г. Саратов |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А57-18617/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Волковой Т. В., Савенковой Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2022 года по делу N А57-18617/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФОРУМ", город Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фортуна", город
Саратов,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ", город Саратов, временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фортуна" - Ефремов Антон Васильевич, город Саратов,
о возложении обязанности по передаче технической документации на многоквартирные дома,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" - Воронкова В.В. по доверенности от 10.10.2022,
в отсутствие иных участников судебного процесса, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форум" (далее - ООО "УК "Форум", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фортуна" (далее - ООО "УК "Фортуна", ответчик) о возложении обязанности по передаче технической документации на многоквартирные дома.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" (далее - ООО "Стандарт ЖКХ", третье лицо).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фортуна" - Ефремов А.В.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2022 года по делу N А57-18617/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стандарт ЖКХ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в части отказа о возложении обязанности передать техническую документацию на многоквартирные дома N N 12, 13А, расположенные по ул. им. Батавина П.Ф. в г. Саратове.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, по неполно исследованным обстоятельствам дела, с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела: в решении Кировского районного суда города Саратова от 20 сентября 2021 года по делу N 2-3201/2021 в случае признания недействительным решения общего собрания оно не порождает гражданско-правовых последствий, а предыдущая управляющая организация не обязана передавать новую техническую и иную документацию на многоквартирные дома, которые находились в ее управлении; выводы суда относительно отсутствия правовых последствий для управляющей организации, решение об избрании которой было признано недействительным (ничтожным), противоречат законодательству (ч. 3.1 ст. 198 и ч. 1 ст. 200 ЖК РФ); выводы суда об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче технической документации со ссылкой на позицию ответчика о том, что документы предыдущей управляющей организации ему не передавались, противоречат пункту 21 Правил N 416, которым предусмотрена обязанность управляющей организации, прекратившей управление многоквартирным домом, восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшествующей управляющей организации и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, вне зависимости от того передавалась ли такая техническая документация от ранее действующей управляющей организации.
ООО "УК "Форум" представило суду письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2022 по делу N А57-18617/2021 оставить без изменения в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении многоквартирных домов по адресу: г. Саратов, ул. Батавина, д. 12, г. Саратов, ул. Батавина, д. 13А, в остальной части отменить, удовлетворив исковые требования в отношении многоквартирных домов по адресу: г. Саратов, ул. Зыбина, д. 8, г. Саратов, ул. Батавина, д. 13, г. Саратов, ул. Батавина, д. 13Б, г. Саратов, ул. Академика Антонова, д. 26Г.
Представитель апелляционной жалобы поддержал свою правовую позицию по делу и настаивал на ее удовлетворении.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что истец в отзыве на апелляционную жалобу оспаривает решение суда и по остальным 4-м МКД, суд апелляционной инстанции с учетом возражений истца пересматривает решение суда в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 12 по улице Батавина города Саратова на основании протокола N 1 от 30 декабря 2020 года принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК "Фортуна", о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации - ООО "УК "Форум", о заключении договора управления жителями многоквартирного дома с ООО "УК "Форум".
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области принято решение N 24 от 28 января 2021 года о включении названного многоквартирного дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "УК "Форум" с 1 февраля 2021 года.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 8 по улице имени Зыбина П.М. города Саратова на основании протокола N 1 от 14 декабря 2020 года принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК "Фортуна", о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации - ООО "УК "Форум", о заключении договора управления жителями многоквартирного дома с ООО "УК "Форум".
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области принято решение N 2236 от 20 января 2021 года о включении названного многоквартирного дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "УК "Форум" с 1 февраля 2021 года.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 26Г по улице имени Академика Антонова О.К. города Саратова на основании протокола N 1 от 29 января 2021 года принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК "Фортуна", о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации - ООО "УК "Форум", о заключении договора управления жителями многоквартирного дома с ООО "УК "Форум".
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области принято решение N 234 от 17 февраля 2021 года о включении названного многоквартирного дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "УК "Форум" с 1 марта 2021 года.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 13 по улице Батавина города Саратова на основании протокола N 1 от 18 февраля 2021 года принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК "Фортуна", о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации - ООО "УК "Форум", о заключении договора управления жителями многоквартирного дома с ООО "УК "Форум".
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области принято решение N 383 от 26 февраля 2021 года о включении названного многоквартирного дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "УК "Форум" с 1 марта 2021 года.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 13А по улице Батавина города Саратова на основании протокола N 1 от 16 февраля 2021 года принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК "Фортуна", о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации - ООО "УК "Форум", о заключении договора управления жителями многоквартирного дома с ООО "УК "Форум".
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области принято решение N 385 от 26 февраля 2021 года о включении названного многоквартирного дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "УК "Форум" с 1 марта 2021 года.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 13Б по улице Батавина города Саратова на основании протокола N 1 от 16 февраля 2021 года принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК "Фортуна", о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации - ООО "УК "Форум", о заключении договора управления жителями многоквартирного дома с ООО "УК "Форум".
Решением государственной жилищной инспекции Саратовской области принято решение N 387 от 26 февраля 2021 года о включении названного многоквартирного дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "УК "Форум" с 1 марта 2021 года.
Истец уведомил ответчика о решении собственников по выбору управляющей компании истца с требованием о передаче всей имеющейся документации по управлению вышеперечисленными многоквартирными домами, что подтверждается письмами от 5 марта 2021 года и 5 февраля 2021 года.
Однако документы в установленный законом срок ответчиком истцу переданы не в полном объеме.
Неисполнение ответчиком обязанности по передаче технической документации на многоквартирные дома послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований мотивирован признанием недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, улице имени Батавина П.Ф., дом 12, оформленного протоколом от 30 декабря 2020 года, а также управлением ООО "УК "Форум" МКД на протяжении короткого времени (4-5 месяцев), т. к. право управления указанными домами перешло в управление третьего лица ООО "Стандарт ЖКХ".
Проверяя правильность принятого судебного акта, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства положение статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации как один из способов защиты гражданских прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В обоснование своих требований истец представил арбитражному суду копии протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, писем от 5 марта 2021 года и 5 февраля 2021 года, решений государственной жилищной инспекции Саратовской области.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания.
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы новой управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Препятствие со стороны ответчика в управлении вышеуказанным многоквартирным домом послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд первой инстанции с настоящим иском на основании положений части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Саратова от 20 сентября 2021 года по делу N 2-3201/2021 признано недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: город Саратов, улица имени Батавина П.Ф., дом 12, оформленное протоколом от 30 декабря 2020 года N 1, на основании которого названный дом перешел в управление к ООО "УК "Форум" от ранее действовавшей управляющей организации - ООО "УК "Фортуна".
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Следовательно, в случае признания недействительным решения собрания оно не порождает гражданско-правовые последствия.
Правовыми последствиями принятия Кировским районным судом города Саратова решения от 20 сентября 2021 года по делу N 2-3201/2021 о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: город Саратов, улица имени Батавина П.Ф., дом 12, оформленного протоколом от 30 декабря 2020 года N 1, является утрата ООО "УК "Форум" с момента принятия такого решения (то есть с 30 декабря 2020 года) всех прав и обязанностей по управлению вышеназванным многоквартирным домом, в том числе, права требовать документацию от предыдущей управляющей компании (то есть от ООО "УК "Фортуна") или от третьих лиц, а также утрата ООО "УК "Форум" обязанности по восстановления отсутствующей и непереданной ему документации.
Также суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о передаче технической документации в отношении многоквартирного дома N 12 по ул. Батавина г. Саратова и дома N 13А по ул. Батавина г. Саратова, в связи с тем, что ООО "УК "Форум" управляло МКД на протяжении короткого времени (4-5 месяцев), право управления указанными домами перешло в управление третьего лица ООО "Стандарт ЖКХ".
Таким образом, истец на момент рассмотрения спора в суде прекратил деятельность по управлению МКД и, соответственно, не вправе требовать документы.
Апелляционным судом установлено, что в Арбитражном суде Саратовской области рассматривалось дело N А57-13628/2021 по иску ООО "Стандарт ЖКХ" к ООО "УК "Форум" об обязании ответчика передать техническую документацию на многоквартирные дома NN 12, 13А по ул. им. Батавина П.Ф. в г. Саратове и иные документы, связанные с управлением названными многоквартирными домами, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информации об оснащении помещений в многоквартирных домах индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технических характеристиках, годе установки, факте замены или поверки), дате последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирных домах, конструктивных частей многоквартирных домов (крыш, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журналов осмотра; инструкции по эксплуатации многоквартирных домов по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, включающей в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков; инструкции по эксплуатации многоквартирных домов (на бумажном и электронном носителях); выписки из реестра, содержащие сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенные уполномоченным органом местного самоуправления копии градостроительных планов земельных участков по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); проектную документацию (копии проектной документации) на многоквартирные дома, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирных домов (при наличии); договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; копии решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах; иные, связанных с управлением многоквартирными домами, документы, перечень которых установлен решениями общих собраний собственников помещений; документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирных домов и управления ими, связанные с управлением общим имуществом; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки многоквартирных домов от строительных организаций; акты технического состояния жилых домов на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; паспорта на многоквартирные дома, каждую квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Решением Арбитражный суд Саратовской области от 05.03.2022 суд обязал ответчика передать истцу следующую техническую документацию на многоквартирные дома N N 12, 13А по ул. им. Батавина П.Ф. в г. Саратове и иные документы, связанные с управлением многоквартирными домами: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; оригиналы документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирных домах индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технических характеристиках, годе установки, факте замены или поверки), дате последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний (за исключением переданных по актам приема передачи от 26.10.2021 NN 5, 6 и от 16.11.2021 NN 7, 8); оригиналы актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирных домах, конструктивных частей многоквартирных домов (крыш, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (за исключением переданных по актам приема передачи от 26.10.2021 NN 5, 6), журналы осмотра; инструкции по эксплуатации многоквартирных домов по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, включающей в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков; инструкции по эксплуатации многоквартирных домов (на бумажном и электронном носителях); выписки из Реестра, содержащие сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; протоколы измерения вентиляции. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022, решение суда от 05.03.2022 в части удовлетворенных исковых требований отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.09.2022 по делу N А57-13628/2021 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А57-13628/2021 оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО "Стандарт ЖКХ" - без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Она распространяется также на содержащуюся в судебном акте, приговоре, вступившем в законную силу, констатацию тех или иных обстоятельств, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу. Факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены судебным актом, приобретают качества достоверности и незыблемости, пока акт не отменен или не изменен путем надлежащей процедуры.
Обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела по делу N А57-13628/2021, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, в связи с признанием недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, улице имени Батавина П.Ф., дом 12, оформленного протоколом от 30 декабря 2020 года, а также в связи с отказом суда в обязании ответчика передать истцу техническую документацию на многоквартирные дома N N 12, 13А по ул. им. Батавина П.Ф. в г. Саратове и иные документы, связанные с управлением многоквартирными домами, требование истца в отношении многоквартирного дома по адресам: город Саратов, улица имени Батавина П.Ф., дом 12, г.Саратов, ул. Батавина, д. 13А не подлежит удовлетворению апелляционным судом.
То есть названным судебным актом, отказано действующей управляющей копании ООО "Стандарт ЖКХ" в иске к истцу по настоящему дело об обязании передать техническую документацию по указанным домам, следовательно, у истца, который в настоящее время не управляет данными домами, отсутствует право требовать передачи ему той же документации.
Вместе с тем, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о том, что решение в части отказа в удовлетворении искового требования об обязании передачи всего перечня технической документации, перечисленной в исковых требованиях в отношении 4-х многоквартирных домов в г. Саратове по адресам: ул. Зыбина, д. 8, ул. Батавина, д. 13, ул. Батавина, д. 13Б, ул. Академика Антонова, д. 26Г подлежит отмене по следующим правовым основаниям.
По смыслу нормы части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращение договорных отношений влечет обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы новой управляющей организации.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
В соответствии с пунктом 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
В соответствии с пунктом 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами", подлежащей применению к спорным правоотношениям) в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирными домами организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирные дома, и иных связанных с управлением таким многоквартирными домами документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, действующая с 26 сентября 2019 года редакция пункта 21 Правил N 416 предусматривает обязанность управляющей организации, прекратившей управление многоквартирными домами, восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению многократными домами, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации той, у которой впоследствии возникла обязанность по ее передаче.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определен перечень технической документации, в пункте 26 указан состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Согласно пункту 24 указанных Правил техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а (1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в (1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д (1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
д (2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д (3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (пункт 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка - утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 840);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- д (2) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- д (3) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты разграничения эксплуатационной ответственности коммунальных сетей (пункт 9 ГОСТ Р 56038-2014);
- акты освидетельствования скрытых работ (пункт 6 ГОСТ Р 56038-2014);
- акт приемки в эксплуатацию отдельных элементов общего имущества в МКД (пункт 5 ГОСТ Р 56038-2014);
- акты приемки жилых домов от строительных организаций (Правила N 170);
- журнал заявок жителей (Правила N 170);
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом.
(Правила N 170);
е) иные, связанные с управлением многоквартирным домом, документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В силу пункта 10 части 2 Приложения Б ГОСТ Р 56038-2014 к иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом относятся паспорта на приборы учета.
В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27 сентября 2003 года N 170, в состав технической документации длительного хранения входит:
план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
акты приемки жилых домов от строительных организаций;
акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
паспорта лифтового хозяйства;
паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
акты технических осмотров;
журналы заявок жителей;
протоколы измерения сопротивления электросетей;
протоколы измерения вентиляции.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к иному лицу передать по его требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных на него законом функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1089/11).
Пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Согласно пунктам 18, 19, 20, 21, 22 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 названных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 названных Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 названных Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи (пункты 22, 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами N 416).
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 названных Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 названных Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Обязанность по передаче технической и иной документации возникла у предыдущей управляющей компании в связи с необходимостью осуществления новой управляющей компанией деятельности по обслуживанию многоквартирными домами, т. к. в соответствии с пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Следовательно, в случае предъявления истцом требования о передаче технической документации должник обязан передать ее кредитору или восстановить и передать техническую документацию в случае ее утраты. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2010 года N 17074/09.
Отказ должника от передачи технической документации, необходимой для осуществления управления многоквартирным домом, создает новой управляющей компании препятствия в осуществлении законного права на управление многоквартирными домами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2020 года N 309-ЭС20-3807 по делу N А76-7231/2019, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2020 года N А07-30508/2018, по общему правилу при рассмотрении исков об истребовании технической документации на многоквартирный дом рекомендуется исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего функции по управлению многоквартирным домом, всей предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с управлением таким домом (пункт 24, 26 Правил N 491, пункты 1.5.1 - 1.5.3 Правил N 170).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2010 года N 17074/09, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2016 года N 303-ЭС16-3028, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2015 года N Ф03-5456/2015.
Ответчик, возражая относительно требования о возложении на него обязательства по передаче новой управляющей организации (истцу) технической документации на вышеназванные многоквартирные дома, ссылался на то, что документы от предыдущей управляющей компании ему не передавались, часть документации является заменяемой (пункт 1.5.3 Правил N 170) и не содержит актуальных сведений о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на данный момент.
Ответчик в обоснование неисполнимости судебного решения указал на отсутствие у него права на получение от уполномоченных органов и организаций документации, отсутствующей у него и подлежащей восстановлению, ввиду передачи истцу полномочий по управлению многоквартирными домами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на судебную практику, согласно которой Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 3 августа 2021 года N 303-ЭС21-5287 по делу N А04-2984/2020, связывает презумпцию наличия у управляющей организации всей предусмотренной законодательством технической документации по многоквартирным домам и обязанность ее передачи новой управляющей компании только в случае осуществления им управления многоквартирными домами в течение длительного периода времени.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, в отношении указанных 4-х МКД истец продолжает управление до настоящего времени, решения общего собрания собственников МКД, на основании которых дом перешел в управление к истцу от ответчика, не отменены.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, исковое требование об обязании передачи всего перечня технической документации, перечисленной в исковых требованиях, подлежит удовлетворению только в отношении 4-х многоквартирных домов в г. Саратове по адресам: ул. Зыбина, д. 8, ул. Батавина, д. 13, ул. Батавина, д. 13Б, ул. Академика Антонова, д. 26Г.
В остальной части исковых требований (по остальным 2-м МКД, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Батавина, д. 12, д. 13А) суд отказывает, поскольку истец утратил право управления вышеуказанными МКД до обращения с иском в суд.
Таким образом, суда апелляционной инстанции приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
При принятии решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, противоречат всем представленным в деле доказательствам.
На основании изложенного судебная апелляционная коллегия считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим частичной отмене в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы при частичном удовлетворении исковых требований относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Судебной коллегией распределены судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы, исходя из удовлетворенных требований.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в том числе иска неимущественного характера.
Поскольку государственная пошлина за неимущественный спор пропорционально не распределяется, то оплаченные истцом судебные расходы за подачу государственной пошлины при рассмотрении иска подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.
Учитывая, что апелляционная жалоба ООО "Стандарт ЖКХ" судом не удовлетворена, оплаченные судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы остаются на третьем лице.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок, не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 мая 2022 года по делу N А57-18617/2021 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Саратов, ул. Зыбина, д. 8, г. Саратов, ул. Батавина, д. 13, г. Саратов, ул. Батавина, д. 13Б, г. Саратов, ул. Академика Антонова, д. 26Г.
Иск общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФОРУМ" удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фортуна" в течение 3 рабочих дней с момента вступления постановления в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФОРУМ" техническую документацию на многоквартирные дома по адресам:
* г. Саратов, ул. Зыбина, д. 8,
* г. Саратов, ул. Батавина, д. 13,
* г. Саратов, ул. Батавина, д. 13Б,
* г. Саратов, ул. Академика Антонова, д. 26Г
и иные связанные с управлением многоквартирным домом документы и оборудование:
1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (в т. ч. оригинал технического паспорта МКД);
2) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
3) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
5) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
6) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, содержащая в себе рекомендации застройщика по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, может содержать в себе рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (на бумажном и электронном носителе).
7) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
8) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
9) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
10) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
11) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
12) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
13) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
14) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений;
15) проектная документация (копии проектной документации) на МКД, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии);
16) план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
17) проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
18) акты приемки жилых домов от строительных организаций;
19) акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
20) схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
21) паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
22) паспорта лифтового хозяйства;
23) паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
24) исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
25) сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
26) акты технических осмотров;
27) журналы заявок жителей;
28) протоколы измерения сопротивления электросетей;
29) протоколы измерения вентиляции;
30) ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.
В остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фортуна" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форум" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 6000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18617/2021
Истец: ООО УК Форум
Ответчик: ООО "Управляющая компания Фортуна
Третье лицо: Ефремов А.В., ООО "Стандарт ЖКХ", ООО ВУ УК Фортуна, Ефремова А.В.