г. Самара |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А55-36955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Дегтярева Д.А, Митиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
с участием в судебном заседании:
от ответчика 1 - Кувшинова М.С. глава городского поселения
Васильева А.В. по доверенности от 19.01.2022,
от ответчика 2 - Соколова Т.А. по доверенности от 13.01.2022,
Мориц Е.Г. по доверенности от 29.12.2022,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Балашейка Муниципального района Сызранский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2022 по делу N А55-36955/2021 по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
к
1.Администрации городского поселения Балашейка Муниципального района Сызранский Самарской области;
2.Акционерному обществу "Балашейские пески"
при участии третьих лиц: Управление Росреестра по Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Кадастрового инженера Пряникова Анатолия Олеговича,
о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки, признании недействительными результатов межевания, снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в арбитражный суд с иском к Администрации городского поселения Балашейка Муниципального района Сызранский Самарской области и Акционерному обществу "Балашейские пески" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 27.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11, просит применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды от 27.02.2020 путем признания отсутствующим права аренды АО "Балашейские пески" и исключения из ЕГРН записи об аренде N 63:33:0410006:11-63/008/2020-2 от 31.07.2020, а также признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11 и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11.
Определением от 21.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Росреестра по Самарской области и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Определением от 22.02.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - кадастрового инженера Пряникова Анатолия Олеговича.
Арбитражным судом Самарской области 23.08.2022 вынесено решение:
"Признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 27.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11. Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды от 27.02.2020, признать отсутствующим право аренды АО "Балашейские пески" и исключить из ЕГРН запись об аренде N 63:33:0410006:11-63/008/2020-2 от 31.07.2020. Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11. Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11. Взыскать с Акционерного общества "Балашейские пески" в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 3 000 руб."
Администрация городского поселения Балашейка Муниципального района Сызранский Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2022 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27 октября 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ответчика 2 поступили письменные пояснения, которые, в порядке статьи 81 АПК приобщены к материалам дела.
От Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела в соответствии со ст. 262 АПК РФ.
Представители ответчиков апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:33:0410006:11, категория земель: Земли населённых пунктов; разрешенное использование: размещение производственных предприятий; площадь 146418 кв.м; адрес: Самарская область, Сызранский район, городское поселение Балашейка, пгт Балашейка; сведения о государственной регистрации права: N 63:33:0410006:11-63/008/2020-2 от 31.07.2020 (Аренда).
Обосновывая исковые требования, истец указал, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и расположен на землях лесного фонда:
- земельный участок лесного фонда: кадастровый номер 63:33:0000000:26; категория земель: Земли лесного фонда; разрешенное использование: Под участки лесного фонда; площадь: 2302204 кв.м; адрес: Самарская область, Сызранский район, Рачейское лесничество, Балашейское участковое лесничество, кварталы N N 1-94; Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права N 63-01/08-45/2004-12 от 20.12.2004 (Собственность).
В целях уточнения выявленной площади пересечения земельного участка с кадастровым номером: 63:33:0410006:11 с землями лесного фонда, Департаментом ПФО был направлен запрос в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект") об установлении посредством определения координат характерных точек границ указанного квартала лесничества и предоставлении данной информации в документальной форме.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
Истец также указал, что вступившим в законную силу Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2018 года по делу N А41-85016/17 установлено, что согласно данным открытых источников ФГБУ "Рослесинфорг" является всероссийским научно-производственным предприятием, созданным на базе государственных лесоустроительных предприятий, и специализирующимся на ведении информационных баз лесного хозяйства и государственном учете лесного фонда. Свою деятельность в федеральных округах ФГБУ "Рослесинфорг" организует через свои структурные подразделения - филиалы, созданных во всех Федеральных округах, которые в полном объеме обладают полномочиями и необходимыми данными для определения и установления на местности границ лесничеств и лесопарков.
Во исполнение запроса Департамента ПФО филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" проведен сопряженный пространственный анализ данных расположения границ земель лесного фонда выделов 3, 4, 6, 5 (часть), 1 (часть), 2 (часть), 9 (часть), 13 (часть), 14 (часть), 10 (часть) квартала 69 Балашейского участкового лесничества Рачейского лесничества Самарской области и земельного участка иной категории с кадастровым номером 63:33:0410006:11. Результаты анализа отражены в Заключении от 07.12.2021, при этом установлено, что площадь пересчения земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11 с землями лесного фонда расположенные в выделах 3, 4, 6, 5 (часть), 1 (часть), 2 (часть), 9 (часть), 13 (часть), 14 (часть), 10 (часть) квартала 69 Балашейского участкового лесничества Рачейского лесничества Самарской области, согласно указанного в нем каталога координат поворотных точек границ лесничества составила - 146304 кв.м.
Кроме того, согласно письма Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.11.2021 N МЛХ-05-03/28275 в ходе служебного выезда сотрудниками ГКУ СО "Самарские лесничества" на территории Рачейского лесничества Балашейского участкового лесничества выявлен факт незаконной рубки сырорастущих деревьев в количестве 1827 штук в квартале 69 выделы 3,4, 6 Балашейского участкового лесничества на площади 1,2 га. Незаконная рубка лесных насаждений совершена на земельном участке с кадастровым номером 63:33:0410006:11, рубку осуществляло АО "Балашейские пески". В результате вышеуказанных действий государству причинен вред (ущерб) от незаконной рубки деревьев в количестве 1827 штук в размере 21997482 (двадцать один миллион девятьсот девяносто семь тысяч четыреста восемьдесят два рубля).
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Статьей 5 Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ (далее - Федеральный закон N172-ФЗ) согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Правила части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11 поставлен на кадастровый учет 27.02.2020 и сведения о государственной регистрации права аренды на данный земельный участок в ЕГРН зарегистрированы 31.02.2020.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматриваемом случае.
По мнению истца, Администрация городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, не являясь собственником земель лесного фонда, в нарушение закона распорядилась земельным участком путем его передачи в аренду Акционерному обществу "Балашейские пески" по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Статья 8 ЗК РФ закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования ЛК РФ). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 ЛК РФ от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в срок и в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16).
Пунктом 2 ст. 11 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 9, 29 ЗК РФ, ст.ст. 209, 125, 214 ГК РФ управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Уполномоченным органом решений о смене категории части земельного участка лесного фонда не принималось.
Пунктом 2 ст. 11 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, договор аренды N б/н от 27.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11, регистрационная запись 63:33:0410006:11-63/008/2020-2 от 31.07.2020 противоречит действующему законодательству и является ничтожным в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основанием ничтожности договора аренды является факт принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации и отсутствие правомочий у Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области в связи с данным обстоятельством на распоряжение объектом.
В порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки договора аренды N б/н от 27.02.2020 следует признать отсутствующим право аренды на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, городское поселение Балашейка, пгт Балашейка, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости 31.07.2020 года за N 63:33:0410006:11 -63/008/2020-2.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (пп. 2.1 п. 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 N 203), в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований ответчик - Администрации городского поселения Балашейка Муниципального района Сызранский Самарской области указал, что АО "Балашейские пески" осуществляет свою деятельность по добыче формовочного песка в Балашейском месторождении на основании лицензии, выданной Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (переоформленная лицензия на право пользования недрами N 00007 ТЭ от 26.10.1993 г.) и горноотводному акту к ней от 31.11.2001 г. (действует до 31.12.2027 г.). Право на пользование землей в количестве 191 га согласно государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, в бессрочное (постоянное) пользование, полученого правопредшественником АО "Балашейские пески" -Балашейским горнообогатительном комбинатом от Комитета по земельной реформе Сызранского района на основании постановления администрации Сызранского района от 13.05.1992 N 118 впоследствии соответствии с действующим законодательством было переоформлено на право аренды.
В границах горного отвода располагаются смежные земельные участки с КН 63:33:0410006:4 и КН 63:33:0410006:11, имеющие категорию - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение производственных объектов, предприятий. В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее -Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. В силу статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов. Администрацией г.п. Балашейка и АО "Балашейские пески" 13.09.2002 г. был заключен договор аренды N 685-2002/13 земельного участка с КН 63:33:0410006:4.
Для дальнейшей разработки месторождения полезных ископаемых и ведения работ, связанных с пользованием недрами, в границах горного отвода потребовалась дополнительная площадь и АО "Балашейские пески" 25.03.2019 обратилось в Администрацию г.п. Балашейка с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 146 418 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, расположенного в границах горного отвода, севернее участка КН 63:33:0410006:4, для последующего предоставления в аренду без проведения торгов.
Как указал ответчик, подготовкой схемы занимался кадастровый инженер по заявлению заинтересованного лица - АО "Балашейские пески".
Постановлением администрации городского поселения Балашейка от 17.07.2019 N 96 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте" схема испрашиваемого участка была утверждена и направлена в орган регистрации прав. Оснований для отказа в утверждении схемы, согласно пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ у Администрации г.п. Балашейка, не имелось.
При формировании схемы расположения ЗУ с КН 63:33:0410006:11 согласно выписке ЕГРН от 13.02.2019 года сведения о смежном участке с КН 63:33:0000000:1690 с категорией земель - земли лесного фонда уже были внесены в ЕГРН и опубликованы официальном ресурсе службы Росреестра - публичной кадастровой карте. Все сведение предоставляемые указанным ресурсом, являются актуальными и предназначены для пользования неопределенного круга лиц.
Согласно сведений Росреестра, сведения о ЗУ с КН 63:33:0000000:1690 внесены в Росреестр 26.11.2016 года, т.е. ранее формирования ЗУ КН 63:33:0410006:11. Граница земельного участка состоит из 15 контуров, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, Сызранский р-н, Рачейское лесничество, Балашейское участковое лесничество, кварталы N 1 -6,8-12,15,18-19,21 -22,24-25,27-30,32-34,3 8-40,43-47,49-68,70,72-94.
Исходя из данных сведений, квартал N 69, в котором формировался ЗУ с КН 63:33:0410006:1, не входил в границы ЗУ с КН 63:33:0000000:1690 - земли лесного фонда.
Кадастровый учет спорного земельного участка Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии был произведен согласно выписки из ЕГРН 27.02.2020 года. Пересечений границ выявлено не было.
Далее, как указали ответчики, 27.02.2020 АО "Балашейские пески" был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с Администрацией г.п. Балашейка с последующей регистрацией в Росреестре 31.07.2020 года.
Ответчики не согласны с утверждением истца, что земельный участок с КН 63:33:0000000:26, категории земель - земли лесного фонда, разрешенное использование: под участки лесного фонда, площадью 2302204 кв.м., адрес: Самарская область, Сызранский район, Рачейское лесничество, Балашейское участковое лесничество, кварталы N N 1 -94 пересекает границы ЗУ с КН 63:33:0410006:11 и расположен на землях лесного фонда. Поскольку участок с КН 63:33:0000000:26 (дата присвоения кадастрового номера 31.10.2004) имеет статус ранее учтенный, с неустановленными в соответствии с требованиями земельного законодательства границами. 25.11.2016 года с аналогичным адресом - Самарская область, Сызранский район, Рачейское лесничество, Балашейское участковое лесничество, но в отсутствии в границах участка квартала 69, зарегистрирован ЗУ с КН 63:33:0000000:1690 -земли лесного фонда. Спорный земельный участок с КН 63:33:0410006:11 поставлен был на кадастровый учет уже позже - 27.02.2020 г. в квартале N 69, имеющим категорию земли -земли населенных пунктов.
Согласно ответу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 23.12.2021 N МЛХ-05-02/31437 на запрос о предоставлении сведений о земельном участке, расположенном севернее участка с КН 63:33:0410006:4, о том, что выполнить позиционирование контура участка в геоинформационной системе (ГИС) ИнГео и достоверно установить принадлежность запрашиваемого участка к землям лесного фонда не предоставляется возможным.
Ответчик - Администрация г.п. Балашейка не согласно с доводами истца об отсутствии правомочий у Администрации г.п. Балашейка на распоряжение спорным земельным участком в связи с принадлежностью его Российской Федерации, поскольку согласно сведений ЕГРН в графе "правообладатель" в отношении земельного участка с КН 63633:0410006:11 сведения о правообладателе не внесены, что означает, что земельный участок является земельным участком, собственность на который не разграничена.
Доводы ответчика, что земельный участок с КН 63:33:0410006:11 не входил в границы ЗУ с КН 63:33:0000000:26, не имеет к материалам дела отношения и судом первой инстанции отклонен.
Довод ответчика, о том, что имеется ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) от 23.12.2021 N МЛХ-05-02/31437 на запрос о предоставлении сведений о земельном участке, расположенном севернее участка с КН 63:33:0410006:4, о том что выполнить позиционирование контура участка в ГИС ИнГео и достоверно установить принадлежность запрашиваемого участка к землям лесного фонда не представляется возможным, судом первой инстанции также отклонен ввиду следующего.
В ответе министерства от 23.12.2021 N МЛХ-05-02/31437 указано, что: "в представленном Администрацией городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области комплекте документов отсутствуют координаты испрашиваемого участка.
В отсутствие координат выполнить позиционирование контура участка в геоинформационной системе (ГИС) ИнГео и достоверно установить его принадлежность к землям лесного фонда не представляется возможным.
Для позиционирования контура участка в геоинформационной системе ГИСИНГЕО и установления его принадлежности к землям лесного фонда необходимо представить координаты земельного участка X и Y, соответствующие запросу, определенных топографо-геодезической организацией-исполнителем, в электронном виде в формате Mid/Mif (одним - контуром), MicrosoftExcel или Microsoft Word и" схему расположения земельного участка.
В случае предоставления картографического документа с указанием географических координат (X и Y), определенных топографо-геодезической организацией-исполнителем, министерство проведет повторное рассмотрение данного обращения".
В связи с тем, что Администрацией городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области не было представлено в министерство повторного обращения с каталогом координат испрашиваемого земельного участка вышеуказанный довод является некорректным.
Образованный Ответчиком земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11 расположен непосредственно на землях лесного фонда. При этом государственная собственность на земли лесного фонда ко времени образования спорного земельного участка уже была разграничена в пользу Российской Федерации.
Администрация городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области не имела полномочий на предоставление участка из земель лесного фонда в связи с тем, что в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, в иную категорию осуществляется Правительством РФ.
Таким образом, суд первой инстанции согласился с доводами истца, что спорный земельный участок не был образован Администрацией городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области на законных основаниях, несмотря на то, что был оформлен нормативными актами Администрации с изменением категории и целей его использования.
Спорный земельный участок, с кадастровым номером 63:33:0410006:11 территориально расположен в границах земель лесного фонда, данные земли Российской Федерацией не отчуждались, выбыли из владения государства помимо воли собственника, в земли других категорий в порядке, установленном законом, не переводились, следовательно, прав по владению и распоряжению этими земельными участками у иных лиц, в частности, у Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области возникнуть не могло.
Согласно данным Государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11, относится к землям лесного фонда и расположен в выделах 1-6, 9, 10, 13,14 квартале 69 Балашейского участкового лесничества Рачейского лесничества.
Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг" площадь пересечения составляет 146 304 кв.м, площадь участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11 - 146 418 кв.м.
В соответствии с п.1. ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На данный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.12.2004 N 63-01/08-45/2004-12.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Право Российской Федерации на указанный участок никем не оспорено.
Доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельною участка к лесному фонду.
При этом договор аренды акционерного общества "Балашейские пески" и администрации зарегистрирован в ЕГРН только 27.02.2020.
Нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", о так называемой "лесной амнистии" говорят о приоритете прав сведений Единого государственного реестра недвижимости и правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов. У Истца имеется Свидетельство о государственной регистрации права как на земли лесного фонда, то есть согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости участок является участком лесного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостовсряющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостовсряющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Право аренды ответчика возникло позднее установленной в законе даты.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются рапсе учтенными объектами недвижимости. В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности. Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Неправомерное изменение категории земель лесного фонда на иную категорию, не может являться основанием для лишения Российской Федерации указанного участка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 по делу N А17-2122/2012, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2018 N Ф08-4173/2018 по делу N А32-25707/2016).
Ничтожная сделка не влечет правовых последствий и не может служить основанием для возникновения права собственности (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2005 N Ф08-2175/2005).
В соответствии с ч.2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем. В данном случае отчуждатель являлся неуправомочным.
Статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов.
Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрадК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно ст.25 ГрК РФ, в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 21-ФЗ, проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случаях, установленных Правитсльством Российской Федерации, направляет представленный на согласование проект генерального плана на государственную экспертизу, осуществляемую в порядке, предусмотренном статьей 29 ГрК РФ.
Заключения па проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Согласно п.2-5 Положение о согласовании проектов схем территориалыюто планирования субъектов Российской Федерации, организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования (далее - заказчик).
Результаты согласования проекта документа территориалыюто планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства - в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительной) кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение данного порядка согласования влечет признание недействительным решения соответствующего органа об утверждении Генерального плана (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N 306-КГ15-16351 по делу N Л57-15512/2014).
Как указала Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в апелляционном определении от 07.02.2018 N 48-ЛПГ17-24, исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1. части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 г. N 238-О-С) об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы городского округа лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Доказательств соблюдения процедуры согласования генерального плана сельского поселения Балашейка не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что договор аренды N б/н от 27.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11, регистрационная запись 63:33:0410006:11-63/008/2020-2 от 31.07.2020 противоречит действующему законодательству и является ничтожным в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки договора аренды N б/н от 27.02.2020 суд первой инстанции признал отсутствующим право аренды на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, городское поселение Балашейка, п.г.т. Балашейка, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости 31.07.2020 года за N 63:33:0410006:11-63/008/2020-2, а также признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 63:33:0410006:11 и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:33:0410006:11.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 августа 2022 года по делу N А55-36955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.