г. Владимир |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А43-16663/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 02.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колхоза им. Кирова на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 по делу N А11-16663/2019,
принятое по заявлению Колхоза им. Кирова (ОГРН 1023300998269, ИНН 3316008636) о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, выраженного в письме от 05.11.2019 N ДЛХ-6299-04-13,
при участии в деле третьих лиц - временного управляющего Шелуха Александра Кузьмича, государственного казенного учреждения Владимирской области "Киржачское лесничество", Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации Киржачского района Владимирской области, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Колхоз им. Кирова владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 8 678 522 кв.м с кадастровым номером 33:02:000000:377, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства.
Колхоз им. Кирова 07.10.2019 обратился в Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанным участком на право аренды сроком на 49 лет для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и ведения сельского хозяйства.
К данному обращению Колхозом им. Кирова приложены: копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.03.2019 N 33-01-105/4002/2019-529, копия свидетельства от 21.03.2014, выписка из протокола Колхоза им. Кирова от 03.11.2015 N 8, приказ от 03.11.2015, копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Колхоза им. Кирова, копия свидетельства от 02.03.1993 N ВЛ-06-Т-2.
Письмом от 05.11.2019 N ДЛХ-6299-04-13 Департамент отказал Колхозу им. Кирова в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:377 на право аренды лесным участком.
Колхоз им. Кирова обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 05.11.2019 N ДЛХ-6299-04-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий Шелуха Александр Кузьмич, государственное казенное учреждение Владимирской области "Киржачское лесничество", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрация Киржачского района Владимирской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.
Решением от 12.07.2022 Арбитражный суд Владимирской области отказал Колхозу им. Кирова в удовлетворении заявленного требования.
Колхоз им. Кирова обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что какой-либо нормой действующего законодательства не предусмотрена обязанность указывать виды сельскохозяйственного производства, для которых испрашивается в аренду земельный участок в порядке переоформления существующего права постоянного (бессрочного) пользования на него.
Колхоз им. Кирова считает, что отказ в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок нарушает положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), нарушает права Колхоза им. Кирова и влечет для него негативные последствия.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 N 898 "Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства Владимирской области" (далее - Положение) Департамент является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами и осуществляющим полномочия в области лесных отношений, возложенные на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (пункт 1.1. Положения).
Из материалов дела следует, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:377, общей площадью 8 678 522 кв.м, категория земель: "земли лесного фонда", с разрешенным использованием: "для ведения лесного хозяйства", расположенный по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), колхоз имени Кирова.
Данное обстоятельство установлено постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А11 -16448/2018 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.12.2021).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 21.03.2014 серии 33 АЛ N 828610, на основании свидетельства о праве собственности на землю от 02.03.1993 N ВЛ-06-Т-2, выданного Киржачским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Колхоз им. Кирова на земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:377, категория земель - "земли лесного фонда", разрешенное использование: "для ведения лесного хозяйства", общей площадью 8 680 000 кв.м, местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, колхоз имени Кирова, о чем в ЕГРН 21.03.2014 внесена запись N 33-33-01/016/2014-305.
Судебными актами по делам N А11-7229/2011, N А11-16448/2018 установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:377 входил в состав земель Колхоза им. Кирова, предоставленных его правопредшественнику по свидетельствам 1969 и 1992 годов. На основании постановления администрации Киржачского района от 29.12.1992 N 703 и свидетельства N ВЛ-06-Т-2 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в 2006 году.
Апелляционный и кассационный суды в постановлениях от 07.07.2021, от 01.12.2021, соответственно, по делу N А11-16448/2018 пришли к выводу о сохранении за Колхозом им. Кирова до настоящего времени права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:377, это право является ранее возникшим и в отсутствие регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом как указал кассационный суд в своем постановлении, не соблюдение Колхозом процедуры переоформления ранее возникшего права на спорный земельный участок (право постоянного (бессрочного) пользования) путем заключения договора аренды в соответствии с требованиями лесного законодательства, в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ЛК РФ, введенным в действие с 01.01.2007, в срок до 01.01.2009, не означает, что по истечении этого срока ранее возникшие права в отношении земельного (лесного) участка не могут быть переоформлены.
Колхоз им. Кирова, исходя из положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, обратился в Департамент о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на право аренды сроком на 49 лет, полагая, что в рассматриваемом случае с учетом положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды лесного участка должен быть заключен без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Частью 2 указанной статьи установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 5 статьи 73.1 ЛК РФ установлено, что заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
В силу частью 3 статьи 72 ЛК РФ договор аренды заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок, не превышающий срока действия соответствующего охотхозяйственного соглашения.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исследовав материалы дела, установив, что Колхоз им. Кирова не представил доказательств, подтверждающих наличие у него охотхозяйственного соглашения на испрашиваемый участок. Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что переооформление права постоянного бессрочного пользования на земельный участок на право аренды с целью использования лесного участка в сфере охотничьего хозяйства сроком на 49 лет в отсутствие охотхозяйственного соглашения невозможно.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 ЛК РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно сведениям лесохозяйственного регламента ГКУ ВО "Киржачское лесничество", утвержденного постановлением департамента лесного хозяйства от 22.08.2018 N 9 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений" (редакция постановления от 05.08.2019 N 18), леса, расположенные на территории лесного фонда Киржачского лесничества, Северного участкового лесничества урочища Кирова относятся к защитным лесам (защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации) и к эксплуатационным лесам.
Кроме того, на данной территории на площади 632,7 га выделены особо защитные участки лесов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.06.2019 N 852 на территории Киржачского лесничества Владимирской области выделены особо защитные участки лесов и установлены их границы.
Данные особо защитные участки лесов расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:377.
Часть 5 данной статьи 38 ЛК РФ определено, что правила использования лесов ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В рамках реализации указанной статьи ЛК РФ приказом Минприроды России от 21.06.2017 N 314 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее - Правила N 314), действовавшие на момент принятия оспоренного отказа.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 314 запрещено ведение сельского хозяйства на особо защитных участках лесов за исключением сенокошения и пчеловодства.
Согласно пункту 5 указанных Правил граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Из заявления Колхоза им. Кирова, поданного в Департамент 07.10.2019, не усматривается, для каких видов сельского хозяйства испрашивается земельный участок лесного фонда в аренду. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Колхоз им. Кирова не конкретизировал цели использования спорного участка, предполагаемого для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Соответствующего обоснования не приведено и в апелляционной жалобе.
В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспоренный отказ, принятый уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законным интересы Колхоза им. Кирова.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Колхозу им. Кирова в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Колхоза им. Кирова.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Колхоз им. Кирова. Уплаченная по платежному поручению от 26.09.2022 N 760750 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Колхозу им. Кирова из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 по делу N А11-16663/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Колхоза им. Кирова - без удовлетворения.
Возвратить Колхозу им. Кирова из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению от 26.09.2022 N 760750.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-16663/2019
Истец: КОЛХОЗ ИМ. КИРОВА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "КИРЖАЧСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО", ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Филиала "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственнй регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, Шелуха Александр Кузьмич