г. Чита |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А10-2984/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Содружество" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июня 2022 года по делу N А10-2984/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Содружество" (ОГРН 1080326004736, ИНН 0326475994, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, далее - административный орган, служба) о признании незаконными решения по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия, повлекшие исключение из реестра сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, д.57, управляющей организацией ООО "УК Содружество" и включение сведений об управлении указанным домом ООО "Паритет-Плюс"; об исключении из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия недействительных записей путем восстановления в Реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия сведений об управлении указанным многоквартирным домом ООО "УК Содружество", оформленные приказами от 29.04.2021 N 35-РЛ, от 29.04.2021 N 35-1/РЛ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Паритет-Плюс" (ИНН 032653889, ОГРН 1150327005586).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июня 2022 года по делу N А10-2984/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции о соблюдении службой Приказа Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр. Считает, что включение дома в реестр лицензий ООО "Паритет-плюс" было произведено в отсутствие утвержденного и заключенного договора управления многоквартирным домом. При рассмотрении заявления ООО "УК Содружество" об оспаривании решения службы судом первой инстанции не были применены статьи 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. При вынесении решения не учтены доводы заявителя о нарушении службой подпункта "а" п. 5 Порядка N 938/пр. Служба не в полном объеме проверила документы ООО "Паритет-плюс".
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 11.10.2022 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 10 минут 15 ноября 2022 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.09.2022, 12.10.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Ломако Н.В. в очередном отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2022 года судья Ломако Н.В. заменена на судью Сидоренко В.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08 мая 2015 года Республиканской службой государственной жилищной инспекции обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 003000054, в реестр лицензий ООО "УК Содружество" включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, N 57.
Согласно протоколу N 1 от 16.03.2021 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД) по ул. Гагарина, д.57, г. Улан-Удэ, принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК Содружество" и выборе новой управляющей организации ООО "Паритет-Плюс".
22 марта 2021 года ООО "Паритет-Плюс" направило в адрес ООО "УК Содружество" уведомление о проведенном собрании и принятых решениях.
22 марта 2021 года ООО "Паритет-Плюс" обратилось в РСГЖИ через портал Госуслуг с заявлением о внесении сведений в реестр лицензий Республики Бурятия, о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 57.
23 марта 2021 года ООО "Паритет-Плюс" представило в административный орган: оригиналы документов общего собрания, протокола общего собрания с приложениями, реестры собственников помещений, сообщения о проведении собраний, регистрационные протоколы, бланки решений собственников.
5 апреля 2021 года по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий консультантом РСГЖИ вынесено заключение о приостановлении рассмотрения заявления ввиду противоречия сведений, представленных лицензиатом, сведениям уже содержащимся в реестре лицензий на момент рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр, несоответствия заявления и документов условиям установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
13 апреля 2021 года служба в адрес ООО "УК Содружество" направила письмо о необходимости предоставления сведений относительно смены управляющей организации.
Согласно протоколу от 26.03.2021 N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД) по ул. Гагарина, д.57, г. Улан-Удэ, принято решение об отказе от заключения договора управления с "Паритет-Плюс" и выборе управляющей организации ООО "УК Содружество".
20 апреля 2021 года ООО "УК Содружество" обратилось в РСГЖИ с заявлением о сохранении сведений в реестре лицензий Республики Бурятия об осуществлении управления многоквартирным домом по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 57, за ООО "УК Содружество".
20 апреля 2021 года ООО "УК Содружество" представило в службу оригинал протокола общего собрания с доказательствами его размещения в ГИС ЖКХ.
20 апреля 2021 года заместителем руководителя службы вынесен приказ N 094-п о проведении в отношении ООО "Паритет-Плюс" внеплановой документарной проверки.
28 апреля 2021 года ООО "Паритет-Плюс" службой вручено уведомление о подписании акта проверки.
29 апреля 2021 года службой по результатам внеплановой проверки составлен акт проверки N 094/21-А.
26 апреля 2021 года заместителем руководителя службы вынесен приказ N 103-п о проведении в отношении ООО "УК Содружество" внеплановой документарной проверки.
27 апреля 2021 года ООО "УК Содружество" службой вручено уведомление о подписании акта проверки.
29 апреля 2021 года ООО "УК Содружество" направлены в РСГЖИ замечания к акту проверки с приложением копий бланков решения собственников помещений квартир N N 20, 51, 53, распечатанные с сайта ГИС ЖКХ.
29 апреля 2021 года службой по результатам внеплановой проверки составлен акт проверки N 103/21-А.
29 апреля 2021 года руководителем службы принят приказ N 35-РЛ об исключении с 01.05.2021 многоквартирного дома по адресу: ул. Гагарина, 57, из реестра лицензий Республики Бурятия ООО "УК Содружество".
29 апреля 2021 года руководителем службы принят приказ N 35/1-РЛ о включении многоквартирного дома по адресу: ул. Гагарина, 57, в реестр лицензий Республики Бурятия ООО "Паритет-Плюс" с 01.05.2021.
Несогласие ООО "УК Содружество" с решениями по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия, повлекшими исключение из реестра сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 57, управляющей организацией ООО "УК Содружество" и включение сведений об управлении указанными домами ООО "Паритет-Плюс", явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим на территории Республики Бурятия функции регионального государственного строительного надзора, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за деятельностью жилищно-строительного кооператива, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля согласно Положению о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460 (далее - Положение).
Согласно части 1.3 статьи 161, части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.9, 3.14, 3.24 Положения служба осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль, размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, установленной Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", размещение информации на официальном сайте в сети Интернет в соответствии с федеральным, республиканским законодательством.
Таким образом, служба уполномочена на принятие решений, вынесение приказов касающихся внесения сведений в реестр лицензий Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частями 1-3 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищнокоммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (Кодекса).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Пункт 5 Порядка N 938/пр устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
По правилам пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 16 Порядка N 938/пр в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Согласно пункту 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, 08 мая 2015 года службой обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 003000054, в реестр лицензий ООО "УК Содружество" включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, N 57.
Нормы части 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменения способа управления данным домом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, определение СКЭС Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 309-ЭС-15-11478).
В настоящем случае в службу в течение трех месяцев поступили протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Гагарина, 57, N 1 от 16.03.2021 о выборе управляющей организации ООО "Паритет-Плюс", от 26.03.2021 N 2 о выборе управляющей организации ООО "УК Содружество".
В силу пункта 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Таким образом, службой правомерно проведена проверка протоколов собраний, представленных как ООО "Паритет-Плюс", так и ООО "УК Содружество" в порядке, установленном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Так, согласно акту проверки от 29.04.2021 N 103/21-А службой было установлено, что уведомление о созыве собрания в нарушение статьи 45 ЖК РФ не указаны сведения о лице, инициировавшем собрание. Служба пришла к выводу о ничтожности решения собрания собственников от 26.03.2021 в связи с отсутствием необходимого кворума, установленного пунктом 3 статьи 45 ЖК РФ.
В материалы дела по требованию суда первой инстанции представлены подлинники протокола собрания и бланков решений собственников, поступивших в службу от ООО "УК Содружество".
Судом установлено, что в службу вместе с протоколом поступили подлинники бланков решений собственников в количестве 35 штук.
Вместе с тем судом правомерно установлено, что подлинники бланков решений собственников квартир N N 7, 20, 51, 53 в материалы дела не представлены. Представленные службой документы имеют первоначальную сшивку и нумерацию, которые при проверке не нарушены.
При этом указанные бланки решений собственников квартир N N 7, 20, 51, 53 размещены ООО "УК "Содружество" в системе ГИС ЖКХ, что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 21.02.2022, однако подлинники бланков в службу с протоколом представлены не были.
Как следует из пояснений представителя ООО "УК Содружество", указанные подлинники бланков также отсутствуют у управляющей компании.
Согласно пункту 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
В данном случае голосование проводилось в порядке статьи 47 ЖК РФ путем передачи оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
В силу подпункта "ж" пункта 2 Порядка N 938/пр заявление должно содержать сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при проведении проверки служба обязана была руководствоваться представленными подлинниками протокола и бланков решений собственников.
В силу чего сведения (бланки решений), размещенные в ГИС ЖКХ, правомерно не приняты судом в качестве надлежащего доказательства волеизъявления собственников квартир N N 7, 20, 51, 53 в силу пунктов 4, 9 статьи 75 АПК РФ, поскольку подлинники указанных бланков отсутствуют у управляющей организации, не представлены в службу, в ходе рассмотрения дела также не представлены суду заявителем, их местонахождение неизвестно.
При таких обстоятельствах вывод службы об отсутствии необходимого кворума на собрании 26.03.2021 является верным. Общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД составляет 2 516 кв.м. Общее количество участвующих в голосовании составило 1 147,51 кв.м., что составляет менее 50% от общей площади.
На основании подпункта "ж" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 13 Требований бюллетени должны содержать следующую информацию:
- в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;
- для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя собственника помещения многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяют полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме, подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.
Бланк решения собственника квартиры N 39 не содержит сведения о лице, представляющем интересы муниципального образования, наименовании и реквизитах документа, удостоверяющего его полномочия, доверенность к бланку приложена не была. В связи с чем отсутствуют основания полагать об относимости доверенности от 11.01.2021, представленной заявителем, к указанному решению. При этом суд принимает во внимание, что доверенность в материалах по проведению собрания представлена не была.
Таким образом, служба установила наличие признаков ничтожности принятого решения от 26.03.2021, предусмотренных пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) (отсутствие необходимого кворума), пунктом 1 статьи 181.2 ГК РФ, пунктом 3 статьи 45 ЖК РФ.
По итогам проведенной проверки принято решение об отказе во внесении в реестр лицензий Республики Бурятия сведений об управлении ООО "УК Содружество" многоквартирным домом по ул. Гагарина, 57, на основании подпункта "е" пункта 5 Порядка (отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, выявленного по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка).
Согласно акту проверки от 29.04.2021 N 094-21/А службой в ходе проверки представленных ООО "Паритет-Плюс" документов нарушений не установлено, в собрании приняли участие собственники помещений площадью 1 590,76 кв.м., что составило 63,22% от общего числа голосов. Признаки ничтожности принятого решения Службой не установлено.
Принятое службой решение соответствует представленным материалам дела.
По результатам проведенной проверки принято решение об исключении многоквартирного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 57, из реестра лицензий ООО "УК Содружество", внесении сведений в реестр лицензий Республики Бурятия об управлении ООО "Паритет-Плюс" многоквартирным домом по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 57.
Таким образом, из материалов дела следует, что ООО "Паритет-Плюс" по итогам принятого решения собственников МКД были представлены все необходимые документы в РСГЖИ, решение службы принято по результатам проведенной проверки заявления и приложенных к нему документов на соответствие требованиям пункта 5 Порядка.
Порядок N 938/пр не содержит требований о представлении заявления управляющей компании в письменной форме, обращение с заявлением посредством электронного сервиса является допустимым, при этом в силу подпункта "и" пункта 2 Порядка N 938/пр приложения к заявлению поступили в службу в письменном виде, что подтверждается материалами дела.
При этом, у службы отсутствует обязанность и полномочия по установлению достоверности представленных сведений путем опроса принявших участие в голосовании собственников помещений, истребовании выписки и ЕГРН и сверки данных, направлении иных запросов.
В полномочия службы в соответствии с Порядком N 938/пр входит только проверка заявления и документов на наличие признаков ничтожности, которые в свою очередь установлены в статье 181.5 ГК РФ, данным Порядком не предусмотрена обязательная проверка документов на соответствие Приказу Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр которым утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - Приказ N 44/пр).
Вопреки доводам заявителя, при рассмотрении вопроса о внесении изменений в реестр лицензий у службы отсутствуют полномочия признавать собрание собственников недействительным и давать оценку легитимности проведенного собрания. Проверка соблюдения процедуры проведения общего собрания, оформления его итогов Порядком N 938/пр не предусмотрена.
Службой не установлено признаков ничтожности в документации. РСГЖИ в соответствии с Порядком N 938/пр осуществила проверку заявления и документов и установила, что решение по домам N6,10 принято большинством голосов собственников, то есть, при необходимом кворуме. Подсчет голосов Госстройжилнадзор осуществлял арифметическим способом.
На момент же принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, решение собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 16.03.2021, признаны недействительными не были.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, признание судом общей юрисдикции решения собственников МКД недействительным, не может являться основанием для признания оспариваемого решения недействительным, поскольку служба при проведении проверки действовала в пределах своей компетенции, осуществила все действия, предусмотренные Порядком N 938/пр, и при анализе представленных ООО "Паритет-Плюс" документов признаков ничтожности протокола не установила.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу признание судом общей юрисдикции недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3.1 статьи 198 ЖК РФ и подпункта "в" пункта 3 Порядка N 938/пр является основанием для внесения изменения в реестр лицензий не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Служба по результатам проверки заявления и документов ООО "Паритет-Плюс" на предмет соблюдения условий, перечисленных в пункте 5 Порядка N 938/пр, обоснованно пришла к выводу о том, что собственники спорного многоквартирного дом избрали способ управления домом управляющей организацией, приняли решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Парите-Плюс".
РСГЖИ полно и надлежащим образом дала оценку представленным ей документам и сведениям и на основании них приняла законное и обоснованное решение, которое не нарушает прав заявителя по делу.
Доводы заявителя о не размещении информации о проведении собрания в ГИС ЖКХ правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку обязанность по размещению указанных сведений в силу части 2 статьи 198 ЖК РФ возложена на лицензиата, а не на РСГЖИ.
При таких обстоятельствах служба по результатам проверки заявления и документов ООО "Паритет-Плюс" на предмет соблюдения условий, перечисленных в пункте 5 Порядка, обоснованно пришла к выводу о том, что собственники помещений спорных многоквартирных домов в установленном законом порядке избрали способ управления спорным жилым домом - управление управляющей организацией, приняли решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "Паритет-Плюс" и расторжении в этой связи договора управления с прежней управляющей организацией - ООО "УК Содружество".
Оснований, указанных в пункте 9 Порядка, для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр и возврата заявления новой управляющей компании у службы не имелось.
В ходе рассмотрения дела третьим лицом заявлено о фальсификации бланков решений собственников квартир N N 14, 17, 54, представленных заявителем в РСЖГИ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 39 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", исходя из положений части 1 статьи 64, части 2 статьи 65, статьи 67 АПК РФ не подлежит рассмотрению заявление о фальсификации, которое заявлено в отношении доказательств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу, а также если оно подано в отношении документа, подложность которого, по мнению суда, не повлияет на исход дела в связи с наличием в материалах дела иных доказательств, позволяющих установить фактические обстоятельства.
В связи с изложенным, поскольку исходя из полномочий административного органа, решения которого оспариваются, бланки решений собственников квартир N N 14, 17, 54, о фальсификации которых было заявлено третьим лицом, по существу не влияют на исход дела, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для проверки заявления о фальсификации.
При указанных обстяотельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что служба действовала в рамках предусмотренной ЖК РФ и Порядком N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем, оспариваемые решения являются законным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июня 2022 года по делу N А10-2984/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2984/2021
Истец: Общество с ограниченой ответственностью Управляющая компания Содружество
Третье лицо: ООО "Паритет-Плюс", РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА