г. Москва |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А41-44853/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской: Бережкова Е.Г., представитель по доверенности от 13.07.2022;
от ИП Петухова А. Е.: Сахаров П.А., представитель по доверенности от 13.08.2019, Азаров М.В., 14.11.2017;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-зуевского городского округа Московской области: Бережкова Е.Г., представитель по доверенности от 13.07.2022;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещен;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: не явился, извещен;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2022 года по делу N А41-44853/21 по исковому заявлению ИП Петухова А. Е. к Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-зуевского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Петухов А.Е. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области с требованиями:
- Признать решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 07.02.2020 N Р001-14329201508-32671363 в предоставлении в собственность запрошенного им земельного участка незаконным.
- Обязать Администрацию Орехово-Зуевского городского округа Московской области заключить с Петуховым Артемом Евгеньевичем Договор купли-продажи земельного участка по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тереньково, участок 180/2, с кадастровым номером 50:24:0060501:208, площадью 30000 кв. м, находящегося в муниципальной собственности, в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-зуевского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2022 года по делу N А41-44853/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своего представителя, представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 17 августа 2012 года между Петуховым А.Е. и Учреждением "Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального Района" заключен договор аренды земельного участка N 1295, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тереньково, участок 180/2, площадью 30 000 кв. м, с разрешенным видом использования - "под расширение предприятие по переработке мясной продукции под "Агрокомплекс", с кадастровым номером 50:24:0060501:208.
На предоставленном в аренду земельном участке с 2012 года ИП Петуховым А.Е. воздвигнуты основные и вспомогательные здания.
17 января 2020 года заявитель направил заинтересованному лицу заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208 в собственность, заключении договора купли-продажи участка.
Решением от 07.02.2020 N Р001-14329201508-32671363 Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области отказало в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
Считая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказывая в предоставлении государственной услуги, администрация указала, что:
- предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается, а именно - Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ликино-Дулево, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Ликино-Дулево от 10.09.2019 N 109/10, земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта - пруд, ручей, на земельном участке расположен водный объект - пруд, часть водного объекта - пруд, ручей. В соответствии с ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации;
- Площадь принадлежащего заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации;
- Расположение объекта капитального строительства, находящегося в собственности заявителя, на иных земельных участках (не только на испрашиваемом) и права на иные земельные участка не установлены или сведения об этих земельных участках не представлены - а именно - согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, здания с кадастровыми номерами 50:24:0060501:243, 50:24:0060501:491, 50:24:0060501:492, 50:24:0060501:531 расположены не только на испрашиваемом земельном участке, но и на иных земельных участках с кадастровыми номерами 50:24:0060501:10, 50:24:0060501:190 в собственности заявителя, а также на землях неразграниченной собственности (нежилое здание 50:24:0060501:531).
В материалах дела имеется письмо ФГБВУ "Центррегионводхоз" Филиала "Мособлводхоз", согласно которому указано, что на территории дер. Тереньково Орехово-Зуевского г.о. Московской области расположены водоемы и водоток, предположительно, находящиеся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), сведениями о которых Филиал "Мособлводхоз" не располагает. Кроме того, в районе дер. Тереньково Орехово-Зуевского г.о. Московской области протекает река Нерская. Река Нерская является левым притоком первого порядка реки Москва, бассейн реки Ока. Протяженность реки Нерская составляет 92 км.
Письмом от 11.12.2020 N 8-00-27/148 Московско-Окского бассейнового водного управления указано, что в государственном водном реестре отсутствуют сведения о водных объектах, расположенных на территории деревни Тереньково Орехово-Зуевского городского округа Московской области. Отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не является подтверждением отсутствия водного объекта на местности.
Определением от 20.08.2020 Орехово-Зуевским городским судом по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, порученная экспертам ООО "Многопрофильный экспертно-оценочный центр" Катышеву М.М., Суховой А.И.
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1. Определить и описать местонахождение земельного участка площадью 30000 с кадастровым номером 50:24:0060501:208, кв. м, находящегося по адресу: Московская область Орехово-Зуевский район д. Тереньково участок 180/2.
2. Установить расположены ли на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 какие-либо водные объекты. Если да, определить вид водного объекта, частей объекта.
3. Установить находится ли земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060501:208 в береговой полосе водных объектов (пруд, ручей), установленной в соответствии в Водным кодексом Российской Федерации.
4. Установить какие объекты капитального строительства и сооружения находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208, находятся ли они в границах участка.
5. Нарушает ли расположение данных строений права третьих лиц.
В материалы дела представлено экспертное заключение, содержащее следующие выводы:
1) Экспертами определено и описано местонахождение земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0060501:208, находящегося по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тереньково, участок 180/2. Сведения об исследовании данного вопроса содержатся разделе графической части в Приложении N 1.
2) Экспертами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 расположены два водных объекта. Данные объекты определены экспертами как пруды-копани.
3) Земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060501:208 не располагается в береговой полосе водных объектов (пруд, ручей) установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации
4) Объекты с кадастровыми номерами 50:24:0060501:531, 50:24:0060501:243, 50:24:0060501:491 частично расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208.
5) На данный вопрос эксперты не могут дать обоснованный ответ, так как специфика данного вопроса носит правовой характер и выходит за пределы компетенции экспертов, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству.
Определением от 25.02.2021 Орехово-Зуевским городским судом по делу назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, порученная экспертам ООО "Диан" Кузьмину А.А.
Перед экспертом поставлен следующий вопрос:
1. Определить соответствует ли земельный участок площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0060501:208, расположенный по адресу; Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тереньково, участок 180/2, предельным нормам правил землепользования и застройки, утвержденным для соответствующих территорий и генеральному плану соответствующей территории.
В материалы дела представлено экспертное заключение, содержащее следующие выводы:
- Земельный участок площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0060501:208, расположенный по адресу; Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тереньково, участок 180/2, соответствует предельным нормам правил землепользования и застройки, утвержденным для соответствующих территорий и генеральному плану соответствующей территории.
Определением от 07 апреля 2022 года Арбитражный суд Московской области назначил по делу судебную экспертизу и поручил ее проведение экспертам экспертной организации ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз" Пашко А.И., Гайдарову М.Р., Аксиненко А.В.
На разрешение экспертам поставлены следующие вопросы:
1) Определить, какие объекты (капитальные, некапитальные строения, сооружения, оборудование) расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208, отобразить графически.
2) Являются ли они единым имущественным (производственным) комплексом.
3) Определить площадь земельного участка, необходимую для эксплуатации объектов, расположенных на земельном участке с учетом вида разрешенного использования земельного участка.
В материалы дела представлено экспертное заключение, содержащее следующие выводы:
1) На земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 полностью расположены здания с кадастровым номером 50:24:0060501:492, 50:24:0060501:553, 50:24:0060501:554. Здания с кадастровыми номерами 50:24:0060501:491, 50:24:0060501:243, 50:24:0060501:531 частично расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208.
На земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 расположены некапитальные навесы, мобильные контейнеры, линии электропередач, подземные сооружения для хранения сточных вод и два пруда-копаня. (Чертеж 1, Таблица 1).
2) Расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 объекты предназначены для осуществления деятельности аграрно-производственного предприятия и являются единым комплексом.
3) Для эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208, в качестве агрокомплекса, необходимо и достаточно земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208 площадью 30000 кв. м.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы экспертов предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены. Более того, в ходе судебного разбирательства эксперты ответили на имеющиеся у сторон замечания.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ), в связи с чем суд принимает выводы, изложенные в заключении.
Суд, исследовав указанное заключение экспертов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства РФ.
При таких обстоятельствах при вынесении настоящего решения суд считает необходимым руководствоваться выводами экспертов, содержащихся в представленных экспертных заключениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2, 3 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации, водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Статья 5 Водного кодекса РФ относит к поверхностным водным объектам водотоки (реки, ручьи, каналы), а также водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В соответствии с ГОСТ 19179-73. "Гидрология суши. Термины и определения" данные объекты являются "прудами-копань" - небольшими искусственными водоемами в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенными для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - положение).
В государственный водный реестр включены данные государственного водного кадастра Российской Федерации по состоянию на 01.01.2007, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1403.
Пунктом 1 названного постановления установлено, что ведение государственного водного кадастра Российской Федерации осуществляется по единой системе, включающей в себя данные о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях.
В соответствии с пунктом 2 положения, реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
Под документированными сведениями в положении понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (часть 10 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Федеральное агентство водных ресурсов (пункт 5.5.1), в том числе по разработке автоматизированных систем сбора, обработке, анализу, хранению и выдаче информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5.6.8); предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведений из государственного водного реестра.
В материалах дела имеется заключение об ограничении оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208.
Согласно указанному заключению, земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта общего пользования, расположении на земельном участке /образуемом земельном участке водного объекта общего пользования/части водного объекта общего пользования.
Вместе с тем, в указанном заключении также указано, что данные сведения подлежат уточнению.
В материалах дела также имеется письмо от 14.11.2021 N 08-00-27/575/1 Московско-Окского бассейнового водного управления, согласно которому отдел не располагает сведениями о расположении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208 относительно границ водоохранных зон.
Как указывалось ранее в экспертном заключении, что на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 расположены два водных объекта. Данные объекты определены экспертами как пруды-копани.
Вместе с тем, доказательств того, что указанные водные объекты, находящиеся на земельном участке, являются федеральной собственностью, которые не подлежит приватизации в составе земельного участка неразграниченной собственности, в материалы дела не представлено, судом данный факт не установлен.
Кроме того, согласно экспертному заключению земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060501:208 не располагается в береговой полосе водных объектов (пруд, ручей) установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, ссылка Администрации на ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняется.
Довод Администрации о том, что расположение объекта капитального строительства, находящегося в собственности заявителя, на иных земельных участках (не только на испрашиваемом) и права на иные земельные участка не установлены или сведения об этих земельных участках не представлены.
Между тем, согласно экспертному заключению на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 полностью расположены здания с кадастровым номером 50:24:0060501:492, 50:24:0060501:553, 50:24:0060501:554. Здания с кадастровыми номерами 50:24:0060501:491, 50:24:0060501:243, 50:24:0060501:531 частично расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208.
На земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 расположены некапитальные навесы, мобильные контейнеры, линии электропередач, подземные сооружения для хранения сточных вод и два пруда-копаня. (Чертеж 1, Таблица 1).
Расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 объекты предназначены для осуществления деятельности аграрно-производственного предприятия и являются единым комплексом.
В решении об отказе от 07.02.2020 N Р001-14329201508-32671363 Администрация также указала, что площадь принадлежащего заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации
Согласно п. п. 14, 17, 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Из данных норм следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.04.2012 N 12955/11 при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Из приведенной выше нормы следует, что для удовлетворения заявленных требований в полном объеме необходимо установить, что для эксплуатации объекта недвижимости необходим весь спорный земельный участок.
Вместе с тем, согласно экспертному заключению, для эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208, в качестве агрокомплекса, необходимо и достаточно земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208 площадью 3000 кв. м.
В апелляционной жалобе Администрация также указала, что земельный участок используется не по назначению.
Однако, как указывалось ранее, экспертным заключением установлено, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060501:208 объекты предназначены для осуществления деятельности аграрно-производственного предприятия и являются единым комплексом.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ликино-Дулево, утвержденным решением Советом депутатов городского округа Ликино-Дулево Московской области от 10.09.2019 N 109/10, земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060501:208 относится к территориальной зоне П - производственная деятельность.
Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060501:208 является - под расширение предприятия по переработке мясной продукции под "Агрокомплекс".
Производственная зона П установлена для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, а также для размещения объектов управленческой деятельности производственных объектов, складских объектов, объектов оптовой торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Доказательств того, что земельный участок используется заявителем с нарушением градостроительного регламента либо не по целевому назначению в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы оспариваемого отказа, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.06.2022 по делу N А41-44853/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44853/2021
Истец: Комитет по архитектуре и градостроительству МО, Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского г/о Московской области, Петухов Артем Евгеньевич
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17704/2023
06.07.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44853/2021
20.01.2023 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33252/2022
26.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33252/2022
15.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14485/2022
20.06.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44853/2021