г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А56-87313/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: Гусев М.С. (по доверенности от 13.01.2023);
от заинтересованного лица: Прокопьева О.А. (по доверенности от 21.12.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6352/2024) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2024 по делу N А56-87313/2023 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком"
к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании недействительным решений,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными 24 решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение, Фонд) от 20.06.2023 N N 202S19230030975, 202S19230030983, 202S19230030998, 202S19230031003, 202S19230031005, 202S19230031006, 202S19230031008, 202S19230031009, 202S19230031011, 202S19230031012, 202S19230031013, 202S19230031019, 202S19230031023, 202S19230031106, 202S19230031149, 202S19230031169, 202S19230031174, 202S19230031182, 202S19230031185, 202S19230031189, 202S19230031200, 202S19230031207, 202S19230031216, 202S19230031225 о привлечении страхователя к ответственности за совершение выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (далее - решения).
В судебном заседании от 10.11.2023 Отделением подано встречное заявление о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме ЕФС-1 в размере 6 698 500 рублей.
В судебном заседании представитель Отделения не поддержал ходатайство о принятии к рассмотрению встречного заявления, указав на то, что штрафные санкции заявителем оплачены.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Отделение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Отделения, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Отделения доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, результаты которых отражены в актах от 10.05.2023.
Решениями Фонда от 20.06.2023 N 202S19230030975, 202S19230030983, 202S19230030998, 202S19230031003, 202S19230031005, 202S19230031006, 202S19230031008, 202S19230031009, 202S19230031011, 202S19230031012, 202S19230031013, 202S19230031019, 202S19230031023, 202S19230031106, 202S19230031149, 202S19230031169, 202S19230031174, 202S19230031182, 202S19230031185, 202S19230031189, 202S19230031200, 202S19230031207, 202S19230031216, 202S19230031225 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафов в общей сумме 6 698 500 руб.
Согласно указанным решениям Обществом допущено нарушение обязательных требований, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, выразившееся в несвоевременном представлении сведений о заключении договоров гражданско-правового характера (далее - ГПХ).
Учреждению направлены требования об уплате финансовых санкций.
Общество в добровольном порядке произвело уплату штрафных санкций в размере 50% от начисленной суммы.
Указывая на наличие оснований для снижения размера штрафных санкций, в частности, совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие негативных последствий для бюджета, а также на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае Обществом самостоятельно выявлены ошибки и представлены корректирующие сведения, что исключает возможность привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решений Фонда
Признавая решения Фонда недействительными, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что Общество самостоятельно выявило ошибочное невключение в отчетность застрахованных лиц, в отношении которых заключены или расторгнуты договоры ГПХ, и включило их в отчеты до момента выявления указанных ошибок Фондом, что исключает возможность привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Согласно абзацу 3 статьи 15 Закон N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), в том числе, следующие сведения: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
С учетом пункта 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о дате заключения, дате прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, направляются форме ЕФС-1, которая регламентирована Порядком заполнения единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)", утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.10.2022 N 245п (действовало на момент спорных правоотношений).
При заполнении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" применяется Порядок заполнения, утвержденный Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п (далее - Порядок N 245п).
Подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 подается в отношении застрахованных лиц, заключивших, расторгнувших договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы (пункт 1.5 Порядка N 245п).
Таким образом, сведения о кадровом мероприятии "Начало договора ГПХ", "Окончание договора ГПХ" раздела 1.1 в составе единой формы отчетности ЕФС-1 на физических лиц, с которыми Предприятием заключены и прекращены договоры ГПХ в январе, феврале, марте, апреле, подлежат предоставлению не позднее рабочего дня, следующего за днем его заключения/прекращения.
При этом доказательства предоставления раздела 1.1 в составе единой формы отчетности ЕФС-1 в отношении 13 397 застрахованных лиц по срокам, установленным действующим законодательством, в отношении заключенных и прекращенных договоров ГПХ, в материалах дела Обществом не предоставлены.
Таким образом, с учетом формального состава диспозиции абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и установленного факта непредставления страхователем в установленный срок формы отчетности ЕФС-1, Фондом правомерно вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, в виде штрафа.
Доводы Общества об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, ввиду самостоятельного выявления и исправления страхователем ошибки, апелляционным судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В настоящем случае страхователь привлечен к ответственности за несвоевременное предоставление соответствующих сведений, при этом сведения по форме ЕФС-1 Обществом не дополнялись и не корректировались, поданы впервые за пределами установленного срока.
Доводы Общества о том, что в нарушение процедуры, предусмотренной частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Фонд составил акты, и неправомерно лишил Общество права на устранение ошибок, в течении пяти рабочих дней с момента получения уведомления и возможности избежать финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ подлежат отклонению по следующим основаниям.
Представление раздела 1.1 в составе единой формы отчетности ЕФС-1 в отношении 13 397 застрахованных лиц за февраль и март 2023 года, ранее не представленного в отчетности, не может расцениваться в качестве дополнения исходных данных. Соответственно, применение понятия "ошибки", которую страхователь вправе откорректировать в любой период после представления "исходной" формы отчетности неприменимо к данному спору.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на спорные правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе привлечением к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации, а также общими принципами привлечения к ответственности, установленными налоговым законодательством.
В пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 указанного Кодекса.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3299/10, поскольку перечень смягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в статье 112 Кодекса, не является исчерпывающим, суд вправе признать иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1, 2, 2.1 статьи 112 Кодекса, в качестве смягчающих ответственность.
Принимая во внимание совершение правонарушения страхователем впервые, фактическое представление отчетности, отсутствие ущерба в результате допущенного страхователем пропуска срока, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о том, что применение ответственности за несвоевременное представление отчетности по форме ЕФС-1 не обусловлено характером правонарушения, степенью его общественной вредности, последствиями правонарушения и размер штрафа подлежит уменьшению до 1 339 700 руб. из расчета 100 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
По мнению суда апелляционной инстанции, штраф в размере 1 339 700 руб. соответствует характеру совершенного правонарушения и его последствиям, обстоятельствам совершения правонарушения, принципам справедливости и соразмерности наказания.
Оснований для еще большего смягчения ответственности, суд апелляционной инстанции не усматривает. Дальнейшее снижение штрафной санкции приведет к нарушению принципов справедливости и соразмерности, баланса частных и публичных интересов, может нивелировать значение института ответственности, направленного, в том числе на предупреждение новых нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2024 по делу N А56-87313/2023 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать недействительными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20.06.2023 N 202S19230030975, 202S19230030983, 202S19230030998, 202S19230031003, 202S19230031005, 202S19230031006, 202S19230031008, 202S19230031009, 202S19230031011, 202S19230031012, 202S19230031013, 202S19230031019, 202S19230031023, 202S19230031106, 202S19230031149, 202S19230031169, 202S19230031174, 202S19230031182, 202S19230031185, 202S19230031189, 202S19230031200, 202S19230031207, 202S19230031216, 202S19230031225 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 5 358 800 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.С. Геворкян |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87313/2023
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: ОАО "Сбербанк России", ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "Сбербанк России"