г. Вологда |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А66-8314/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Колтаковой Н.А. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2022 года по делу N А66-8314/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области" (адрес: 170039, Тверская область, город Тверь, Стеклопластик проезд, дом 4, ОГРН 1126952017125, ИНН 6952033628; далее - ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Тверской области") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - ТУ Росимущества в Тверской области) о возложении обязанности на ответчика принять недвижимое имущество в казну Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.10.2022 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных истцом требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что у ответчика отсутствуют полномочия на изъятие имущества без одновременного его закрепления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тверской области" находится нежилое здание, расположенное по адресу: г. Тверь, пл. Пожарная, д. 2/13, общей площадью 268,1 кв. м, кадастровый номер 69:40:0100556:89, а также на праве постоянного бессрочного пользования - земельный участок, расположенный по тому же адресу, общей площадью 1882 кв. м, кадастровый номер 69:40:0100547:1 (далее - имущество, переданные объекты).
Указанное имущество закреплено за истцом на основании распоряжения от 16.11.2016 N 412-р (далее - распоряжение) ТУ Росимущества в Тверской области.
Ответчику направлялись письма с предложением принять имущество в казну Российской Федерации учитывая, что имущество переданное истцу на праве ограниченного владения не может им использоваться по назначению. Истец несет необоснованные затраты на содержание имущества.
В адрес ответчика 28.04.2020 направлено письмо N 1055, в котором изложено, что МВД России рассмотрело и удовлетворило обращение истца о прекращении права оперативного управления и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования имуществом (копии письма МВД России от 15.04.2020 N 22/4/1-8352, от 15.04.2020 N 22/4/1-8353 приложены).
В этом же письме истец просит ответчика прекратить право оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования имуществом, учитывая, что имеется согласие МВД России по передаче имущества в казну Российской Федерации.
Ответчик 22.05.2020 направил в адрес истца письмо N 69-КА-03/2688 в котором сообщил, что для своевременного решения вопроса об изъятии нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тверь, пл. Пожарная, д. 2/13 в казну Российской Федерации, необходимо предоставить фотоматериалы объекта, справку с описанием технического состояния объекта и договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Письмом от 03.06.2020 N 69-КА-02/2951 ответчик сообщил истцу, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100547:1 возможно после прекращения права оперативного управления на административное здание, расположенное на земельном участке.
Истец счел отказ принять имущество в казну Российской Федерации незаконным, учитывая действующее законодательство.
Истец 04.02.2022 вновь обратился к ответчику с просьбой сообщить о готовности принятия в казну Российской Федерации имущество.
Ответчик 17.03.2022 отказал истцу в принятии имущества в казну Российской Федерации, сославшись на то, что на данный момент времени продолжает вести работу по подбору пользователей на указанное имущество.
Отказ ответчика принять имущество в казну Российской Федерации, послужил основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В статье 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с пунктами 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В пункте 4 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение), установлено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В силу пунктов 4.1.2, 4.1.9, 4.1.14 и 4.1.15 Положения, территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности: осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями; предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно пункту 4.1.21 Положения к компетенции Теруправления также относится сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества.
В силу пункта 4.2.3 Положения Теруправления организует и осуществляет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приказами (распоряжениями) Агентства продажу федерального имущества, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Тверской области" в любое время вправе отказаться от имущества, находящегося в его оперативном управлении, но не используемого для целей своей деятельности.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2021 по делу N А44-6363/2020, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2022 по делу N А46-5569/2021 и от 08.02.2022 по делу N А75-7976/2021.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Тверской области" реализовало свое право на отказ от права оперативного управления на нежилое здание, а также от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный под неиспользуемым объектом, в связи с этим, у ТУ Росимущества в Тверской области возникла обязанность принять спорные объекты недвижимости в казну Российской Федерации. При этом не имеет значение техническое состояние объектов, определяющим является факт отсутствия надобности объектов для их использования в целях деятельности государственного органа.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2022 года по делу N А66-8314/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8314/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области