г. Саратов |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А57-10680/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 сентября 2022 года по делу N А57-10680/2022,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1066443010028; ИНН 6443018495), конкурсный управляющий Бурая Н.А. к государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН 1026403348014; ИНН 6452024495), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Шупиков Максим Николаевич (413090, Саратовская область, г.Маркс, ул.7-я Волжская, д.1), о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
-представитель ООО "Водоканал" - Осипова О.А., действующая на основании доверенности от 17.08.2022;
-представитель ОПФР по Саратовской области - Осовина О.В., действующая на основании доверенности от 01.10.2021.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОПФР по Саратовской области, Управление) о взыскании задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору водоотведения N 59/1/39 от 31.12.2020 за период с 01.01.2021 по 31.10.2021 в размере 2 040,42 руб., задолженности за сброс загрязняющих веществ сверх установочных нормативов состава сточных вод за период с 01.01.2021 по 31.10.2021 в размере 15 356,56 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.09.2022 с Управления в пользу ООО "Водоканал" по договору водоотведения N 59/1/39 от 31 декабря 2020 года взыскана задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01 января 2021 г. по 31 октября 2021 г. в размере 2 040 руб. 42 коп.
С Управления в пользу ООО "Водоканал" по договору водоотведения N 59/1/39 от 31 декабря 2020 г взыскана задолженность за сброс загрязняющих веществ сверх установочных нормативов состава сточных вод за период с 01 января 2021 г. по 31 октября 2021 г. в размере 15 356 руб. 56 коп.
С Управления в доход бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания суммы задолженности за сброс загрязняющих веществ сверх установочных нормативов состава сточных вод и принять новый судебный акт.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, предусмотренных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Каких-либо возражений о пересмотре судебного акта в части не поступило.
Проверив законность вынесенного судебного акта в обжалуемой части, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.06.2018 по делу N А57-23380/2017 ООО "Водоканал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Бурая Н.А.
Как следует из материалов дела, 31.12.2020 между ООО "Водоканал" (организация канализационного хозяйства) и ГУ УПФ Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) (абонент) заключен договор водоотведения N 59/1/39.
В соответствии с указанным договором организация канализационного хозяйства, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения и производить организации канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем Договоре. Датой начала приема сточных вод является 01 января 2021.
С 01 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. тариф на водоотведение составляет 25 руб.45 коп. за 1 куб. м сточных вод.
Согласно п. 6 договора оплата осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с п.7 расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца.
Согласно п.9 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы, в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Оплата производится абонентом на основании счетов выставляемых организацией канализационного хозяйства, в течение 7 рабочих дней с даты выставления счетов.
При наличии одного из условий для объектов абонента предусмотренных п.123.4 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанным абонентом (П), определяется по формуле: n=KxTxQnp (п. 9.1 договора).
Истец на основании пункта 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2021 по 31.10.2021 в размере 2 040 руб. 42 коп. и за сброс загрязняющих веществ сверх установочных нормативов состава сточных вод за период с 01.01.2021 по 31.10.2021 в размере 15 356 руб. 56 коп.
Ответчик в добровольном порядке оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ не произвел, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения МУП "Водоканал" руководствовалось пунктом 123(4) Правил N 644.
Расчет объема и размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчиком не оспаривается, доводов в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 осуществляется организацией ВКХ при наличии любого из условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце 1 пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно актам выполненных работ в пользу ООО "Водоканал" имеется задолженность за сброс загрязняющих веществ сверх установочных нормативов состава сточных вод за период с 01 января 2021 г. по 31 октября 2021 г. в размере 15 356 руб. 56 коп.
Согласно условиям договора (п.8) сверка расчетов проводится между организацией канализационного хозяйства и абонентом не реже 1 раза в год либо по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта.
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по контракту, уведомляет другую сторону о дате ее проведения не менее чем за 5 рабочих дней до даты ее проведения. В случае неявки одной стороны к указанному сроку для проведения сверки расчетов по контракту сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по контракту, составляет и направляет в адрес другой стороны акт о сверке расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. В таком случае акт сверки расчетов подписывается в течение 3 рабочих дней со дня его получения. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней после направления другой стороне акта о сверке расчетов этот акт считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
В соответствии с условиями договора конкурсный управляющий ООО "Водоканал" 09.11.2021 вручил ответчику - ГУ УПФ Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области уведомление о проведении 16.11.2021 сверки расчетов, а также акт сверки на 31.10.2021.
В связи с тем, что представитель ГУ УПФ Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области в назначенное время на сверку расчетов не явился, 16.11.2021 работниками ООО "Водоканал" составлен соответствующий акт.
Далее, согласно условиям договора, конкурсным управляющим в адрес абонента были направлены: акт сверки взаимных расчетов на 31.10.2021, акты по негативному воздействию и акты по сбросу загрязняющих веществ сверх установочных нормативов состава сточных вод, которые не были подписаны в течение 3-х рабочих дней, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что акт сверки считается согласованным обеими сторонами.
Довод заявителя жалобы о том, что уведомление о проведении акта сверки направлено ненадлежащему лицу в связи с реорганизацией Пенсионного фонда РФ является необоснованным.
В частности, определением Арбитражного суда Саратовской области от 20.06.2022 произведена замена ответчика по делу N А57-10680/2022 с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области на его правопреемника государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области.
Довод ответчика о том, что объект не подпадает под определение пункта 203 Правил N 644 и о неправомерности произведенных истцом расчетов по сбросу загрязняющих веществ, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Как указано ранее, по формуле 203 Правил N 644 расчет платы производится без осуществления контроля состава сточных вод при наличии любого из перечисленных в указанном пункте условий.
Как следует из материалов дела, применительно к настоящему делу, среднесуточный объем водоотведения ответчика не превышал 30 куб. м, что не оспаривается ответчиком.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ответчик не имеет контрольного колодца. Данный факт не оспаривается сторонами.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, произведенный истцом, судом проверен и признан обоснованным.
Доказательств, исключающих применение истцом данного расчетного метода, в дело не представлено.
Спор по объему оказанных услуг отсутствует.
Наличие обязанности по внесению указанной платы за сброс загрязняющих веществ не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия в договоре такого условия, поскольку взыскание с абонентов указанной платы предусмотрено Правилами N 644.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 сентября 2022 года по делу N А57-10680/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10680/2022
Истец: КУ Бурая Наталья Александровна, ООО Водоканал
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Марксовском районе СО межрайонное
Третье лицо: Шупиков Максим Николаевич, ОПФР по Саратовской области