г. Саратов |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А57-4240/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Никольского С.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 9 сентября 2022 года по делу N А57-4240/2022, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом" (ОГРН 1156451025280, ИНН 6454105069) к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (ОГРН 1056405417518, ИНН 6454074036) об обязании установить интеллектуальные системы учёта электроэнергии, о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом" - Соболевой Е.С., действующей на основании доверенности от 21.06.2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом" (далее по тексту - истец, ООО "УК "Волга-Дом"), с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (далее по тексту - ответчик, ООО "СПГЭС"):
- об обязании установить интеллектуальные системы учёта электроэнергии в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Саратов, пос. Жасминный, ул. Майская, д. 2, 12, 12А, 20А, 20Б, ул. Большая Горная, д. 147/153, 162, ул. Малая Горная, д. 2, 2А, пр-кт Кирова, д. 6/8;
- о взыскании убытков, возникших в виде расходов на оплату сверх норматива потребления электроэнергии в размере 1 158 754 рублей 93 копеек за период с ноября 20220 года по январь 2022 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 9 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
ООО "УК "Волга-Дом", не согласившись с данным решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, согласно доводам которой, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
ООО "СПГЭС", в представленном в соответствии с требованиями статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2022 года, отзыве на апелляционную жалобу просило оспариваемое решение оставить без изменения, саму жалобу, - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не прибыл, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, заслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "СПГЭС" является организацией, осуществляющей поставку электрической энергии на территории города Саратова.
В свою очередь, ООО "УК "Волга-Дом", имея статус управляющей организации, осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саратов, пос. Жасминный, ул. Майская, д. 2, 12, 12А, 20А, 20Б, ул. Большая Горная, д. 147/153, 162, ул. Малая Горная, д. 2, 2А, пр-кт Кирова, д. 6/8.
Во исполнение полномочий управления многоквартирными домами, ООО "УК "Волга-Дом" 04.02.2020, 28.10.2020, 31.08.2021 и 13.09.2021 обратилось в ООО "СПГЭС" с просьбой установить интеллектуальные системы учёта электроэнергии в жилых помещениях граждан, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учёта электроэнергии, поскольку их отсутствие приводит к большим объёмам потерь электроэнергии и завышенным размерам оплаты потреблённого на СОИ ресурса.
Вместе с тем, требование об установке систем учёта, ООО "СПГЭС" не исполнило, что явилось основанием обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь статьёй 69 АПК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные сторонами в материалы дела доказательства, пришёл к выводу об отказе в иске.
Оспаривая постановленный судебный акт, ООО "УК "Волга-Дом" указывает, что у ООО "СПГЭС", как ресурсоснабжающей организации, в силу норм действующего законодательства имеется обязанность установки, замены и поверки индивидуальных приборов учёта электроэнергии, а также обеспечения потребителей электрической энергии минимального набора функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии. Вместе с тем, ответчик, возложенную на него законом обязанность, не исполнил, индивидуальные приборы учёта в жилых помещениях граждан, не установил. Отсутствие приборов учёта, по мнению апеллянта, приводит к увеличению расходов управляющей организации на оплату электроэнергии, потреблённую на общедомовые нужды.
Апелляционная коллегия считает указанные доводы жалобы не подлежащими удовлетворению и соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, как соответствующими материалам дела и нормам действующего законодательства исходя из следующего.
Положениями абзаца 1, 3 пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике) установлена обязанность гарантирующего поставщика с 01.07.2020 г. обеспечивать коммерческий учёт электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению с применением приборов учёта электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учёта электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учёта электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учёта электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учёта электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учёта электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учёта электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Абзацем 6 пункта 136 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Правила N 442) предусмотрено, что гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учёт электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учёта электрической энергии.
Пунктом 141 Правил N 442 установлено, что для целей определения объёмов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учёта, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (при условии наличия таких приборов учёта в свободном доступе на соответствующем товарном рынке), а также требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату допуска (далее - расчётные приборы учёта). Используемые поверенные приборы учёта, не соответствующие указанным требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо выхода таких приборов учёта из строя или их утраты.
С 1 января 2022 года для учёта электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учёта, соответствующие требованиям к приборам учёта электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учёта электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности), если иное не установлено пунктом 145 настоящего документа, с учётом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учёта многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 года. До 1 января 2022 года сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учёта, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учёт объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.
Начиная с 1 января 2022 года, допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учёта электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учётом абзаца второго пункта 801 настоящих Правил.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, у гарантирующего поставщика возникла обязанность установки приборов учёта с предоставлением доступа к функциям интеллектуальных систем учёта только с 1 января 2022 года. До 1 января 2022 года осуществление установки приборов учёта, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами, для гарантирующего поставщика было правом, а не обязанностью.
В соответствии с пунктом 80(2) Правил N 354 установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее прибор учёта электрической энергии отсутствовал, истёк срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 года, а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее истёк интервал между поверками прибора учёта, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 года. В случае, если в результате поверки прибора учёта электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объём потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учёта электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учётом положений пункта 80(1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
- с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учёта, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению), при наличии информации об указанной дате у гарантирующего поставщика;
- с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учёта электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
- с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учёта электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем;
с даты обращения собственников комнат в коммунальной квартире о необходимости установки комнатных приборов учёта электрической энергии, если между всеми потребителями в коммунальной квартире заключено соглашение, предусмотренное пунктом 50 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Волга-Дом" обратилось к ООО "СПГЭС" с соответствующим заявлением об установке индивидуальных приборов учёта в жилых помещениях многоквартирных домов, в которых либо отсутствуют приборы учёта, либо у приборов учёта истёк срок поверки (листы дела 51-59 тома 2).
Вместе с тем, установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее прибор учёта электрической энергии отсутствовал должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 года. В связи с чем, в данном случае обязанность установки прибора учёта в 6-тимесячный срок, у гарантирующего поставщика, отсутствует.
При этом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, ответчик не предоставил в материалы дела доказательства о приборах учёта, у которых истёк межповерочный интервал.
Апелляционной коллегией также учетно, что действующее законодательство не предусматривает обязанности для гарантирующего поставщика установить потребителям или пользователям именно интеллектуальную систему учёта, а обязывает в установленные законом сроки установить потребителям ИПУ с возможностью доступа к интеллектуальной системе учёта.
Кроме того, решениями Арбитражного суда Саратовской области по делам N А57-16376/2021, N А57-28727/2021 с ООО "УК "Волга-Дом" в пользу ООО "СПГЭС" взыскана задолженность за потреблённую электроэнергию за периоды: январь 2021 года, с марта по август 2021 года по договору энергоснабжения от 01.01.17г. N 10701.
В соответствии с частью 1 статьи 16 и частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, а вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учётом обстоятельств, установленных в рамках дел А57-16376/2021, А57-28727/2021, имеющих в силу части 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обращение в суд с исковыми требованиями о взыскании убытков направлены на пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вышеназванным делам, что является недопустимым.
В Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 90 УПК Российской Федерации, статья 61 ГПК Российской Федерации, статья 69 АПК Российской Федерации).
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Принимая во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами по делам А57-16376/2021, А57-28727/2021 подтверждена правомерность расчёта объёма и его стоимость, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о преюдициальном значении вышеуказанных судебных актов.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, ответчик, в обоснование своих доводов не представил доказательств, которые позволили бы суду переоценить выводы, изложенные в судебных актах по делам А57-16376/2021, А57-28727/2021 и принять противоположный судебный акт.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств и нормах права, и не свидетельствуют о наличии в обжалуемом судебном акте существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на результат рассмотрения иска.
В связи с изложенным, апелляционный суд пришёл к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2022 года по делу N А57-4240/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4240/2022
Истец: ООО УК "Волга-дом"
Ответчик: ООО СПГЭС