город Омск |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А75-8571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11918/2022) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2022 по делу N А75-8571/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Регион86" (ОГРН 1218600001553, ИНН 8602301419, адрес: 628414, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Крылова, дом 53/2, офис 11) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104) о признании незаконным и отмене предписания N 27-Пр-КНО-40 от 24.03.2022,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Регион86" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Регион86") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) о признании недействительным предписания от 24.03.2022N 27-Пр-КНО-40.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2022 по делу N А75-8571/2022 заявленное требование удовлетворено, предписание Службы от 24.03.2022 N 27-Пр-КНО-40 признанно недействительным. Этим же решением со Службы в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на то, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электроснабждения, указал на то, что по смыслу действующего правового регулирования, рассматриваемая плата должна рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, а если разница больше размера платы, рассчитанного по нормативу, между жильцами распределяется оплата только по нормативу. Если разница меньше размера платы, рассчитанного по нормативу, то начисление производится по фактическому объему потребления.
ООО УК "Регион86" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
До начала судебного заседания от ООО УК "Регион86" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
В связи с поступившим обращением от 28.02.2022 N 27.10-ОГ-137 на основании решения от 15.03.2022, Службой отношении ООО УК "Регион86" проведена внеплановая проверка, по результатам которой выявлены нарушения по порядку начисления размера платы по электроснабжению при содержании общего имущества многоквартирного дома (МКД): части 9.2, статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом разъяснений Минстроя РФ от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" и вынесенного решения Постановлением Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 3-АД18-3, решения Арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2018 по делу NА14-17786/2017, а именно: по расходу коммунальной услуги электроснабжение в период декабрь 2021, январь 2022 начисление выполнено сверх установленных нормативов.
По итогам проверки составлен акт от 24.03.2022 N 27-Пр-КНО-40, ООО УК "Регион86" выдано предписание от 24.03.2022 N 27-Пр-КНО-40.
В соответствии с предписанием обществу надлежит в срок до 30.06.2022 по всему жилому дому 53 по ул. Крымова в г. Сургуте в разрезе всех лицевых счетов жилых и нежилых помещений выполнить перерасчет размера платы по электроснабжению при содержании общего имущества МКД за период декабрь 2021, январь 2022 в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 44 Правил N 354 с учетом разъяснений Минстроя РФ от 11.04.2017 N12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" и вынесенного решения Постановлением Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 3-АД18-3, решения Арбитражным судом Центрального округа от 23.08.2018 по делу NА14-17786/2017 исходя из фактических показаний коллективного общедомового прибора учета, но не выше установленных нормативов.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выданное ООО УК "Регион86" предписание от 24.03.2022 N 27-Пр-КНО-40 не основано на нормах действующего жилищного законодательства, в связи с чем содержит необоснованное требование к ООО УК "Регион86".
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 22.08.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Деятельность Службы осуществляется на основании Положения о Службе жилищного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
В соответствии с пунктом 6.4, 6.4.1 Положения Служба осуществляет государственный жилищный надзор (далее - региональный государственный жилищный надзор) посредством организации и проведения проверок (мероприятий по контролю) в установленном порядке за соблюдением, в том числе юридическими лицами, обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В силу предоставленных указанным Положением полномочий Служба вправе выносить предписания об устранении выявленного нарушения (пункт 6.14.4 Положения).
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Согласно предписанию от 24.03.2022 N 27-Пр-КНО-40 на ООО УК "Регион86" возложена обязанность в срок до 30.06.2022 по всему жилому дому 53 по ул. Крымова в г. Сургуте в разрезе всех лицевых счетов жилых и нежилых помещений выполнить перерасчет размера платы по электроснабжению при содержании общего имущества МКД за период декабрь 2021, январь 2022 в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 44 Правил N 354 с учетом разъяснений Минстроя РФ от 11.04.2017 N12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" и вынесенного решения Постановлением Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 3-АД18-3, решения Арбитражным судом Центрального округа от 23.08.2018 по делу NА14-17786/2017 исходя из фактических показаний коллективного общедомового прибора учета, но не выше установленных нормативов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положениями статьи 156 ЖК РФ прямо определено, что при наличии коллективного прибора учета итоговый размер платежа осуществляется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услугу устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В оспариваемом предписании Служба ссылается на нарушение обществом пункта 44 Правил N 354, из которого следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным правилам.
До 01.07.2020 действовал абзац 2 пункта 44 Правил N 354, согласно которому распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Указанная норма ограничивала нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем соответствующей коммунальной услуги, распределяемой между потребителями для установления размера платы.
Таким образом, корректировка объема поставленной потребителям электроэнергии, связанная с уточнением показаний индивидуальных приборов учета до 01.07.2020, не может повлечь корректировку объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, свыше объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
В действующей редакции Правил N 354 и ЖК РФ установлена прямая норма, определяющая, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом, в соответствии с формулой 10, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10: *где:
* - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае материалы проверки не содержат информации о неправильности применяемого расчета с учетом Правил 354, в связи с чем отсутствуют основания для взимания платы за электроснабжение исходя из нормативов потребления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 01.02.2022 в качестве управляющей организации дома N 53 по ул. Крылова выбрана ООО УО "Югра" на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 24.11.2021 N 1.
Заявитель указывает, что доначисление размера платы на СОИ по коммунальному ресурсу "Электроснабжение", которое отразилось в едином платежном документе за январь 2022 произошло в связи с тем, что при начислении размера платы за ЖКУ применялись показания ОДПУ взятые по 20 число месяца. Ресурсоснабжающая организация АО "Энергосбытовая компания "ВОСТОК"" в г. Сургуте при выставлении счет-фактуры на оплату учитывала показания на 23 число месяца и по причине того, что многоквартирный лом N 53 по ул. Крылова г. Сургута с 01.02.22 перешел в управление новой управляющей компании.
Но состоянию на 31.01.2022 были проведены контрольные показании по общедомовым приборам учета и произведен окончательный расчет размера платы по всем жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку в расчетах применены показания общедомового прибора учета, достоверность которых не поставлена под сомнение, и Службой не представлено доказательств того, что объема поставленной потребителям электроэнергии, превысили объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса, оснований для предъявления в оспариваемом предписании требования о перерасчете размера платы по электроснабжению при содержании общего имущества МКД у Службы не имелось.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Судебные акты не указаны в качестве нормы права, о нарушении которой может быть выдано предписание органом контроля, в связи с чем ссылка в предписании на их нарушение недопустима.
Таким образом, удовлетворил заявленное обществом требование о признании незаконным и отмене предписания N 27-Пр-КНО-40 от 24.03.2022, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2022 по делу N А75-8571/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8571/2022
Истец: ООО "Регион86"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ