г. Москва |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А40-106740/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
Т.Б. Красновой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-106740/22 (144-722)
по заявлению ПАО "Мосэнерго"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Денищек С.С. по доверенности от 07.07.2021, |
от ответчика: |
Карташова Е.Ю. по доверенности от 29.12.2021, |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее инспекция) от 15.04.2022 N 999-ЗУ-22 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
Решением суда от 09.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика, в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителю поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав позиции сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Южного административного округа г.Москвы, с привлечением специалистов Отдела надзора на особо важных пожароопасных объектах Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г.Москве, ОЛРР по ЮАО Главного управления Росгвардии по городу Москве, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Южном административном округе города Москвы, ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по городу Москве, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, 17.02.2022 организована и проведена проверка исполнения требований федерального законодательства на объекте топливно-энергетического комплекса - ТЭЦ-9 - филиал Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго", расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автозаводская, д.12, корп.1.
В ходе проверки установлено, что ПАО "Мосэнерго" учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922".
Филиалы ПАО "Мосэнерго" осуществляют деятельность от имени Общества. За деятельность филиалов и представительств несет ответственность ПАО "Мосэнерго".
ТЭЦ-9 является объектом электроэнергетики. Основной вид её деятельности - производство электрической и тепловой энергии.
В ходе проверки установлено, что земельный участок, общей площадью 69 502 кв.м. (кадастровый номер 77:05:0002002:135), имеющий адресные ориентиры: г.Москва, ул.Автозаводская, вл.12. корп.1 предоставлен ПАО "Мосэнерго" в соответствии с договором аренды земельного участка от 24.06.1996 N М-05-005787 сроком по 13.11.2019 для эксплуатации существующих зданий ТЭЦ-9.
На основании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 22.11.2013 N 6629-05ДГИ было изменено целевое использование земельного участка - для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 06.11.2013 N RU77-126000-010322. а именно: объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС) электроподстанций открытого типа (3002 03): объекты размещения помещений и технических устройств электроподстанций закрытого типа, районных тепловых станций мощностью до 200 Гкат/час. повысительных и понизительных тепловых насосных станций (3002 04); объекты размещения помещений и технических устройств распределительных пунктов (РП). распределительных трансформаторных пунктов (РТП). трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и индивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП), автономных источников теплоснабжения (АИТ). тепловых камер-павильонов, газорегуляторных пунктов на газопроводах давлением менее 1.2 Мпа. индивидуальных артезианских скважин канализационных насосных станций малой производительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подстанций (БС. ЗТП) (3004 02).
В соответствии с дополнительным соглашением от 25.11.2013 к договору аренды, земельный участок представлен для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 06.11.2013 N RU77-126000-010322. а именно: объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС). электроподстанций открытого типа (3002 03); объекты размещения помещений и технических устройств электроподстанций закрытого типа, районных тепловых станций мощностью до 200 Гкал/час, повысительных и понизительных тепловых насосных станций (3002 04): объекты размещения помещений и технических устройств распределительных- пунктов (РП). распределительных трансформаторных пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и индивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП). автономных источников теплоснабжения (АИТ). тепловых камер-павильонов, газорегуляторных пунктов на газопроводах давлением менее 1.2 Мпа. индивидуальных артезианских скважин канализационных насосных станций малой производительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подстанций (БС. 31 П) (3004 02). Фактически земельный участок используется ПАО "Мосэнерго" под эксплуатацию зданий, строений и сооружений ТЭЦ-9, оформленных в собственность ПАО "Мосэнерго".
Изменения в договор аренды земельного участка в части целевого использования, в установленном порядке не вносились.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
В соответствии с п.2 ст.8 указанного Закона, при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием.
В ходе проверки установлено, что ПАО "Мосэнерго" нарушены ограничения по использованию земельного участка, содержащиеся в договоре аренды земельного участка от 24.06.1996 N М-05-005787, изменив установленный договором аренды вид разрешенного использования земельного участка без внесения изменений в договор аренды земельного участка, то есть нарушены требования п.5 ст.4, п.2 ст.8, п.1 ст.28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве"
В связи с чем 15.04.2022 Госинспекция по недвижимости г.Москвы вынесла в отношении ПАО "Мосэнерго" постановление N 999-ЗУ-22 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП г.Москвы в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, нарушающим права заявителя, последний обратился в суд с заявлением.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и ПАО "Мосэнерго" заключен договор от 24.06.1996 N М-05-005787 аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002002:135, площадью 69 502 кв.м, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул.Автозаводская, д. 12, корп. 1, сроком на 49 лет.
Согласно выписке из ФГИС ЕГРН от 18.02.2022 земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002002:135 предоставлен ПАО "Мосэнерго" с разрешенным использованием "объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС), электроподстанций открытого типа (1.2.10); объекты размещения помещений и технических устройств электроподстанций закрытого типа, районных тепловых станций мощностью до 200 Гкал/час, повысительных и понизительных тепловых насосных станций (1.2.10); объекты размещения помещений и технических устройств распределительных пунктов (РП), распределительных трансформаторных- пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и индивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП), автономных источников теплоснабжения (АИТ). тепловых камерпавильонов, газорегуляторных пунктов (ГРП) на газопроводах давлением менее 1,2 Мпа, индивидуальных артезианских скважин, канализационных насосных станций малой производительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подстанций (БС, ЗТП) (1.2.10)".
Из дополнительного соглашения от 25.11.2013 к Договору, следует, что земельный участок предоставлен ПАО "Мосэнерго" для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 06.11.2013 N RU77-126000-010322" с разрешенным использованием "объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС), электроподстанций открытого типа (1.2.10); объекты размещения помещений и технических устройств электроподстанций закрытого типа, районных тепловых станций мощностью до 200 Гкал/час, повысительных и понизительных тепловых насосных станций (1.2.10); объекты размещения помещений и технических устройств распределительных пунктов (РП), распределительных трансформаторных пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и индивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП), автономных источников теплоснабжения (АИТ), тепловых камерпавильонов, газорегуляторных пунктов (ГРП) на газопроводах давлением менее 1,2 Мпа, индивидуальных артезианских скважин, канализационных насосных станций малой производительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подстанций (БС, ЗТП) (1.2.10)".
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ термин "размещение" объекта на предоставляемом земельном участке включает в себя возможность использования земельного участка для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов.
Как следует из материалов дела, прокуратура ЮАО г. Москвы пришла в выводу о том, что ПАО "Мосэнерго" фактически использует земельный участок для эксплуатации зданий, строений и сооружений, оформленных в собственность Общества, без соответствующих изменений договора аренды земельного участка в части целевого (разрешенного) использования земельного участка.
При этом, как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент в ответ на запрос ПАО "Мосэнерго" от 12.11.2019 отказал в заключении дополнительного соглашения к Договору, предусматривающего изменение цели и срока предоставления земельного участка с учетом завершения строительства объектов.
После 13.11.2019 Договор в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации возобновлен на неопределенный срок.
Кроме того, в оформлении договора аренды на новый срок Департаментом 20.02.2020 также отказано по причине наличия акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в соответствии с которым помещение в здании по адресу г.Москва, ул.Автозаводская д.12, корп.1, стр.20, расположенном на данном земельном участке, обладает признаками самовольного строительства.
При этом, Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-14735/2021 по исковому заявлению Департамента к ПАО "Мосэнерго" в отношении объекта, указанного в акте Госинспекции, в иске было отказано, указанное решение суда оставлено без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16476/2022-ГК и вступило в законную силу.
В последующем, ПАО "Мосэнерго" 27.04.2022 повторно обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с целью заключения нового договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002002:135.
Однако как следует из представленного в материалы дела ответа ДГИ г. Москвы от 19.05.2022 N 33-5-44623/22-(0)-1 на запрос ПАО "Мосэнерго" по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателем зданий, строений, сооружений, с адресными ориентирами: г.Москва, ул. Автозаводская, вл.12, корпус 1 (кадастровый номер 77:05:0002002:135), указанный объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не представленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (п.3314 приложения 2).
Таким образом, указанный объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, что по мнению ДГИ гМосквы является основанием для отказа в оформлении договора аренды.
Доказательств того, что данное основание отпало ответчиком не представлено.
Согласно п.2 ст.1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В п. 4 ст.1.5 КоАП РФ указано что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях ПАО "Мосэнерго" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
В силу положений ст.24.5 КРФоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Суд сделал обоснованный вывод, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не доказано событие административного правонарушения, что в силу ст.24.5 КРФоАП исключает привлечение заявителя к административной ответственности.
Таким образом, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления Госинспекции по недвижимости от 15.04.2022 N 999-ЗУ-22 о привлечении к административной ответственности.
Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-106740/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106740/2022
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ