город Омск |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А81-6448/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.11.2022.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к гаражно-строительному потребительскому кооперативу "Сибирь" (ИНН 8906006849, ОГРН 1048900750909) о взыскании 339 529 руб. 37 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к гаражно-строительному потребительскому кооперативу "Сибирь" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании долга за коммунальный ресурс по договору теплоснабжения N МР00ТВ0000002581 за декабрь 2021 года в размере 310 482 руб. 60 коп., 29 046 руб.
77 коп. пени за период с 11.01.2022 по 23.04.2022, с дальнейшим их взысканием в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 24.04.2022 по день фактической оплаты долга.
Решением в виде резолютивной части от 20.06.2022 исковые требования удовлетворены частично. С кооператива в пользу общества взыскана задолженность по договору теплоснабжения N МР00ТВ0000002581 за декабрь 2021 года в размере 310 482 руб. 60 коп., пени в размере 23 828 руб. 27 коп. за период с 11.01.2022 по 31.03.2022, расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 640 руб. 51 коп., а также пени на сумму основного долга в размере 310 482 руб. 60 коп., начиная с 02.10.2022, из расчета 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа, в случае если мораторий не будет продлен, по день фактической уплаты суммы долга. В остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
08.07.2022 по настоящему делу составлено мотивированное решение.
Возражая против данного решения, кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на то, что истец в отношении специализированного потребительского кооператива применил не верный тариф для определения стоимости потребленного ресурса; не обосновал невозможность применения к ответчику льготного тарифа в соответствии с положениями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов и коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон N 107-ЗАО). По мнению ответчика, кооператив, исходя из характера осуществляемой им деятельности, относится к лицам, имеющим в силу Закона N 107-ЗАО право на льготы, в связи с чем в расчетах сторон подлежал тариф, равный 1 285 руб. 98 коп. за Гкал, исходя из которого оплата задолженности осуществлена ответчиком 04.03.2022.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, общество представило пояснения.
Определением от 18.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству в порядке пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Определением от 14.09.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А81-644/2022 по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. При этом на обсуждение сторон вынесен ряд вопросов.
Во исполнение обозначенного определения сторонами представлены письменные пояснения, а также дополнительные доказательства, которые приобщены к материалам дела.
В частности, ответчик настаивает на наличии оснований для применения льготного тарифа в целях расчета стоимости тепловой энергии, ссылаясь на то, что кооперативу не принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, являющиеся объектом теплоснабжения в рамках рассматриваемого договора, собственниками являются физические лица, соответственно, ресурс приобретается ответчиком для коммунально-бытовых нужд, так как предпринимательскую деятельность кооператив не ведет.
Каких-либо пояснений на данные доводы истцом не приведено.
Определением от 03.10.2022, приняв во внимание поступление в материалы дела письменных пояснений ответчиком 03.10.2022, апелляционный суд в соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ отложил рассмотрения настоящего спора для предоставления обществу возможности отреагировать на дополнительные доводы кооператива.
25.10.2022 кооператив представил ходатайство о приобщении к материалам дела устав кооператива от 22.07.2022 в редакции N 3, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении гаражей, которое апелляционным судом удовлетворено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения изложенных в просительной части об отложении рассмотрения настоящего дела для целей предоставления выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении всех гаражей и привлечь к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) орган тарифного регулирования.
Относительно ходатайства об отложении судебного разбирательства для предоставления выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении остальных гаражей, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства.
Заявитель должен также обосновать невозможность разрешения спора без совершения таких процессуальных действий.
При этом отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью.
При рассмотрении ходатайства кооператива апелляционный суд, учитывая конкретные обстоятельства и представленные в материалы спора доказательства, считает, что основания для его удовлетворения отсутствуют, принимая во внимание, что в материалы дела ответчиком представлен достаточный объем доказательств для разрешения спора.
Относительно ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - органа тарифного регулирования, апелляционный суд учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По смыслу указанной нормы привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, является исключительным правом, а не обязанностью суда, и осуществление подобных процессуальных действий допускается только в случае, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.
Принимая во внимание, что принятый по итогам рассматриваемого спора не влияет на права или обязанности такого государственного органа, как региональная энергетическая комиссия, основания для ее привлечения их к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не установлено, в связи с чем ходатайство ответчика в порядке статьи 51 АПК РФ подлежит отклонению.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании открытом 26.10.2022 объявлен перерыв до 01.11.2022.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что исковые требования мотивированы ссылкой на заключенный между обществом (далее - теплоснабжающая организация) и кооперативом (далее - потребитель) договор теплоснабжения N МР00ТВ0000002581 (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединённую сеть тепловую энергию, а потребитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим потребления.
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что оплата текущего потребления тепловой энергии производится потребителем в следующем порядке:
- 35% стоимости договорного объема тепловой энергии, потребляемого в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа текущего месяца;
- 50% стоимости договорного объема тепловой энергии, потребляемого в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа текущего месяца Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется денежными средствами, в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
Как указывает истец, во исполнение условий договора он поставил ответчику тепловую энергию в декабре 2021 года в объеме 94,98297 Гкал на общую сумму 457 458 руб. 04 коп.
Для оплаты поставленного ресурса истец выставил ответчику универсальный передаточный документ от 31.12.2021 N 21123100205/89/МР12.
Ответчик не произвел оплату за потребленный коммунальный ресурс.
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате задолженности послужили основанием для обращения общества с настоящим исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 314, 307, 329, 330, 331, 408, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", статьями 7, 8, 64, 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 9.1, 63, 213.19 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление N 497), от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" (далее - постановление N 474), пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", установив фактическое потребление тепловой энергии кооперативом, обоснованность применённого в расчете истцом тарифа, признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Не соглашаясь с принятым судом первой инстанции судебным актом, кооператив, не оспаривает наличие правоотношений с обществом в рамках вышеуказанного договора, факт передачи тепловой энергии в декабре 2021 года и его объем, последний считает, что истцом в расчете не верно применен общий тариф, установленный для категории прочих потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, к которым кооператив, как некоммерческая организация, не относится.
Оценивая возражения кооператива, апелляционный суд считает, что таковые заслуживают внимания, учитывая следующее.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
При этом согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пунктам 4, 5 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015; определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2015 N 305-ЭС15-782, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-1689).
В данном случае тарифы для истца установлены Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 10.12.2018 N 217-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую филиалом акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в городе Муравленко "Тепло" и поставляемую потребителям муниципального образования город Муравленко, и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019 - 2023 годы", согласно которому на декабрь 2021 года действовали следующие тарифы:
- 4010 руб./Гкал для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения;
- 1285,98 руб./Гкал - льготный тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а именно, потребители тепловой энергии (мощности), имеющие право на льготы, указанные в абзаце 2 части 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО;
- 1543,17 руб./Гкал (включает НДС) - население (потребители тепловой энергии (мощности), имеющие право на льготы, указанные в абзаце 3 части 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО).
Таким образом, изложенным приказом установлены тарифы в зависимости от права на льготу, которое в сою очередь установлено Законом N 107-ЗАО.
Данным Законом (в редакции, действовавшей в спорный период) установлены отдельные категории потребителей коммунальных ресурсов, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот, порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Так, согласно части 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО к отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющим в соответствии с данным Законом право на льготы, относятся:
управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующимся на ином законном основании жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в муниципальной или государственной собственности;
граждане, являющиеся собственниками жилых домов (части жилых домов), домовладений, жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующиеся на ином законном основании жилыми домами (частями жилых домов), домовладениями, жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в муниципальной или государственной собственности, и приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг, а также потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома;
организации, предоставляющие внаем жилые помещения в наемных домах на территории автономного округа, управляющие организации, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг организациям, указанным в настоящем абзаце, и (или) гражданам, пользующимся на законном основании жилыми помещениями в наемных домах на территории автономного округа.
Из изложенного следует, что иные специализированные потребительские кооперативы могут быть отнесены к категории льготных потребителей в случае приобретения коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемого для предоставления коммунальных услуг гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующимся на ином законном основании жилыми помещениями в многоквартирном доме.
В данном случае объектом теплоснабжения являются гаражи, а не жилые помещения.
Тем не менее, государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется также постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования цен (тарифов)).
Согласно пункту 5(3) Основ ценообразования, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа.
К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:
а) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению.
б) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;
в) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
Из буквального содержания пункта 5(3) Основ ценообразования кооперативы по строительству и эксплуатации гаражей не обозначены в качестве потребителей, приравненных к населению.
Однако в качестве таковых указаны иные специализированные потребительские кооперативы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 данного Кодекса.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Таким образом, потребительский кооператив в соответствии с ГК РФ признается некоммерческой организацией, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
При этом в данных нормах права отсутствует указание на то, что понимается под иными специализированными кооперативами.
Однако в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" установлено, что настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
При таких обстоятельствах можно констатировать, что гаражно-строительный кооператив, коим является ответчик, относится к иным специализированным потребительским кооперативам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять во внимание пункт 7 приложения N 1 "Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и по которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объектов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в соответствии с которым в этот Перечень также включаются объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи); некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и неиспользуемую для осуществления коммерческой деятельности.
Таким образом, в сфере поставки коммунального ресурса "электроэнергия" гаражный кооператив прямо указан в качестве потребителя, приравненного к категории "население".
Как поясняет ответчик и следует из представленного в материалы дела Устава кооператива от 22.07.2022 в редакции N 3 кооператив создан для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в строительстве гаражей, гаражных боксов и последующей эксплуатации путем объединения в гаражные комплексы, а также для благоустройства их территории и надлежащего хранения автотранспортных средств (пункт 2.1 названного Устава).
Согласно пункту 2.2 Устава кооператива от 22.07.2022 в редакции N 3 основными целями деятельности кооператива являются - эксплуатация стояночных мест.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц кооператив создан организационно-правовой формой "Гаражные и гаражно-строительные кооперативы" с видом разрешенной деятельности "Деятельность стоянок для транспортных средств".
Иных видов деятельности не значится и из фактических обстоятельств дела не усматривается.
Следовательно, кооператив создан как организация, учрежденная на добровольных началах гражданами - владельцами автотранспортных средств и гаражных боксов. Тепловая энергия приобретается на нужды потребителей, являющихся собственниками гаражных боксов, в собственных интересах кооператив тепловую энергию в рамках рассматриваемого договора не приобретает. Иное истцом не доказано.
Поскольку тепловая энергия приобреталась истцом по поручению граждан, своих членов (пайщиков), то поступающие к нему денежные средства на оплату тепловой энергии от граждан признаками дохода не обладают.
В таких правоотношениях сторон кооператив по аналогии с управляющей организацией не имеет собственного экономического ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, договорное обеспечение поставки тепловой энергии в интересах граждан - его членов (пайщиков) - производится истцом также в их интересах, объем обязательств истца в спорных правоотношениях не должен превышать объема обязательств его членов, так как потребление тепловой энергии осуществляется при этом гражданам в своих личных целях, для собственных нужд.
Указанное также следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768 по делу N А81-1744/2019, в котором при выборе подлежащего применению тарифа между тарифом для "иных потребителей" и тарифом "для населения" (который уже, по сути, являлся льготным по сравнению с тарифом для "иных потребителей") приоритет отдан не законодательству субъекта, устанавливающему определенные категории потребителей, имеющих право на льготный тариф, а тому, в каких целях используется помещение и потребляется коммунальный ресурс ("посубъектный" критерий).
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и пр.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Также следует учитывать, что использование ресурса в целях отопления таких объектов (гаражные боксы) следует расценивать как потребление на коммунально-бытовые нужды с учетом сложившейся судебной практики в части применения тарифа на ресурс, приобретаемый гаражными, гаражно-строительными кооперативами и иными товариществами собственников недвижимости, целью создания которых является удовлетворение потребностей граждан, не связанных с реализацией жилищных прав (например, пункт 25 рекомендаций Научно-консультативного совета Арбитражного суда Западно-Сибирского округа "По вопросам, возникающим при применении арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации и законодательства об энергоснабжении" (принятые по итогам заседания, состоявшегося 24 мая 2019 года), утвержденные на заседании Президиума Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 15.11.2019).
Таким образом, критерием отнесения потребителя к субъекту, имеющему право на льготный тариф, является использование ресурса на коммунально-бытовые нужды.
В настоящем случае обстоятельство использование ресурса на коммунально-бытовые нужды ответчик обосновывает принадлежностью объектов теплоснабжения физическим лицам, в подтверждение чего частично представлены выписки от 24.10.2022 в отношении гаражных боксов. Данные документы суд апелляционной инстанции с учетом поведения ответчика, выражающего намерение на дополнительное подтверждение цели потребления ресурса, признает достаточными для доказывания факта владения гаражами физическими лицами и, как следствие, подтверждения цели потребления ресурса.
При этом факт использования гаражных боксов в коммерческой деятельности материалами дела не подтвержден (бремя доказывания данного обстоятельства возлагается на общество, на что апелляционным судом указывалось в определениях).
Доказательств того, что договор заключался кооперативом в собственных интересах, для извлечения прибыли, не представлено.
Приведенные ответчиком сведения и доказательства о цели потребления ресурса в спорный период по договору, истцом не опровергнуты и не поставлены под сомнения (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ), не смотря на то, что судом апелляционной инстанции созданы все необходимые условия для доказывания своей позиции, в том числе: определением от 14.09.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, после предоставления письменных пояснения кооперативом, определением от 03.10.2022 отложил рассмотрения дела до 26.10.2022 с предложением представления позиции по доводам ответчика. После поступления от кооператива устава и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество объявил перерыв до 01.11.2022.
При таких обстоятельствах, с учетом поставки тепловой энергии обществом кооперативу в интересах граждан - членов этого кооператива, для расчета стоимости ресурса, поставленного кооперативу, необходимо применять льготный тариф для населения.
Таким образом, в целях определения применяемого тарифа всегда следует учитывать цели потребления, которые в настоящем случае направлены на удовлетворение коммунально-бытовых нужд граждан и не используется для осуществления коммерческой деятельности.
Иное применение тарифа в отношении некоммерческой организации повлечет за собой предъявление к оплате энергоресурса по завышенной цене, не соответствующее, вносимыми оплатами гражданами - членами этого кооператива.
На основании изложенного для определения стоимости тепловой энергии, поставленной в декабре 2021 года, подлежит применению тариф, равный 1 543,17 руб./Гкал.
Соответственно, к оплате за декабрь 2021 года подлежала сумма 146 575 руб. 44 коп. за 94,98297 Гкал, что и оплачено кооперативом платежным поручением от 04.03.2022 N 18.
Таким образом, основания для взыскания основного долга отсутствуют.
Вместе с тем, такой платеж совершен с нарушением срока оплаты, предусмотренного пунктом 5.3 договора (до 10-го числа месяца), что указывает на правомерность требований истца о взыскании неустойки за период с 10.02.2022 по 04.03.2022 с учетом статей 329, 330 ГК РФ, пункта 9.2 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, постановлений N 497, N 474. Принимая во внимание действующую по состоянию на 27 февраля 2022 года с учетом даты фактического исполнения обязательства ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, неустойка за период с 10.02.2022 по 04.03.2022 составит 1 067 руб. 56 коп.
На основании изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в части взыскания пени в размере 1 067 руб. 56 коп. за период с 10.02.2022 по 04.03.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.07.2022 по делу N А81-6448/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта на основании статьи 270 АПК РФ, пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", абзаца второго пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
По результатам рассмотрения дела по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковые требования удовлетворены частично, в связи с чем судебные расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на сторон в порядке статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. При этом апелляционным суд считает возможным применить разъяснения пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.07.2022 по делу N А81-6448/2022 отменить.
Рассмотрев дело по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с гаражно-строительного потребительского кооператива "Сибирь" (ИНН 8906006849, ОГРН 1048900750909, дата регистрации: 26.07.2004 адрес: 629602, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, улица Ленина, дом 66, офис 16) в пользу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153, дата регистрации: 11.07.2011, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600) пени в размере 1 067 руб. 56 коп. за период с 10.02.2022 по 04.03.2022.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) в пользу гаражно-строительного потребительского кооператива "Сибирь" (ИНН 8906006849, ОГРН 1048900750909) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 959 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
Н.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.