г. Ессентуки |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А15-1882/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А., Семенова М.У. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан - Османова А.О. (доверенность от 11.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Рукель-Русь-Агро" - Федоровой Е.Л. (доверенность от 05.08.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рукель-Русь-Агро" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.06.2022 по делу N А15-1882/2018, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района "Дербентский район" (далее - администрация района) и Администрации муниципального образования сельское поселение "село Джалган" Дербентского района (далее - администрация поселения) о признании открытого аукциона от 03.05.2017 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:1265 площадью 2 365 007 кв. м, оформленного протоколом от 03.05.2017 N 13, и договора аренды от 16.05.2017 N 24 недействительными; применении последствий недействительности арендной сделки.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рукель-Русь-Агро" (далее - общество); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Республики Дагестан, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан.
Решением от 04.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.07.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды пришли к выводу, что публичные торги проведены в порядке, установленном статьей 39.12 Земельного кодекса. При подготовке и проведении торгов существенных нарушений, повлиявших на результаты торгов, не допущено. Незначительные нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания их недействительными. Не указание в печатном издании сведений о реквизитах счета, на который необходимо перечислить задаток, не является существенным нарушением проведения торгов и не повлекло ограничения доступа к торгам потенциальных участников.
Постановлением окружного суда от 24.01.2020 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд округа указал следующее. Отсутствие в сообщениях о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка номеров расчетных счетов организатора торгов для внесения задатка, является существенным нарушением, ограничившим доступ к торгам потенциальных покупателей права аренды. При рассмотрении спора суды не привлекли к участию в деле в качестве ответчика муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений" администрации муниципального района "Дербентский район" (организатора торгов), чьи действия непосредственно оспариваются. В судебном заседании представитель администрации района указал на наличие Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 09.06.2016 N 245-р "О безвозмездной передаче из собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования "село Джалган" Дербентского района земельного участка", которое не исследовано судами, не проверены полномочия на проведение торгов муниципальным казенным учреждением "Управление земельных и имущественных отношений" администрации муниципального района "Дербентский район" по передаче спорного земельного участка в аренду.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2020 обществу отказано в передаче кассационной жалобы на постановление окружного суда от 24.01.2020 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений" администрации муниципального района "Дербентский район" и муниципальное бюджетное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений муниципального района "Дербентский район" (далее - учреждение; ликвидировано 09.08.2022); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное унитарное предприятие Республики Дагестан "им. К. Маркса" (далее - предприятие).
Решением от 08.06.2022 иск управления удовлетворен. Признаны недействительными результаты открытого аукциона от 03.05.2017 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:1265 площадью 2 365 007 кв. м, оформленного протоколом от 03.05.2017 N 13, и договор аренды от 16.05.2017 N 24, в качестве последствий недействительности сделки на общество возложена обязанность возвратить сельскому поселению "село Джалган" спорный земельный участок.
В апелляционной жалобе общество просило отменить решение от 08.06.2022 и отказать в удовлетворении требований управления. По мнению подателя жалобы, существенных нарушений порядка проведения торгов не допущено, основания для признания торгов и заключенного по их результатам договора аренды недействительными, отсутствуют.
В отзыве министерство, администрация района и предприятие просили отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель управления возражал против её удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы (часть 3 статьи 156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением муниципального образования сельское поселение "село Джалган" Дербентского района от 17.03.2017 N 9 определено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:1265 площадью 2 365 007 кв. м с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, сельское поселение "село Джалган".
Учреждение 29.03.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru поместила извещение N 2903117/154713/01 и аукционную документацию о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:1265.
31 марта 2017 года в районной общественно-политической газете "Дербентские известия" (выпуск N 29) опубликована информация о предстоящем проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на 49 лет, содержащая сведения о предмете аукциона, начальном размере годовой арендной платы за земельный участок - 210 391,02 руб., величине повышения начальной цены (шаг аукциона) - 3 % от начального размера ежегодной арендной платы, размере задатка 20 % от начального размера ежегодной арендной платы, начальной цене предмета аукциона, дате, времени, адресе приема заявок, наименовании органа - организатора торгов, дате и времени аукциона со ссылкой на источники получения дополнительной или уточняющей информации.
На участие в аукционе поданы две заявки; размер задатка своевременно внесен участниками аукциона, однако, один из участников снял свою кандидатуру до начала аукциона. Протоколом рассмотрения заявок от 03.05.2017 N 13 аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся по причине подачи одной заявки, признала поданную обществом заявку соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе и решила в течение не менее 10 дней со дня размещения на общероссийском официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе заключить с обществом договор аренды земельного участка.
По результатам проведения публичной процедуры администрация поселения и общество заключили договор от 16.05.2017 N 24 аренды земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:1265. Участок передан по акту приема-передачи от 16.05.2017.
В адрес управления поступила информация о нарушении антимонопольного законодательства при проведении аукциона, в результате рассмотрения которой управление приняло решение от 19.06.2018 N 04-13/2018 о признании администрации поселения нарушившей части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Полагая, что аукцион проведен с нарушением норм законодательства, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, управление обратилось в суд.
Пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса определяет, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Положения пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 Гражданского кодекса и частью 1 статьи 4 Кодекса направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. Лицо, обращающееся с требованием о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
В статье 17 Закона N 135-ФЗ установлен перечень возможных или наступивших последствий действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, нарушение которых является основанием для признания судом соответствующих торгов (запроса котировок, запроса предложений) и заключенных по результатам указанных процедур сделок недействительными.
Право антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с исками о признании торгов недействительными предусмотрено подпунктом "з" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
Основанием для подачи рассматриваемого иска послужили допущенные, по мнению управления, нарушения в порядке информирования населения о предстоящей передачи в аренду спорного земельного участка (аукциона), а именно полноты сведений, содержащихся в официальных сообщениях о проведении аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса).
В пункте 19 статьи 39.11 Земельного кодекса закреплено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 20 статьи 39.11 Земельного кодекса организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Требования к содержанию извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены в пункте 21 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Выполняя указания кассационной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что на основании распоряжения Правительства Республики Дагестан от 09.06.2016 N 245-р земельный участок с кадастровым номером 05:07:000090:1265, расположенный в границах муниципального образования "село Джалган" безвозмездно передан из собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования "село Джалган".
Передача имущества оформлена актом от 23.06.2016.
Распоряжение от 09.06.2016 N 245-р и акт приема-передачи имущества от 23.06.2016 послужили основанием для регистрации права собственности на спорный земельный участок за муниципальным образованием сельское поселение "село Джалган" (запись регистрации от 12.07.2016).
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 10.10.2016 N 422-р распоряжение от 09.06.2016 N 245-р отменено. Однако право собственности муниципального образования на земельный участок до настоящего времени не оспорено.
По соглашению от 01.11.2016 администрация поселения передала полномочия по проведению торгов (конкурсов, аукционов) на право на заключения договоров аренды земельного участка муниципальному бюджетному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений муниципального района "Дербентский район". На основании этого соглашения учреждение выступило организатором торгов.
Согласно пункту 3.2.5 Положения о муниципальном бюджетном учреждении "Управление земельных и имущественных отношений муниципального района "Дербентский район", утвержденного решением собрания депутатов муниципального района "Дербентский Район" от 29.12.2015 N 517 учреждение осуществляет подготовку документов по организации и проведению аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у учреждения полномочий на проведение оспариваемых торгов.
Суд первой инстанции также установил, что в соответствии с актом на право пользования землей от 31.03.1965 совхозу им. Карла Маркса (в настоящее время - ГУП РД "им. Карла Маркса") в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок в границах, указанных в акте.
Согласно свидетельству 05-АА 333410 от 26.10.2010 за Республикой Дагестан зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000090:203 площадью 22 995 117 кв. м, относящийся к землям сельхозназначения.
Распоряжением министерства от 15.08.2014 N 505-р произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:203, находящегося в пользовании предприятия, на несколько земельных участков, в результате чего образован, в том числе и спорный земельный участок (05:07:000090:1265), который впоследствии на основании распоряжения от 09.06.2016 N 245-р передан в собственность сельскому поселению "село Джалган".
При этом предприятие от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не отказывалось. Доказательства правомерного изъятия у предприятия земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 45, 54 Земельного кодекса, в деле отсутствуют.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано заключил о том, что в результате неправомерных действий по передаче участка из республиканской собственности в муниципальную, в дальнейшем - по проведению торгов и передаче участка в аренду обществу, нарушены права и законные интересы предприятия как землепользователя.
Со ссылкой на указания окружного суда, данные в постановлении от 24.01.2020, суд первой инстанции также заключил, что отсутствие в сообщениях о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка номеров расчетных счетов организатора торгов для внесения задатка, является существенным нарушением, ограничившим доступ к торгам потенциальных покупателей права аренды.
Указаниям арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенных в его постановлении об отмене обжалуемых актов, придан обязательный характер для судов первой и апелляционной инстанций, вновь рассматривающих дело (часть 2.1 статьи 289 Кодекса).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для признания оспариваемых торгов и заключенного по их результатам договора аренды недействительными.
Оснований не согласиться с выводами суда у апелляционной коллегии не имеется.
Ссылка общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2020 в обоснование позиции о том, что не указание в аукционной документации расчетного счета для внесения задатка с учетом того, что такие сведения имеются на официальном сайте (torgi.gov.ru), не ограничило конкуренцию и доступ к торгам потенциальных покупателей права аренды, отклоняется.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2020 не содержит оценку выводам окружного суда, сделанным в постановлении от 24.01.2020, и такие выводы не признаны ошибочными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и применимым к ним нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.06.2022 по делу N А15-1882/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рукель-Русь-Агро" (ИНН 0512007859, ОГРН 1150542001521) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, уплаченной по неверным реквизитам.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1882/2018
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД
Ответчик: Администрация МО сельского поселения "село Джалган", Администрация МР "Дербентский район", ООО "Рукель -Русь-Агро"
Третье лицо: Администрация МО сельского поселения "село Джалган", Администрация МР "Дербентский район", ООО "Рукель -Русь-Агро", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД (Управление Росреестра по РД)
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5/2024
09.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10212/19
28.10.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2182/19
08.06.2022 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1882/18
24.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10212/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10212/19
30.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2182/19
30.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1882/18
04.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1882/18