, Станция скорой помощи) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - Фонд, Территориальный фонд) о признании недействительными пункта 1 раздела "Заключительная часть", пунктов 1, 1.1, 2 раздела "Требования" акта от 28.12.2021 N 143.
К участию в деле в качестве иного заинтересованного лица привлечено Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 июня 2022 года требования ГБУЗ Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" удовлетворены: признаны недействительными пункт 1 раздела "Заключительная часть", пункты 1, 1.1, 2 раздела "Требования" акта от 28.12.2021 N 143, вынесенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края, как несоответствующие бюджетному законодательству Российской Федерации. На Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой.В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что вывод суда о том, что фактически денежные средства НСЗ, полученные по соглашению N 07/242 от 15.06.2020 направлены на восстановление средств, заимствованных из средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями (средств ОМС), что допускается Соглашением и действующим законодательством не соответствует обстоятельствам дела. Согласно подпункту а, пункта 7 Соглашения фонд перечисляет средства на оплату заключенного договора, т.е гражданско-правового договора N 0356500001520000028 от 27.04.2020 (далее - ГПД), а не на восстановление заимствованных из другого источника денежных средств.
Ссылаясь на положения статьи 41 Закона N 326-ФЗ, указывает, средства от применения санкций формируются за счет средств, ранее предоставленных страховым медицинским организациям для оплаты медицинской помощи медицинским организациям и удержанных (возвращенных) страховыми медицинскими организациями у медицинских организаций в случае нарушений условий договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из Федерального фонда, а также за счет уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в соответствии с договором, заключенным между организациями и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - штрафы). В соответствии с частями 4 и 5 статьи 27 Закона N 326-ФЗ субвенция носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 15.08.2016 N 09-01-08/47718.
Отмечает, средства обязательного медицинского страхования (ОМС) поступают в медицинскую организацию на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Полагает, медицинская организация фактически изъяла денежные средства по статье расходов, по которой должно было осуществляться расходование средств (средства НСЗ) при отсутствии соответствующего поступления и увеличила объем средств, за счет которых были произведены расходы (средства от оказания услуг по программе ОМС), т. е. перераспределила бюджетные ассигнования за пределами полномочий, предусмотренным бюджетным законодательством.
Считает, поскольку на момент оплаты поставленного медицинского оборудования по ГПД операции с целевыми средствами нормированного страхового запаса ТФОМС Пермского края не осуществлялись, поступления целевых средств на счете ГБУЗ "ПССМП" отсутствовали, следовательно, расходы на оплату по ГПД не могли быт санкционированы за счет средств НСЗ.
Учреждением представлен письменный отзыв, исходя из которого, заявитель находит решение суда законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт; представитель учреждения возражал против позиции апеллянта по мотивам письменного отзыва.
Министерство явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 13.12.2021 по 28.12.2021 Фондом проведена тематическая проверка использования Станцией скорой помощи средств нормированного страхового запаса, полученных на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению медицинского оборудования за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в ходе которой установлено необоснованное получение средств НСЗ, неиспользование полученных средств на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению медицинского оборудования.
Результаты проверки отражены в акте от 28.12.2021 N 143, в котором Учреждению предложено возвратить в течение 10 рабочих дней средства НСЗ в сумме 643 333, 34 руб., уплатить за счет собственных средств в бюджет ТФОМС Пермского края проценты за пользование необоснованно полученными средствами НСЗ в рамках соглашения от 15.06.20 N 07/242 в сумме 51 663, 09 руб.
Считая, что акт от 28.12.2021 N 143 в части пункта 1 раздела "Заключительная часть", пунктов 1, 1.1, 2 раздела "Требования", не соответствует законодательству, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано несоответствие бюджетному законодательству Российской Федерации оспариваемого ненормативного акта.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 федерального закона от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон об ОМС, закон N 326-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В данном законе определено, что ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу пункта 2 части 7 статьи 34 закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном федеральным фондом.
В соответствии с пункта 8 части 7 статьи 34 закона N 326-ФЗ территориальный фонд обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 закона N 326-ФЗ и п.п. 8.12 п.8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 9 статьи 39 закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 11 статьи 40 закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
Согласно пункта 21.3 Положения о контроле при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном законом N 326-ФЗ (часть 27 Положения о контроле).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом согласно пункта 5 части 2 статьи 20 закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений части 2 статьи 20 закона N 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 закона N 326-ФЗ).
В силу статьи 21 закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктами, 1 2 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок, Порядок N 255н), территориальным фондом осуществляется контроль за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - страховые медицинские организации), (филиалов страховых медицинских организаций) на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации).
Согласно пункту 2 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила, Правила N 332, Правила использования средств НСЗ) средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению медицинского оборудования, проведению ремонта медицинского оборудования предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных указанными Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Перечисление средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется в установленном порядке в сроки, определенные графиком, являющимся приложением к соглашению о финансовом обеспечении мероприятий, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям (пункт 10 Правил).
Медицинская организация ведет раздельный аналитический учет средств для финансового обеспечения мероприятий (пункт 11 Правил).
Средства для финансового: обеспечения мероприятий, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке (16 Правил).
Пунктом 4 Правил N 332 установлены обязательные условия использования медицинскими организациями средств финансового обеспечения НСЗ по реализации мероприятий, связанных с повышением квалификации медицинского персонала, приобретением и ремонтом медицинского оборудования:
- наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Закона N 326-ФЗ договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на текущий финансовый год;
- включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации.
Помимо общих условий, предусмотренных пунктом 4 Правил N 332, по каждому виду расходов (повышение квалификации, приобретение медицинского оборудования и его ремонт) установлены дополнительные условия.
Так, в случае реализации медицинской организацией мероприятий, по приобретению оборудования, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий:
а) наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи;
б) наличие медицинского(их) работника(ов), имеющего(их) соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании;
в) наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования);
г) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования (пункт 6 Правил).
Средства НСЗ территориального фонда для финансового обеспечения указанных мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных указанными Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская организация возвращает средства для финансового обеспечения мероприятий в бюджет территориального фонда в случае несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных пунктами 4-7 настоящих Правил и соглашением о финансовом обеспечении мероприятий (пункт 12Правил).
Типовая форма и порядок заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования утверждены Приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 354н (далее - Соглашение).
Как следует из материалов дела, планом мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 1 квартал 2020 года, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 31.12.2019 N СЭД-34-01-06-1091, а также Планом мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на полугодие 2020 года, утвержденным приказом Министерства от 30.03.2020 N СЭД-34-01-05-227 предусмотрена реализация мероприятия в виде приобретения Станцией скорой помощи за счет средств нормированного страхового запаса дефибриллятов-мониторов с функцией электрокардиостимуляции, пульсоксиметрии и неинвазивного измерения артериального давления в количестве двух штук.
Письмом от 31.12.2019 N 06/6652э Фонд проинформировал Учреждение о включении в План мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, утвержденный приказом от 31.12.2019 N СЭД-34-01-06-1091, и о необходимости предоставления в проекта соглашения о финансовом обеспечении указанных мероприятий после заключения соответствующего договора на приобретение медицинского оборудования.
23.03.2020 заявителем опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на закупку указанного оборудования, по результатам которого 27.04.2020 заключен гражданско-правовой договор от 27.04.2020 N 0356500001520000028 на поставку дефибриллятора-монитора с функцией электрокардиостимуляции, пульсоксиметрии и неинвазивного измерения артериального давления с ООО "Константа" в количестве двух штук общей стоимостью 643 333, 34 руб. (л.д. 28-35). Поставка оборудования осуществлена на следующий день после заключения контракта - 28.04.2020.
Денежные средства за оборудование перечислены Учреждением 21.05.2020, что подтверждается платежным поручением N 432832 (л.д. 36).
09.06.2020 Станция скорой помощи представила в Фонд проект соглашения с приложением копий документов, подтверждающих выполнение условий использования медицинской организацией средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.
15.06.2020 между Учреждением и Фондом заключено соглашение от N 07/242 о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования (л.д. 25-27).
16.06.2020 средства НСЗ на оплату заключенного договора в сумме 643 333 рубля 34 копейки, перечислены Фондом в адрес медицинской организации платежным поручением от 16.06.2020 N 802878.
Установив в ходе проверки, что денежные средства в счет оплаты спорного оборудования перечислены заявителем в адрес поставщика (ООО "Константа") 21.05.2020, то есть до заключения Соглашения (15.06.2020) и перечислении медицинской организации средств НСЗ (16.06.2020), Фонд пришел к выводу о том, что фактически для оплаты заявителем использованы денежные средства, перечисленные ему по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а не по соглашению от 15J06.2020 N 0 7/242, соответственно использование средств НСЗ не осуществлялось, фактически указанные средства находятся на лицевом счете медицинской организации, а потому подлежат возврату.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, в рассматриваемом случае выяснению подлежит использование учреждением денежных средств в соответствии с целями, на которые они были предоставлены.
Из обстоятельств дела судом установлено, что на момент обращения заявителя за получением средств НСЗ у медицинской организации имелся заключенный договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на текущий финансовый год; Учреждение включено в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, у Учреждения имелись потребность в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи; медицинские работники, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании; заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования. Закупка оборудования проводилась медицинской организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, вопреки доводам Фонда, Учреждение соответствовало условиям пунктов 4, 6 Правил на дату заключения соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования.
Доводы заинтересованного лица о том, что на дату заключения соглашения от 15.06.2020 N 07/242 медицинское оборудование, заявленное к приобретению за счет средств НСЗ, медицинской организацией получено и оплачено, следовательно, потребность в оборудовании у медицинской организации отсутствовала, судом первой инстанции исследованы и справедлив отклонены как необоснованные.
Так, вопреки доводам Фонда, апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что ни Правила, ни иные нормативные документы, регулирующие спорные отношения, не ставят возможность использования средств НСЗ в зависимость от времени оплаты приобретенного оборудования. Условия о сроках направления медицинской организацией проекта соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования в адрес Фонда, необходимости направления проекта соглашения непосредственно до осуществления оплаты поставщику Правилами также не установлены.
Пункт 6 Соглашения от 15.06.2020 N 07/242 регламентирует порядок и сроки перечисления Фондом средств для финансового обеспечения мероприятий на счета медицинских организаций, а не устанавливает порядок использования медицинской организацией средств нормированного страхового запаса.
Исчерпывающий перечень условий использования медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий, установлен пунктами 4, 6 Правил использования средств нормированного страхового запаса от 21.04.2016 N 332, п. 4 Соглашения от 15.06.2020 N 07/242.
На момент перечисления средств НСЗ, Учреждением были выполнены все предусмотренные Правилами использования средств нормированного страхового запаса от 21.04.2016 N 332, Соглашением от 15.06.2020 N 07/242 условия.
На основании приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 31.12.2019 N СЭД-34-01-06-1091 Учреждение было включено в План мероприятий, тем самым потребность Учреждения в медицинском оборудовании была подтверждена.
После включения Учреждения в План мероприятий, Учреждение в целях проведения закупки внесло изменения в ПФХД, согласовав их с Министерством.
Так, 04.02.2020 в ГКУ ПК "Финансово-хозяйственное управление" направленно письмо о внесении изменений в ПФХД на период 2020 г. и плановый период 2021, 2022 г.г., в связи с увеличением доходов за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС ПК согласно приказу Министерства от 31.12.2019 N СЭД-34-01-06-1091.
Так же в ПФХД добавлялась статья расходов на приобретение дефибриллятора-монитора с функцией электрокардиостимуляции, пульсоксеметрии и неинвазивного измерения артериального давления в количестве 2 шт. за счет средств НСЗ.
07.02.2020 Министерством утвержден ПФХД на период 2020 г. и плановый период 2021, 2022 г.г. И только после внесения изменений в ПФХД статей доходов и расходов на приобретение медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса, Учреждение объявило электронный аукцион на приобретение медицинского оборудования. Следовательно, для проведения закупки медицинского оборудования, Учреждением были запланированы именно денежные средства НСЗ.
Наличие потребности у Учреждения в спорном медицинском оборудовании подтверждено Министерством, послужило основанием для включения мероприятий по приобретению оборудования в план мероприятий.
Судами учтено, что Учреждение включено в план мероприятий по приобретению медицинского оборудования в конце 2019 года. Планируемые к поступлению в рамках указанных мероприятий денежные средства отражены Учреждением в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год (2020 год) по статье "увеличение стоимости основных средств".
Муниципальный контракт от 27.04.2020 содержит условие о том, что источником финансирования мероприятий по поставке медицинского оборудования являются средства, запланированные в плане ФХД на увеличение стоимости основных средств.
Согласно представленным в материалы дела карточкам учета приобретенное по контракту от 27.04.2020 N 0356500001520000028 оборудование (дефибриллятор-монитор с функцией электрокардиостимуляции, пульсоксиметрии и неинвазивного измерения артериального давления) введено в эксплуатацию, используется выездными бригадами скорой медицинской помощи анестезилогии-реанимации на Мотовилихинской и Центральной подстанции, то есть для целей осуществления Учреждением деятельности в рамках оказания скорой медицинской помощи гражданам по ОМС.
Действительно, на момент оплаты спорного оборудования денежные средства НСЗ на лицевой счет Учреждения не поступили, фактически заявителем оплата произведена за счет средств ОМС. Вместе с тем лечебным учреждением после получения средств нормированного страхового запаса фактически восстановлены на счете ОМС денежные средства, использованные ранее на цели, для которых и были выделены спорные суммы нормированного страхового запаса. Фондом не учтено, что заимствование денежных средств между названным выше источниками и, соответственно, счетами учреждения предусмотрено пунктами 146 и 147 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учреждения, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174-н.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении учреждением условий, предусмотренных пунктами 4 - 6 Правил N 332 и Соглашений с Фондом, правовых оснований требовать возврата денежных средств в сумме 643 333, 34 руб., а также процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации у Фонда не имелось.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1. ст. 333.37 НК РФ Фонд от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 июня 2022 года по делу N А50-6775/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6775/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ПЕРМСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство здравоохранения Пермского края