Нижний Новгород |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А11-16663/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Колхоза им. Кирова
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022,
принятое судьей Ушаковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-16663/2019
по заявлению Колхоза им. Кирова
(ИНН: 3316008636, ОГРН: 1023300998269)
о признании решения департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, изложенного в письме от 05.11.2019 N ДЛХ-6299-04-13, об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лесного фонда на право аренды лесного участка, незаконным,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", государственное казенное учреждение Владимирской области "Киржачское лесничество", администрация Киржачского района Владимирской области, временный управляющий Шелуха Александр Кузьмич,
и установил:
Колхоз им. Кирова (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент), изложенного в письме от 05.11.2019 N ДЛХ-6299-04-13, об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:377 на право аренды лесного участка.
Заявленное требование основано на положениях Земельного кодекса Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивировано тем, что решение Департамента, по мнению заявителя, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра), Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", государственное казенное учреждение Владимирской области "Киржачское лесничество", администрация Киржачского района Владимирской области, временный управляющий Шелуха Александр Кузьмич.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 12.07.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о том, что переооформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды с целью использования лесного участка в сфере охотничьего хозяйства в отсутствие охотхозяйственного соглашения невозможно.
Колхоз не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, действующим законодательством допускается ведение сельскохозяйственного производства на землях лесного фонда в отсутствие конкретизации конкретных видов такого производства. Нарушение прав Колхоза заключается, с его точки зрения, в том, что невыполнение обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования влечет выдачу предписаний Управлением Росреестра, наложение штрафов за их невыполнение. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Колхоза - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:377 общей площадью 8 678 522 квадратных метров из земель лесного фонда, с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства. Участок расположен: Владимирская область, Киржачский район, муниципальное образование Филипповское (сельское поселение), колхоз имени Кирова. Данным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет Колхоз.
При рассмотрении споров в делах N А11-7229/2011, N А11-16448/2018 суды установили, что спорный земельный участок входил в состав земель Колхоза, предоставленных его правопредшественнику по свидетельствам 1969 и 1992 годов. На основании постановления администрации Киржачского района от 29.12.1992 N 703 и свидетельства N ВЛ-06-Т-2 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2006 году как ранее учтенный.
Также суды в деле N А11-16448/2018 пришли к выводу о сохранении за Колхозом до настоящего времени права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок лесного фонда, это право является ранее возникшим и действительным в отсутствие регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Несоблюдение Колхозом процедуры переоформления этого права путем заключения договора аренды в соответствии с требованиями лесного законодательства, в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2009, не означает, что по истечении этого срока ранее возникшие права в отношении земельного (лесного) участка не могут быть переоформлены.
Колхоз 07.10.2019 обратился в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанным участком на право аренды сроком на 49 лет для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и ведения сельского хозяйства. Департамент в письме от 05.11.2019 N ДЛХ-6299-04-13 отказал Колхозу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:377 на право аренды лесным участком. Департамент указал на отсутствие у заявителя охотохозяйственного соглашения.
Колхоз, посчитав данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, а также оценив доводы участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 200 (частям 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
В соответствии со статьей 3 (частью 2) Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом, другими федеральными законами.
В статье 71 (пункте 2 части 1, частях 2 и 3) Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным кодексом.
В силу статьи 73.1 (части 3) Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Действующее правовое регулирование не предусматривает прекращения законно возникшего права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок по причине отсутствия заявления правообладателя о его переоформлении. Несоблюдение процедуры переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования путем заключения договора аренды в соответствии с требованиями лесного законодательства до 01.01.2009, не означает, что по истечении этого срока ранее возникшие права в отношении земельного (лесного) участка не могут быть переоформлены.
Из заявления Колхоза следует, что он просил переоформить принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право аренды сроком на 49 лет для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и ведения сельского хозяйства
В статье 36 (части 1) Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. На основании статей 25 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются лицам, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено этим законом. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии со статьей 28 этого закона.
При этом в статье 72 (части 3) Лесного кодекса Российской Федерации указано, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, заключается на срок, не превышающий срока действия соответствующего охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, наличие охотохозяйственного соглашения является необходимым условием для приобретения земельного участка в аренду в целях осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Колхоз такое соглашение с заявлением не представил, сведений о его заключении не сообщил.
В отношении использования лесного участка для целей сельского хозяйства в статье 38 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее. Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур, иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данные правила утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.07.2020 N 408.
В соответствии с пунктом 3 названных правил и пунктом 2 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации ведение сельского хозяйства запрещается на особо защитных участках лесов, за исключением сенокошения и пчеловодства (кроме заповедных лесных участков). Лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны, в том числе, использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества; составлять проект освоения лесов; представлять отчет об использовании лесов (пункт 12 Правил).
Как установили суды двух инстанций, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.06.2019 N 852 на территории Киржачского лесничества Владимирской области выделены особо защитные участки лесов и установлены их границы. Данные особо защитные участки лесов расположены в границах земельного участка 33:02:000000:377. Согласно данным лесохозяйственного регламента ГКУ ВО "Киржачское лесничество" леса, расположенные на территории лесного фонда Киржачского лесничества, Северного участкового лесничества урочища Кирова, относятся к защитным лесам и к эксплуатационным лесам. Также на данной территории на площади 632,7 гектара выделены особо защитные участки лесов.
Между тем, ведение сельского хозяйства является самостоятельным видом использования лесов (пункт 6 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации). Характеристика проектируемых технологий ведения сельского хозяйства, основные проектируемые параметры использования лесов для ведения сельского хозяйства, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется ведение сельского хозяйства, указываются в проекте освоения лесов, который составляется лесопользователем (пункт 15 Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 N 864).
Следовательно, конкретизация целевого назначения и виды допустимого использования лесных участков, в том числе виды сельского использования указываются в проекте освоения лесов, уже после заключения договора аренды. Само по себе наличие на лесном участке отдельных участков особо защитных участков лесов не является основанием для отказа в предоставлении его в аренду для ведения сельского хозяйства. Соблюдение же указанных ограничений является обязанностью лесопользователя (арендатора) и подконтрольно уполномоченным органам.
Таким образом, ссылки судов на наличие на лесном участке особо защитных участков лесов, отсутствие конкретизации видов сельского хозяйства на лесном участке для целей вопроса заключения договора аренды правового значения не имеют.
Суды установили достаточные основания для отказа в заключении договора аренды для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (отсутствие у Колхоза охотохозяйственного соглашения).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По приведенным мотивам суды правомерно отказали в удовлетворении требований Колхоза.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по делу N А11-16663/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Колхоза им. Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды двух инстанций, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.06.2019 N 852 на территории Киржачского лесничества Владимирской области выделены особо защитные участки лесов и установлены их границы. Данные особо защитные участки лесов расположены в границах земельного участка 33:02:000000:377. Согласно данным лесохозяйственного регламента ГКУ ВО "Киржачское лесничество" леса, расположенные на территории лесного фонда Киржачского лесничества, Северного участкового лесничества урочища Кирова, относятся к защитным лесам и к эксплуатационным лесам. Также на данной территории на площади 632,7 гектара выделены особо защитные участки лесов.
Между тем, ведение сельского хозяйства является самостоятельным видом использования лесов (пункт 6 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации). Характеристика проектируемых технологий ведения сельского хозяйства, основные проектируемые параметры использования лесов для ведения сельского хозяйства, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется ведение сельского хозяйства, указываются в проекте освоения лесов, который составляется лесопользователем (пункт 15 Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 N 864)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2023 г. N Ф01-549/23 по делу N А11-16663/2019