г. Саратов |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А57-7581/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 01 " ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 03 " ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Антоновой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шишкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2022 года по делу N А57-7581/2022
по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
к Тарабрину Геннадию Николаевичу (ИНН 641700104351)
о взыскании убытков, возникших вследствие лишения права на взыскание штрафных санкций в результате невключения денежных требований в реестр требований должника до составления промежуточного ликвидационного баланса,
при участии в судебном заседании Тарабрина Геннадия Николаевича (паспорт обозревался),
в отсутствие иных представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Минсельхоз Саратовской области, истец) с исковым заявлением к Тарабрину Геннадию Николаевичу (далее - Тарабрин Г.Н., ответчик), согласно которому просило взыскать в свою пользу как главного распорядителя бюджетных средств убытки в размере 73 404,26 руб. в доход бюджета Саратовской области за лишение права на взыскание штрафных санкций с общества с ограниченной ответственностью "Марина" (далее - ООО "Марина-Т") (ИНН 6417001512 ОГРН 1026400818421) в результате невключения Тарабриным Г.Н. во время исполнения полномочий ликвидатора Общества денежных требований в реестр требований должника до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований Минсельхоза Саратовской области к Тарабрину Г.Н. отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхоз Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в период осуществления Тарабриным Г.Н. полномочий руководителя ООО "Марина-Т" в Минсельхоз Саратовской области был предоставлен отчет о достигнутых показателях результативности в соответствии с формой, установленной приложением N 2 Постановления Правительства Саратовской области от 31.01.2015 N 25-П по состоянию на 01 января 2021 года, достигнутое значение показателя которого составило 100 тонн или 26,6 % от планового значения 376 тонн, изначально установленного 24.03.2020 в приложении к Соглашению.
Кроме того, согласно доводам апелляционной жалобы требование от 18 марта 2021 года о применении штрафных санкций в письме N 04-01-19-1648 было получено ООО "Марина-Т" 31.03.2021 до 14.04.2021, то есть до даты регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса (сведения из ЕГРЮЛ).
Как полагает заявитель, у ответчика имелась возможность на продление срока ликвидации, которой он не воспользовался.
Податель жалобы ссылается на то, что ликвидатор в лице Тарабрина Г.Н. не мог не знать о наличии будущей задолженности перед истцом, а следовательно, действовал недобросовестно, необоснованно не включив требования кредитора (истца) в реестр кредиторов должника, нанеся Минсельхозу Саратовской области тем самым ущерб и лишив его права на взыскание штрафных санкций за нарушение условий, порядка и целей предоставления субсидии.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и искового заявления, 24.12.2020 учредителями ООО "Марина-Т" - Тарабриным Г.Н., Тарабриной М.В. принято решения о ликвидации (согласно сведениям ЕГРЮЛ от 06.12.2021 N ЮЭ9965-21-315462074).
В журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 1 N 2 (821) от 20.01.2021/617) было опубликовано сообщение о ликвидации юридического лица (сведения получены на официальном сайте "Вестник государственной регистрации" / URL: https://www.vestnik-gosreg,ru/search/).
Председателем ликвидационной комиссии - Тарабриным Г.Н. - было подано заявление о ликвидации ООО "Марина-Т", 14.04.2021 был составлен промежуточный ликвидационный баланс, 30.04.2021 ООО "Марина-Т" прекратило свою предпринимательскую деятельность
Между Минсельхозом Саратовской области и ООО "Марина-Т" 24.03.2020 было заключено Соглашение N 1 "О предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области", на основании которого были предоставлены субсидии в размере 100 000 рублей.
Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением от 30.03.2020 N 78027.
Минсельхоз Саратовской области обратилось с требованием к ООО "Марина-Т" о возврате в доход бюджета Саратовской области средств субсидии, выраженных в виде штрафных санкций, в размере 73 404,36 рублей за недостижение планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности, отраженным в данном требовании о возврате средств субсидии.
В адрес получателя субсидии 2021 года было направлено требование (согласно списку N 1 внутренних почтовых отправлений от 25 марта 2021 года) о необходимости произвести возврат денежных средств в добровольном порядке.
Ответчик являлся директором ООО "Марина-Т", а впоследствии был его ликвидатором.
В период осуществления Тарабриным Г.Н. полномочий руководителя ООО "Марина-Т" в Минсельхоз Саратовской области был предоставлен отчет о достигнутых показателях результативности в соответствии с формой, установленной приложением N 2 Постановления Правительства Саратовской области от 31.01.2015 N 25-П по состоянию на 01 января 2021 года, достигнутое значение показателя которого составило 100 тонн или 26,6 % от планового значения 376 тонн, изначально установленного 24.03.2020 в приложении к Соглашению.
Истец указал, что, предоставляя в Минсельхоз Саратовской области сведения о недостигнутых плановых значениях показателей результативности, Тарабрину Г.Н. как единоличному исполнительному органу ООО "Марина-Т" было заведомо известно о данном факте, что является нарушением условия Соглашения, образуя фактически его неисполнение.
По мнению истца, ликвидатор в лице Тарабина Г.Н. не мог не знать о наличии задолженности перед истцом, тем самым нанес ущерб истцу, лишив его права на взыскание штрафных санкций за нарушение условий, порядка и целей предоставления субсидии.
В связи с вышеизложенным Минсельхоз Саратовской области обратилось с исковыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 4 статьи 62 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 63 ГК РФ следует, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
Согласно положениям статей 61 - 64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1 и 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом)) согласно пункту 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ.
Вместе с тем ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Действующее гражданское законодательство допускает возможность привлечения к ответственности ликвидатора юридического лица в случае, если будет установлено, что он нарушил предусмотренный законом порядок ликвидации и действовал при этом недобросовестно.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 04.12.2012 N 9632/12, от 18.06.2013 N 17044/12, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015 N 310-ЭС14-8980, от 31.03.2016 N 304-ЭС15-16673, установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, однако ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения: составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчеты.
В силу пункта 2 статьи 64.1 ГК РФ члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 53.1 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение меры гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно при доказанности истцом совокупности нескольких условий: противоправности действий (бездействия) причинителя убытков; причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками; наличия и размера понесенных убытков.
Поскольку любое Общество (принимая на себя права и обязанности, исполняя их) действует прямо или опосредованно через конкретных физических лиц, гражданское законодательство для стимулирования добросовестного поведения и недопущения возможных злоупотреблений со стороны физических лиц (руководителей, участников) в качестве исключения из общего правила (ответственности по обязательствам юридического лица самим юридическим лицом) предусматривает определенные экстраординарные механизмы защиты нарушенных прав кредиторов общества, в том числе привлечение к субсидиарной ответственности руководителя, участника, ликвидатора при фактическом банкротстве возглавляемого им юридического лица, возмещение убытков.
Как указал суд первой инстанции, в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 1 N 2 (821) от 20.01.2021/617) было опубликовано сообщение о ликвидации юридического лица (сведения получены на официальном сайте "Вестник государственной регистрации" /URL: https://www.vestnik-gosreg.ru/search/).
Согласно данному сообщению ООО "Марина-Т" принято решение о ликвидации ООО "Марина-Т". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения.
Прием требований кредиторов прекращен 21 марта 2021 года.
24 марта 2021 года закрыт расчетный счет в дополнительном офисе Саратовского РФ АО "Россельхозбанк" N 3349/52/01 ООО "Марина-Т" N 40702810252010000203.
26 марта 2021 года составлен ликвидационный баланс и электронной почтой направлен в налоговую инспекцию.
03 февраля 2021 года Минсельхозом Саратовской области было принято решение о применении штрафных санкций к получателям субсидий за недостижение обусловленного показателями результативности, выраженное в форме приказа.
18 марта 2021 года Минсельхозом Саратовской области было издано в форме письма N 04-01-19-1648 требование о возврате средств субсидии в размере 73 404,26 рублей.
Как указал ответчик, у Минсельхоза Саратовской области с 03 февраля 2021 года по 20 марта 2021 года была возможность заявления требований кредитора, которой орган не воспользовался; требование о возврате средств субсидии в размере 73 404,26 рублей получено 31 марта 2021 года, то есть после двухмесячного срока удовлетворения требований кредиторов.
30.04.2021 ООО "Марина-Т" (ИНН 6417001512 ОГРН 1026400818421), находящее по адресу: 413235, Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Урожайная, д. 81, - прекратило свою предпринимательскую деятельность.
Наличие оснований для применения штрафных санкций и их размер ответчиком не оспорены.
Ответчик в материалы дела представил доказательства того, что ликвидационный баланс был утвержден и направлен до получения требования Минсельхоза Саратовской области.
Как указал суд первой инстанции, истцом в материалы дела не представлено доказательств обращения к ликвидатору Общества с требованием об оплате задолженности в течение установленного срока после публикации сообщения о ликвидации.
Минсельхоз Саратовской области не предоставило в материалы дела разумных объяснений, в силу каких уважительных причин оно не направило соответствующего требования ликвидатору в установленный срок.
С учетом открытости информации о ликвидации юридических лиц и отсутствия обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, по мнению суда первой инстанции, истец имел возможность отслеживать информацию об Обществе, а также представлять возражения относительно инициированного процесса ликвидации.
Как указал суд первой инстанции, если кредитор не заявил ликвидационной комиссии свои требования в срок, указанный в пункте 1 статьи 63 ГК РФ, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным не имеется (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2017 N 305-КГ17-8969).
Пункты 1, 2 статьи 53.1 ГК РФ возлагают бремя доказывания недобросовестности либо неразумности действий членов коллегиальных органов юридического лица, лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, и лиц, определяющих действия юридического лица, на лицо, требующее привлечения участников к ответственности.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора установлено, что доказательств, подтверждающих, что убытки истца возникли в результате действий (бездействий) ответчика в соответствии с положениями статей 53, 53.1 ГК РФ, не представлено.
Также суд первой инстанции указал, что материалы дела не подтверждают, что возникновение понесенных истцом расходов находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика, связанными с ликвидацией Общества, и при таких обстоятельствах пришел к выводу о том, что действия ответчика не привели к возникновению у истца убытков, поскольку отсутствует непосредственная прямая причинно-следственная связь между действиями Тарабрина Г.Н. и фактом непогашения перед Минсельхозом Саратовской области.
Суд первой инстанции счел, что при наличии в ЕГРЮЛ сведений о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ истец, полагая, что его право нарушено, действуя разумно, мог предпринять все возможные попытки для избежания имеющегося, по его мнению, нарушения его прав, в том числе направить в установленный законом срок в регистрирующий орган свои возражения относительно предстоящего исключения Общества из ЕГРЮЛ.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта возникновения убытков в заявленном размере по вине ответчика и об отсутствии достаточных оснований для применения к ответчику меры ответственности в виде возмещения убытков.
По мнению суда первой инстанции, нарушение предусмотренного законом порядка ликвидации не выявлено, как и не установлено недобросовестности и неразумности в действиях ответчика; доказательства иного в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлено.
В силу пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме.
С учетом изложенного суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела (т. 1 л.д. 163), ответчик в своем отзыве на исковое заявление указал, что 26 марта 2021 года был составлен ликвидационный баланс и электронной почтой направлен в налоговую инспекцию.
Из материалов дела (т.1,л.д.92-100) следует, что ответчик 31.03.2021 был извещен министерством сельского хозяйства Саратовской области о наличии требования о возврате средств субсидии.
По неизвестной для ответчика (как утверждает последний) причине налоговый орган запросил повторный ликвидационный баланс на 15.04.2021 и направлен электронной почтой в налоговый орган.
Из представленной в апелляционный суд межрайонной ИФНС России N 22 по Саратовской области в материалы дела копии регистрационного дела ООО "Марина-Т" следует, что промежуточный ликвидационный баланс был составлен ответчиком по состоянию 07.04.2021, а ликвидационный баланс по состоянию 23.04.2021; при этом задолженность ликвидируемого лица перед Минсельхоз Саратовской области о взыскании штрафных санкций отражена не была, несмотря на то, что ответчик 31.03.2021 о соответствующем требовании уже был извещен.
Соответственно, зная о наличии долга, Тарабрин Г.Н., утвердив промежуточный и ликвидационный балансы, не содержащие в себе сведения о наличии задолженности ликвидируемого лица, нарушил установленный законом порядок ликвидации ООО "Марина-Т", что привело к невозможности удовлетворения требований истца и возникновении у последнего убытков.
Размер убытков, выраженных в виде штрафных санкций, в размере 73 404,36 рублей за недостижение ООО "Марина-Т" планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности, отраженным в данном требовании о возврате средств субсидии, сам факт недостижения планового показателя результативности сельскохозяйственной деятельности подтверждены материалами дела.
При доказанности размера убытков, противоправного поведения ответчика, наличия причинно-следственной связи возникновения убытков с действиями ответчика, требование Минсельхоза Саратовской области о взыскании убытков с Тарабрина Г.Н. обоснованно.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение подлежащим отмене, иск - удовлетворению.
С Тарабрина Г.Н. в пользу министерства сельского хозяйства Саратовской области следует взыскать 73 404,26 руб. убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2022 года по делу N А57-7581/2022 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с Тарабрина Геннадия Николаевича в пользу министерства сельского хозяйства Саратовской области 73 404,26 руб. убытков.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7581/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Ответчик: Тарабрин Геннадий Николаевич
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области, Межрайонная ИФНС России N 22 по Саратовской области, ГУ Управление по вопросам миграции МВД РФ по Саратовской области отдел адресно-справочной работы