город Омск |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А75-4450/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13571/2022) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на определение от 12.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об отложении судебного заседания в части отказа в удовлетворении ходатайства о привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле N А75-4450/2022 (судья Касумова С.Г.), по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1138600001693) к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Пафос" (ОГРН 1068602158130), при участии в деле в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Уют" (ОГРН 1028600613942), о взыскании 779 749 руб. 94 коп.,
в отсутствие представителей подателя жалобы и лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Югорский ФКР МКД, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Пафос" (далее - ООО "Фирма "Пафос", ответчик) о взыскании 455 423 руб. 10 коп. долга, 324 326 руб. 84 коп. пени.
Определением от 13.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Уют".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО) заявил ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора.
Определением от 12.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в удовлетворении ходатайства Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО о привлечении его к участию в деле N А75-4450/2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для вывода о том, что решение, принятое по существу дела, повлияет на возникновение прав и обязанностей у Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, заявленное ходатайство удовлетворить.
В обоснование жалобы податель ссылается на положения Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2013 N 35-оз "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" (далее - Закон N 35-оз), указывает, что привлечение регионального уполномоченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, обусловлено его юридическим интересов, который основывается на выполнении функций по осуществлению защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей подателя жалобы и лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, считает определение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части.
В силу статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК РФ случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ.
В соответствии со статьей 53.1 АПК РФ уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Вместе с тем, данную норму процессуального права необходимо применять в совокупности с положениями Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Законом N 78-ФЗ), который определяет основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный), а также Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным (часть 1 статьи 4 Закона N 78-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан, в том числе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности (часть 5 статьи 4 Закона N 78-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 78-ФЗ в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы; беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения; принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля; одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
Закон N 35-оз определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 35-оз Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в автономном округе (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления), их должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 35-оз Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории автономного округа, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории автономного округа (далее - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом или законом автономного округа отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 2, 2.1 части 1 статьи 5 Закона N 35-оз при осуществлении своей деятельности Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО вправе:
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом или законом автономного округа отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности в автономном округе;
- принимать участие в судебных процессах в случаях и формах, установленных федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Привлечение регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, обусловлено его юридическим интересом, который основывается на выполнении функции по осуществлению защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.
Пунктами 1.1, 1.2, 3.2 Устава Югорского ФКР МКД, последний создан на основании распоряжения от 06.12.2013 Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 632-рп, в целях организации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Учредителем Фонда является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, в лице Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В силу части 6 статьи 178 ЖК РФ, пункта 2.6 Устава Югорского ФКР МКД, Ханты-Мансийский автономный окру-Югра несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.12.2013 N 568-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры определен исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ответственным за реализацию указанной Программы.
Согласно подпункту 6.7.8 пункта 6.7 постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.06.2022 N 71 Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры осуществляет обеспечение финансирования и контроль за исполнением органами местного самоуправления проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа.
Таким образом, Югорский ФКР МКД создан в целях реализации отдельных полномочий субъекта Российской Федерации.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что имеются предусмотренные статьями 40, 51, 53.1 АПК РФ, нормами Закона N 78-ФЗ и Закона N 35-оз, основания для вступления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО, в участие в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права, является основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, определение от 12.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-4450/2022 в части отказа в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции разрешает вопрос по существу и удовлетворяет ходатайство Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО о привлечении к участию в деле N А75-4450/2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", обжалование в суд кассационной инстанции постановлений апелляционного суда, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 3.1 статьи 51 АПК РФ), не предусмотрено.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 12.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-4450/2022 в части отказа в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица отменить, разрешить вопрос по существу. Привлечь к участию в деле N А75-4450/2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, дальнейшему обжалованию не подлежит.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А. В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4450/2022
Истец: ЮГОРСКИЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: ООО "ФИРМА ПАФОС"
Третье лицо: ООО "УЮТ", Представитель: Адвокат Милькин Дмитрий Николаевич, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО-Югре