город Омск |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А46-12133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11475/2022) общества с ограниченной ответственностью "АгроТранс" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2022 по делу N А46-12133/2022 2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроТранс" (ОГРН 1125476245839, ИНН 5410774543, адрес: 630061, город Новосибирск, улица Гребенщикова, дом 12) к Главному управлению лесного хозяйства Омской области (ОГРН 1085543000289, ИНН 5503202387, адрес: 644001, город Омск, улица Куйбышева, дом 63) о признании незаконными отказа от 11.07.2022 в извещении N ЛД-20220707-6052163088-4 в принятии и возврате лесной декларации от 07.07.2022 N 4,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "АгроТранс" - Шлыков Николай Александрович по доверенности от 14.01.2021 сроком действия 3 года, директор общества Ковалев Денис Анатольевич,
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Николаева Екатерина Николаевна по доверенности от 08.02.2022 N 75 сроком действия по 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АгроТранс" (далее - заявитель, общество, ООО "АгроТранс") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению лесного хозяйства Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГУЛХ Омской области) о признании незаконными отказа от 11.07.2022 в извещении N ЛД-20220707-6052163088-4 в принятии и возврате лесной декларации от 07.07.2022 N 4.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2022 по делу N А46-12133/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "АгроТранс".
В обоснование жалобы ее податель указывает, что уполномоченный орган выдвинул дополнительные требования в лесной декларации, которых нет в Порядке заполнения и подачи лесной декларации (приложение N 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 N 303 (далее - Порядок N 303)); основанием для внесения изменений в лесную декларацию может быть, в том числе, внесение изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений; ООО "АгроТранс" в поданной лесной декларации отражено фактическое состояние лесосеки, которое отличается от данных в проекте освоения лесов; ссылается на письмо Рослесхоза от 14.07.2022 N ИС-06-54/17659.
К апелляционной жалобе ООО "АгроТранс" приложены дополнительные доказательства.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по тем доказательствам и исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу (статья 268 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В нарушение положений части 2 статьи 268 АПК РФ податель жалобы не доказал уважительных причин невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных документов, проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ГУЛХ Омской области просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "АгроТранс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ГУЛХ Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16.02.2016 между ГУЛХ Омской области и ООО "АгроТранс" заключен договор аренды N 17д лесного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного в кварталах NN 66, 70-74, 78, 80, 81, 87, 88, 90, 92-95, 105, 106, 201-203 Новоягодинского участкового лесничества Знаменского лесничества Омской области, предоставленного для заготовки древесины.
После заключения договора обществом проведено новое лесоустройство на арендованном им лесном участке с целью актуализации информации о лесных ресурсах (лесных насаждениях), об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках лесного участка.
Материалы таксации, подготовленные при проведении заявителем работ по лесоустройству, были введены в действие распоряжением ГУЛХ Омской области от 22.03.2017 N 135-р. Так как по результатам проведенного лесоустройства выявлено изменение качественных и количественных характеристик лесного участка по сравнению с данными прежнего лесоустройства, то возникла необходимость во внесении изменений в договор аренды, в том числе и в части объема вырубаемой древесины. В соответствии с положениями статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) такое изменение возможно только по решению суда.
Так, на основании решения Арбитражного суда Омской области то 01.06.2017 по делу N А46-6346/2017 ГУЛХ Омской области и ООО "АгроТранс" 26.06.2017 заключено дополнительное соглашение к договору аренды, которым внесены соответствующие изменения.
ООО "АгроТранс" во исполнение пункта 3.4.4 договора аренды в ГУЛХ Омской области был представлен проект освоения лесов, составленный, в том числе, на основании указанных выше материалов таксации. Проект освоения получил положительное заключение государственной экспертизы.
07.07.2022 обществом в ГУЛХ Омской области через федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг" (далее также - портал государственных сервисов) подана лесная декларация.
ГУЛХ Омской области провело проверку декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным Порядком N 303, проекту освоения лесов и достоверности указанных в ней сведений, по результатам которой ООО "АгроТранс" было направлено (через портал государственных сервисов) извещение об отказе в приеме лесной декларации от 11.07.2022 N ЛД-20220707-6052163088-4.
Как указано заинтересованным лицом, поскольку извещение сформировано информационной системой, то формулировки причин отказа приведены в той редакции, в которой они имеются в перечне причин для отказа в информационной системе.
ГУЛХ Омской области вместе с извещением об отказе в приеме лесной декларации заявителю направлено письмо от 08.07.2022 N 3527-ГУЛХ, в котором обоснована причина отказа: выявление несоответствия лесной декларации требованиям Порядка N 303, проекту освоения лесов, предоставление недостоверных требований (имела место опечатка, выразившаяся в употреблении слова "требований" вместо "сведений"). Кроме того, заинтересованным лицом в письме указано, что в приложении 1 к лесной декларации породный состав и объем заготовки на лесосеках не соответствует таксационным описаниям.
Так, по мнению ГУЛХ Омской области, в декларации заявителем указаны те виды пород и такие объемы заготовки, которых не имеется в проекте освоения лесов.
На основании указанного заинтересованным лицом 11.07.2022 в извещении N ЛД-20220707-6052163088-4 отказано ООО "АгроТранс" в приеме лесной декларации.
Полагая, что отказ ГУЛХ Омской области в приеме лесной декларации нарушает права и законные интересы "АгроТранс", заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
20.08.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ является заготовка древесины.
В части 1 статьи 26 ЛК РФ определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Частью 2 данной статьи установлено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 29 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 29.04.2021 утвержден Порядок N 303, который разработан в соответствии с частью 3 статьи 26 ЛК РФ и устанавливает порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 303 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов
Согласно пункту 6 Порядка N 303 уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации.
На основании абзаца 4 Порядка N 303 извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации (абзац 5 пункта 6 Порядка N 303).
Согласно пункту 4.1 Порядка N 303 в приложении 1 к форме лесной декларации отражается, в том числе, следующая информация:
в графе "Форма рубки" указывается: сплошная или выборочная рубка;
в графе "Вид рубки" указывается рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка в ходе проведения работ по подготовке лесосеки. При использовании лесов для заготовки живицы данная графа не заполняется;
в графе "Порода" указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках), запас которой определен на соответствующей лесосеке, в том числе включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. При заготовке живицы данная графа не заполняется;
в графе "Объем заготовки" указывается определенный при таксации лесосеки ликвидный объем, подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до десятых долей кубических метров, живицы - с точностью до десятых долей тонны.
В случае если в лесосеку входит несколько лесотаксационных выделов, графы "Порода" и "Объем заготовки" заполняются по каждой древесной породе для каждого лесотаксационного выдела.
В рассматриваемой ситуации в декларации указано, что ООО "АгроТранс" на территории Новоягодинского участкового лесничества Знаменского лесничества запланировало сплошную рубку спелых и перестойных лесных насаждений, породы которых отсутствуют в проекте освоения лесов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в декларации заявителем в нарушение абзацев двенадцатого и четырнадцатого пункта 4.1 Порядка N 303 указаны те виды пород и такие их объемы заготовки, которых не имеется в проекте освоения лесов, а также им приведены недостоверные данные, что в совокупности свидетельствует о наличии предусмотренных абзацем четвертым пункта 6 Порядка N 303 оснований для отказа в приеме лесной декларации.
При этом несоответствие объема заготовки применительно к некоторым породам не квалифицировано ГУЛХ Омской области как нарушение заполнения лесной декларации с учетом приведенного выше положения абзаца пятого пункта 6 Порядка N 303.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "АгроТранс" указывает, что в поданной декларации отражено фактическое состояние лесосеки, которое отличается от данных в проекте освоения лесов, несоответствие объемов заготовки не является основанием для отклонения лесной декларации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, только несовпадение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации, что прямо установлено пунктом 6 Порядка N 303.
Вместе с тем из пунктов 6, 7 Порядка N 303 не следует, что несовпадение видов пород древесины в лесной декларации и в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации.
Разъяснения, изложенные в представленном в материалы дела заявителем письме от 14.07.2022 N ИС-06-54/17659 "О лесной декларации" Федерального агентства лесного хозяйства, не являются нормативным актом.
Согласно абзацу второму пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя в силу части 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2022 по делу N А46-12133/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12133/2022
Истец: ООО "АГРОТРАНС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ